Для кого курбан – ваджиб?

Курбан – уаджиб (необходим) для каждого мусульманина, который:

– находится в здравом уме и является взрослым (половозрелым),
– не является путником,
– обладает 612,36 граммами серебра или имуществом, равноценным стоимости данного количества серебра, сверх базовых потребностей человека и его долгов в любой из трех дней курбана. Не является необходимым условием, чтобы этим количеством человек обладал весь лунный год. (Фатава Хиндия. – Том 5, стр. 292; Сарахси. Мабсут. – Изд. Дар-уль-магрифат. – Том 12, стр. 14)

وأما الأب ليس عليه أن يضحي عن ولده الصغار في ظاهر الرواية … وإن كان للصبي مال فقال بعض مشايخنا رحمهم الله تعالى على الأب والوصي أن يضحي من ماله عند أبي حنيفة — رضي الله عنه — على قياس صدقة الفطر الأصح أنه لا يجب ذلك، وليس له أن يفعله من ماله (المبسوط للسرخسي، ج: ۱۲، ص: ۱۲، دار المعرفة) ومنها (شرائط الوجوب) الإقامة. فلا تجب على المسافر (الفتاوى الهندية، ج:٥، ص: ٢٩٢ دار إحياء التراث العربي) و أما شرائط الوجوب منها اليسار وهو ما يتعلق به وجوب صدقة الفطر دون ما يتعلق به وجوب الزكوة (الفتاوى الهندية، ج:٥، ص: ٢٩٢ دار إحياء التراث العربي)

Примечание

Курбан не возлагается ни на ребенка, ни на душевнобольного независимо от того, обладают они имуществом в указанном размере или нет. Также не является уаджибом для их опекунов совершать курбан от их имени. (Ибн Абидин. Радд-уль-мухтар. – Изд. Дар-уль-фикр. – Том 6, стр. 316; Джавахир-уль-Фикх. – Том 6, стр. 270)

(قوله ويضحي عن ولده الصغير من ماله) أي مال الصغير ومثله المجنون. قال في البدائع: وأما البلوغ والعقل فليسا من شرائط الوجوب في قولهما، وعند محمد من الشرائط حتى لا تجب التضحية في مالهما لو موسرين، ولا يضمن الأب أو الوصي عندهما وعند محمد يضمن(رد المحتار، ج: ٦ ص: ٣١٦ دار الفكر)

Для путника курбан тоже не является уаджибом. Путником ислам признает человека, который находится в поездке с намерением проехать 78 км и более. Он становится путником сразу, как только покинет город. Но если он намеревается остаться в каком-то месте 15 дней или более, он перестает там быть путником. (Фатава Хиндия. – Том 5, стр. 292)Человеку, для которого курбан не является обязательным, не следует для совершения курбана влезать в долги, превышающие его возможности.Если курбан не обязателен для человека (например, путника), тогда совершение курбана будет добродетельным поступком, если финансовые возможности позволяют это сделать.