Как понимать слова имама Ахмада с критикой в адрес имама Абу Ханифы?
Версии от имама ибн ‘Абди-ль-Хади аль-Ханбали (ум.909) из его книги «Танвир ас-Сахифа».
«С именем Аллаха, Милостивого, Милующего.
Сказал выдающийся учёный, обладатель исключительного понимания, Юсуф ибн Хасан ибн ‘Абди-ль-Хади аль-Ханбали в своей книге под названием «Танвир ас-Сахифа би-манакъиб Аби Ханифа» (Озарение страниц за счет упоминания достоинств Абу Ханифы), и это биографическая книга, в начале которой упомянута биография имама, которая состоит из 50-ти глав, а затем уже приводится биография учёных его мазхаба, да помилует их Аллах Всевышний.
И я процитировал нижеследующее из того что записано почерком самого автора:
Девятая глава: о запрете порицания и очернения Абу Ханифы, а также опровержение тем кто его порицает или очерняет.
Сказал ибн ‘Абди-ль-Барр: нам сообщил Джа’фар ибн Идрис аль-Къизвини, который сказал: нам сообщил Мухаммад ибн ‘Иса ат-Тарсуси, который сказал: я слышал как Сулейман аш-Шазкуни сказал: сказал ‘Иса ибн Юнус: Мы не говорим плохо об Абу Ханифе и не верим тому, кто плохо говорит о нем, ибо я — клянусь Аллахом — не видел кого-то кто был бы лучше, набожнее и кто был бы более понимающим религию чем Абу Ханифа.
Я — ибн ‘Абди-ль-Хади — скажу:
И тот кто порочит этого имама — который является одним из столпов ислама, ибо эти четырёх имамов Аллах, Могучий и Величественный, сделал столпами Ислама, и тот кто взглянет в суть увидит что это столпы и опоры ислама, а за счет того кто занимает такое положение и держится Религия, и ведь Пророк (да пребудет над ним мир) сказал: «Ученые моей общины словно Пророки Бану Исраиль» и сказал «Учёные это наследники Пророков», а раз Аллах, Могучий и Величественный, сделал их теми за счет кого держится религия, то они являются путеводителями для творений, и никому не разрешается их порочить, порицать, очернять — так вот пусть тот кто порочит этого имама крайне остерегается этого, ибо плоть учёных и аскетов отравлена, а их честь смертоносна, и никто не стал порочить учёных и принижать их, кроме как он был предан забвению, его упоминание исчезло, а знание пришло в негодность.
И пусть никто не обманывается словами имама Ахмада «Оставь мнение (раий) Абу Ханифы» ибо на эти слова можно дать десять вариантов ответа:
Первый: Что имам Ахмад не порицал Абу Ханифу, а повелел оставить его мнение (раий) и только, потому что оно не соответствует правилам и иджтихаду имама Ахмада.
Второй: Что от него передается похвала в адрес Абу Ханифы и просьба к Аллаху о милости для Абу Ханифы, которые указывают на то что его нужно почитать, и что Абу Ханифа не высказывал исключительно свои субъективные мнения.
Третий: Что имам Ахмад муджтахид, а муджтахид не может следовать за чьим-то мнением по какому-то вопросу.
Четвертый: Что имам Ахмад повелел оставить не только личное мнение Абу Ханифы, а вообще всякое личное мнение, и поэтому сказал так, и тому подобное.
Пятый: Что мазхаб имама Ахмада это практика хадисов категории «Ахад» в противовес мнению Абу Ханифы, так что это значит, что имам Ахмад имел ввиду оставить те мнения Абу Ханифы, в которых тот оставил следование за хадисами типа «Ахад» и последовал своему субъективному мнению.
Шестой: Что под (субъективным мнением) имеется ввиду то, что противоречит хадису как таковому.
Седьмой: Что под этим имеется ввиду субъективное мнение противоречащее мнениям сподвижников и таби’инов.
Восьмой: что слова имама Ахмада нельзя сравнивать со словами кого-то еще, ибо имам Ахмад близок к Абу Ханифе, и это было сказано прежде чем мазхабы закрепились в том статусе, в котором они находятся сегодня, а муджтахид особенно близкий к другому, имеет право подкреплять свой мазхаб, а ослабление мнения другого муджтахида это усиление своего мнения по сути.
Девятый: Что мнение муджтахида будет считаться для него верным только если он будет убежден в ошибочности мазхаба своего оппонента, и так как имам Ахмад считал что мазхаб Абу Ханифы ошибочен, то повелел его оставить.
Десятый: Что имам Ахмад сказал это тому, кто следовал за имамом Ахмадом в его иджтихаде, а не сказал это обращаясь абсолютно ко всем»
Так что пусть никто не обманывается этим, ибо имам Ахмад восхвалял Абу Ханифу и просил для него милости Аллаха, и автор книги «аль-Джавахир аль-Мудыя сказал:
«Слова одних имамов о других должны игнорироваться и на них не нужно опираться в отношении тех, о ком достоверно известно что он имам и что он имеет основательную степень в знаниях.
И многие имамы-хадисоведы передали похвалу имамов в адрес Абу Ханифы.
Ибн бинт Аби Са’ид передал от ибн аль-Мубарака, что тот сказал:
«Я спросил Абу ‘Абдилляха, Суфьяна ас-Саври о том, нужно ли перед сражением объявлять врагу о том, что если они не примут ислам или не станут выплачивать джизью, то мы будем с ними воевать?
Он ответил:
— На сегодняшний день они знают, почему с ними сражаются.
Тогда я сказал ему:
— Абу Ханифа считает на этот счет так, как тебе известно.
Он сказал:
— Ты склонился к его мнению? Ты записывал от него хадисы?
Я ответил:
— Да
Тогда он опустил голову, а затем повернулся к нам и осмотревшись налево-направо сказал:
— Абу Ханифа усердно приобретал знания, защищал границы установленные Аллахом, принимал те хадисы которые передали достойные доверия передатчики, которые он посчитал достоверными и принимал то, на чем застал учёных Куфы, а затем кое-какие люди стали его порочить. Мы просим у Аллаха прощения, мы просим у Аллаха прощения».
И также передается от Абу Му’авии, что он сказал:
«Суфьян имел перед нами вес, пока он не стал затрагивать Абу Ханифу, по причине чего мы его отвергли и подвергли бойкотированию».
Абу Му’авия сказал: «Возможно, это было до того, как Суфьяну стало известно реальное положение дела».
Арабский оригинал:
Страница № 1:
بسم الله الرحمن الرحيم.
قال العلامة الفهامة يوسف بن حسن بن عبدالهادي الحنبلي في كتابه تنوير الصحيفة بمناقب أبي حنيفة وهو طبقات جعل في أولها ترجمة الإمام وجعلها خمسين بابا ثم ترجم أهل مذهبه رحمهم الله تعالى.
ومن خط مصنفه نقلت:
الباب التاسع في النهي عن ذمه وشينه والرد على من ذمه أو شانه.
قال ابن عبدالبر : ثنا جعفر بن إدريس القزويني ثنا محمد بن عيسى الطسوسي قال سمعت سليمان الشاذكوني قال قال عيسى بن يونس: لا نتكلم في أبي حنيفة بسوء ولا نصدق أحدا يسيء القول فيه فإني والله ما رأيت أفضل منه ولا أورع منه ولا أفقه منه.
أقول:
ومن وقع في هذا الإمام الذي هو أحد أركان الإسلام فإن هولاء الأئمة الأربعة جعلهم الله عز وجل أركان الإسلام ومن نظر بعين الحقيقة رأى هؤلاء أركان الإسلام وعموده ومن أقامه الله عز وجل هذا المقام كان قيام دين الله به وقد قال عليه السلام: «علماء أمتي كأنبياء بني إسرائيل» وقال «العلماء ورثة الأنبياء».
وحيث جعل الله عز وجل الدين في هذه الأمة قائما بهؤلاء الأربعة كانوا هم أدلاء الخلق فلا يجوز لأحد أن يقع في أحد منهم ولا يتعرض له بذم ولا يشين.
والحذر كل الحذر من ذلك فإنه الداء العضال والسم القتال يخشى على من وقع في ذلك المقت من الله والغضب لأدلائه وأوتاده في الأرض وأوليائه كما في الحديث الإلهي: «من عاد لي وليا فقد آذنته بالحرب وإني لأغضب لأوليائي كما يغضب الليث الحرد».
فالحذر الحذر من ذلك فإن لحوم العلماء والزهاد مسمومة وأعراضهم قتالة وقط ما تعرض أحد لذم العلماء والحط عليهم إلا وتخامل أمره وانمحى ذكره وفسد علمه.
ولا يغرن مغتر بقول الإمام أحمد «اترك رأي أبي حنيفة» فإن الجواب عن هذا من عشرة أوجه:
الأول: أنه لم يذم أبا حنيفة وإنما أمر بترك الرأي فقط لأنه ليس جار على قواعده واجتهاده.
والثاني: أنه …
Страница № 2:
والثاني: أنه قد ورد عنه من الثناء على أبي حنيفة والترحم عليه ما يوجب تعظيمه وأنه لم يقل برأيه.
والثالث: أنه مجتهد والمجتهد ليس له النقليد في الرأي.
والرابع: أنه لم يأمر بترك رأيه فقط إنما أمر بترك كل رأي ولهذا قال ونحوه.
والخامس: أن مذهبه — العمل بخبر الآحاد خلافا لأبي حنيفة فقد يكون مراده بالرأي الذي ترك فيه العمل بالآحاد وعمل بالرأي.
والسادس: المراد بالرأي — المخالف لمطلق الحديث.
والسابع: الرأي المخالف لأقوال الصحابة والتابعين.
والثامن: أن الكلام من الإمام أحمد ليس كالكلام من غيره إذ هو قريي منه وهو قبل استقرار المذاهب، والمجتهد لاسيما المقارب للمجتهد له أن يقوي مذهبه وتضعيفه قول غيره تقوية لمذهبه.
والتاسع: أن المجتهد لا يصح له قوله حتى يعتقد بطلان مذهب خصمه وحيث اعتقد بطلانه جاز له الأمر بتركه.
والعاشر: أنه قال ذلك لمن قلده في اجتهاده ولم يقله لكل أحد.
فلا يغترن أحد بذلك فإن الإمام أحمد كان يثني على أبي حنيفة ويترحم عليه وقد قال صاحب الجواهر المضية: كلام الأئمة بعضهم في بعض يجب أن لا يلتفت إليه ولا يعرج عليه فيمن صحت إمامته وعظمت في العلم غايته.
وقد ذكر غير واحد من أئمة النقل عن الأئمة ثناءعم على أبي حنيفة وذكر ابن بنت أبي سعيد عن ابن المبارك قال: سألت أبا عبدالله سفيان الثوري عن الدعوة للعدو أواجبة هي اليوم؟ فقال: قد علموا على ما يقاتلون. قال: فقلت له: إن أبا حنيفة يقول في الدعوة ما قد بلغك فقال: قصدت قصده فقال أكتبت عنه فقلت نعم فنكس رأسه ثم التفت إلينا يمينا وشمالا ثم قال: كان أبو حنيفة شديد الأخذ بالعلم ذابا عن محارم الله يأخذ بما صح عنده من الأحاديث التي يحمله الثقات وما أدرك عليه علماء أهل الكوفة ثم شنع عليه قوم نستغفر الله نستغفر الله.
وعن أبي معاوية أنه قال: ما زل سفيان عندنا كبيرا حتى نال أبا حنيفة فرفضناه وهجرناه. قال: ولعل هذا قبل أن يتضح له حال