Имам Абу Джафар ибн Мухаммад ибн Саляма аль-Азди аль-Хаджри ат-Тахави родился в деревне Таха в Египте. Его предки, родом из Йемена, переселились в Египет после того, как тот стал частью халифата. Есть разные мнения насчет даты рождения имама – 229/843, 230/ 844, 238/852 и 239/853 года упоминаются у разных биографов. Ас-Самани, да помилует его Аллах, утверждает, что он родился в 229-м году, и это верное мнение. Умер он в Египте в 321/933.

Его кормилицей была супруга великого мухаддиса Абу Мусы аль-Мисри – одного из учителей Абу Давуда и Насаи. Первым его учителем стала мать. Она была знающей женщиной, непосредственно училась у имама аш-Шафии. Ее брат, имам аль-Музани , известен как самый влиятельный сторонник шафиитского мазхаба в Египте и лучший ученик имама аш-Шафии, поэтому в книгах она фигурирует либо как Ухт Мизани, либо как Умм Тахави. Так же, как и ее брат, она посещала уроки имама Шафии и даже стала всесторонне образованным ученым определенной значимости в шафиитском мазхабе.

Имам ас-Суюти, да помилует его Аллах, пишет о ней:

«Она посещала кружок имама аш-Шафии, и имам Рафии ссылается на нее в разделе о закяте. Также о ней упоминают Субки и Аснави в сборнике биографий ученых-шафиитов».

Неудивительно, что, окруженный такими людьми, имам ат-Тахави, да будет доволен им Аллах, был склонен к изучению религиозных наук еще в детстве. Еще ребенком он выучил весь Коран наизусть и посещал уроки своего отца, а затем и других ученых.

Имам Тахави глубоко изучал хадис и фикх, его считали одним из величайших мухаддисов и факихов своего времени. Абу Исхак аш-Ширази, рахимахуллах, пишет, что он был последним имамом ханафитского фикха в Египте .

Он начал изучать шафиитский фикх под руководством дяди (брата матери) имама аль-Музани, да будет доволен им Аллах, затем принялся за изучение ханафитского мазхаба под руководством шейха Абу Джафара Ахмада ибн Аби Имрана , который впоследствии стал главным кади Египта в 270/883.

В 268-м (882) году ат-Тахави направляется в Сирию для дальнейшего изучения ханафитского фикха и становится учеником кади Абу Хазима Абдуль-Хамида ибн Джафара, который на тот момент был главным судьей Сирии .

Он брал хадис у большого числа шейхов, особенно тех, кто посещал Египет в то время. У него также было много видных учеников.

Имам ат-Тахави провел всю свою жизнь, преподавая и составляя книги. Только недавно была найдена часть его огромного труда по тафсиру. Лишь его работы по ихтиляфу, по сообщению его биографов, составляют 130 томов. К сожалению, они не дошли до наших дней. Однако часть этого труда в сокращенном варианте, которую сделал великий алим-ханафит и муфассир Абу Бакр аль-Джассас (умер в 370/981), сохранилась в рукописном виде в Стамбуле.

Он написал труд по классификации хадисов, а также сборник хадисов, которые он заучил от своего дяди — имама аль-Музани — под названием «Сунан аш-Шафии». Он также автор известного труда «Шарх маани аль-асар» — комментария ко всем хадисам, относящихся к вопросам фикха.

Самая важная из его работ по фикху — это, пожалуй, «Мухтасар», к которому ученые-ханафиты написали несколько подробных комментариев.

Самым же известным из его трудов стала работа по акыде «Баян ас-Сунна валь-Джамаа», известная как «Акыда ат-Тахавийя». Это небольшой по объему, но огромный по важности текст на все времена, перечисляющий все то, что должен знать и во что должен верить каждый мусульманин.

«Акыда ат-Тахавийя» содержит положения, насчет которых нет разногласий ни среди сподвижников, ни среди табиинов, ни среди великих ученых исламского мира, таких как имамы четырех мазхабов и их значимые последователи. Принципы, которые перечисляет имам ат-Тахави, целиком и полностью взяты из первоисточников нашей религии: Благородного Корана и достоверных хадисов.


 

 

Источник