Вопрос: Что значит грех?
Ответ: Грех означает непослушание, нарушение предписания Аллаха. Действие, в котором проявляется непокорность Аллаху, называется грехом.
Совершать грехи – очень плохо. Гнев, недовольство и наказание Аллаха происходят из-за грехов. Среди грехов самый большой – это неверие (куфр) и многобожие (ширк). Неверные (кафиры) и многобожники (мушрики) будут в аду навечно, никто за них не заступится. В Коране Аллах Та‘аля говорит, что Он никогда не простит многобожников.
Куфр и Ширк
Вопрос: Что такое куфр и ширк?
Ответ: Куфр – это непризнание хотя бы одного из пунктов, верить в которые обязательно. Например, если кто-либо не верит в Аллаха, отрицает Его качества, верит в двух или трёх богов, отрицает ангелов, отрицает какую-нибудь из книг Аллаха, не признаёт какого-нибудь посланника Аллаха, не верит в предопределение, не верит в День Суда, отрицает какой-нибудь из несомненных приказов Аллаха, или считает ложью какую-нибудь весть, рассказанную Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), тот во всех этих случаях неверующий.
Ширк – это придание Аллаху сотоварищей в Его личности или качествах.
Вопрос: Что означает приписывать сотоварищей личности Аллаха?
Ответ: Приписывать сотоварищей Аллаху означает верить в двух или трёх богов. Например, христиане верят в трёх богов, и по этой причине они являются мушриками (многобожниками). Огнепоклонники, веря в двух богов, стали мушриками. Индусы верят во многих богов, поэтому они являются мушриками.
Вопрос: Что означает приписывать сотоварищей Аллаху в Его качествах?
Ответ: Приписывать кому-нибудь качество, подобное качеству Аллаха, является ширком, поскольку никакое творение, будь оно ангелом или посланником, или уали, или шахидом, или наставником (шейхом), или имамом, не может иметь никакое качество, подобное качествам Аллаха.
Вопрос: Скольких видов бывает ширк в качествах Аллаха?
Ответ: У него много видов, о некоторых из них мы рассказываем ниже.
Ширк в качестве «Аль-Кудрат» – утверждать, что кто-либо ещё обладает таким же, как у Аллаха, могуществом. Например, считать, что такой-то посланник, уали или шахид может пролить дождь, умерщвлять или оживлять, или они способны приносить кому-либо пользу или вред – все это есть ширк.
Ширк в качестве «Аль-‘Илм» – утверждать, что кто-либо ещё обладает таким же, как у Аллаха, знанием. Например, считать, что такой-то посланник или уали и т.д. имеет знание о скрытом, или что, как Аллах, он знает о каждой пылинке, или он осведомлён обо всём, что с нами происходит, или что он знает о далёком и близком – всё это является ширком Аллаху в Его качестве знание.
Ширк в качествах «Ас-Сам‘» и «Аль-Баср». Например, считать, что такой-то посланник или уали слышит всё, несмотря на то, далеко это или близко, или видит нас и наши дела повсюду – это ширк.
Ширк в качестве «Аль-Хукм» – ставить кого-либо повелителем наравне с Аллахом, и принимать его указания так же, как приказы Аллаха. Например, шейх велел читать какое-то задание перед ‘аср намазом. И человек считает выполнение его настолько обязательным, что даже не обращает внимания на то, что время ‘аср намаза уже стало макрух. Подобное тоже является ширком.
Ширк Аллаху в поклонении – считать кого-либо достойным поклонения, так же как Аллаха. Например, делать сажда перед могилой или перед шейхом, совершать кому-нибудь поясной поклон, во имя какого-то посланника, шейха, уали или имама держать уразу, давать обет, приносить жертву, делать таваф (обход вокруг) могилы или дома какого-то шейха, как вокруг Ка‘бы – всё это является ширком в поклонении.
Вопрос: Есть ли, кроме этого, другие деяния, которые являются ширком?
Ответ: Да, есть много других дел, в которых замешан ширк. Их надо остерегаться. Они следующие.
1) Спрашивать у астрологов вести о скрытом.
2) Показывать руку гадалке.
3) Спрашивать у кого-то предсказания будущего.
4) Ругать болезнь, например, оспу и т.д., и считать, что болезнь от одного заражает другого.
5) Сооружать «та‘зия» (изображение гробницы Хасана и Хусейна, которое носят во время процессии мухаррам).
6) Поднимать флаг имамов (во время процессии мухаррам).
7) На могилах делать подношения, жертвоприношения во исполнение обета.
8) Клясться чем-то другим, помимо имени Аллаха.
9) Делать изображения или чтить их.
10) Обращаться к какому-либо шейху или уали, считая, что они удовлетворяют нужды и отдаляют беды.
11) Носить чоти (прядь волос, оставляемая на бритой голове) во имя какого-то шейха.
12) В месяц мухаррам просить милостыню во имя имамов.
13) Организовывать празднества на могилах и т.д.
Автор: Муфтий Кифаятулла аль-Дехляви аль-Ханафи
Книга: «Та‘лимуль Ислам»
Источник: http://www.azan.kz/islam/blog/id/5273.html
1. Ширку истикляль: утверждение существования двух «богов», каждый из которых обладает независимой силой. Таков, например, ширк огнепоклонников, утверждающих существование бога добра и бога зла.
2. Ширку табиид: утверждение делимости Бога. Пример подобному виду ширка — утверждение христиан, что Всевышний Аллах есть третий из трех.
3. Ширку такрииб: поклонение идолам наряду со Всевышним Аллахом для того, чтобы они приблизили поклоняющегося им ко Всевышнему. И таков был ширк арабов времён джахилии, которые совершали поклонение каменным изваяниям.
4. Ширку таклид: поклонение невежественным предкам через слепое следование им. Подобный вид ширка тоже имел место среди арабов джахилии, которые слепо следовали своим предкам, даже когда предки эти находились в явном куфре и заблуждении.
5. Ширкуль асбаб: утверждение независимого влияния вещей друг на друга. Данный вид ширка исповедуют философы и материалисты.
6. Ширкуль аграад: неискреннее поклонение Всевышнему Аллаху.
Относительно хукма (шариатского решения) по каждому из перечисленных видов ширка приведем слова имама аль-Кастыляни, да будет милостив к нему Всевышний Аллах:
Что касается хукма первых четырех видов ширка, то он, согласно единодушному мнению ученых, заключается в признании куфра того, кто исповедует их. Однако шестой вид ширка — не куфр, но великий грех.
Что до пятого вида: если кто-то исповедует, что вещи влияют друг на друга в соответствии со своей врожденной природой, не являющейся созданием Всевышнего Аллаха, то относительно неверия такого человека нет у ученых никаких разногласий. А тот, кто утверждает, что взаимовлияние вещей происходит благодаря вложенной в них Всевышним Аллахом силы, есть вносящий нововведения в религию, и относительно его куфра среди шейхов есть разногласие.
Данное деление ширка приводят имам аль-Хафиз Кутубуддин аль-Кастыляни в книге «Макасиду ссалят» и имам ас-Саннуси аль-Малики в «аль-Мукаддимат», да будет доволен ими Всевышний Аллах.
Источник: an-nawawi.org
Практически всем известно, что Ислам учит Единобожию, то есть поклонению Единственному Богу, которого мусульмане (даже неарабоязычные) называют Аллахом, как Он Сам Себя называет в Коране. По-арабски учение Единобожия называется Таухид.
Можно сказать, что из Единобожия вытекает все исламское вероубеждение – прямо или косвенно.
Прямо – в том смысле, что вера в то, что Бог Один, отвергает любые формы язычества и непосредственно связана с абсолютным совершенством Аллаха (то есть несотворенная Сущность непременно одна и непременно совершенна).
Косвенно – в том смысле, что Единобожие приводит к вере в то, что Аллах лишен недостатков, а значит, никогда не лжет, следовательно, мы должны принять все, что исходит от Него в Небесных Писаниях и передается от истинных пророков.
Так что же значит Единобожие? Это убеждение, что у Аллаха нет сотоварищей ни в Сущности, ни в качествах, которыми Он описан, ни в действиях. Иными словами, нет другой сущности, похожей на Сущность Аллаха, и нет ни у кого таких качеств, которыми описан Аллах, и лишь Аллах творит и уничтожает, и никто другой не может этого сделать. Никто, кроме Аллаха, не может сотворить мир и управлять им. Лишь Он достоин поклонения. Только у Него есть исключительное право устанавливать Шариат, то есть Закон. Аллах, в отличие от всего остального, абсолютно самодостаточен.
Многобожие – это придание Аллаху сотоварища. По-арабски многобожие называется ширком. Ширк – это самый большой грех, более того, это единственный грех, который Господь не прощает, и многобожники будут вечно в Аду. Люди, которые придают Аллаху сотоварища, не являются мусульманами.
Однако нужно отметить, что сейчас, во времена тотального невежества, в народе есть, грубо говоря, две позиции насчет ширка:
1. Пристальное внимание к этому вопросу вкупе с ошибками в определении многобожия.
2. Почти полная индифферентность («наше дело – очищать сердце, а не о многобожии предупреждать»).
Первая группа выделяется явным сектантством. Вы наверняка встречали их в мечетях и в Сети. Обычно они следуют за современными шейхами ваххабитов, носят вычурные интернет-имена вроде «Ислама Таухидова» или «Фирдауса Единобожница» (прощу прощения, если у вас именно такой ник в интернете, я не имела в виду никого конкретно, это лишь распространенные штампы в именах), распространяют картинки с «видами ширка», например, перечеркнутыми обручальными кольцами («носишь обручальное кольцо – мушрик»). Однако будет неправильно считать, что этим страдают одни ваххабиты. Это и многие сочувствующие им, которые говорят, что ваххабитскую доктрину не поддерживают, но при этом осуждают все, что им кажется многобожием, к примеру, ношение специальных амулетов (таавизов) с аятами Корана.
Со второй группой сложнее. Необязательно быть каким-то очень плохим, чтобы перестать предупреждать о многобожии. Кому-то хочется отличаться от ваххабитов («от них слышишь только «ширк! куфр!», надоели, не будем больше про это говорить»). Кому-то кажется, что есть более практические дела, например, научить людей намазу. Кому-то кажется, что это дело больших ученых – говорить про ширк. В итоге складывается такая довольно печальная ситуация, когда истинные сунниты (то есть ашариты с матуридитами) про многобожие вовсе не говорят. Наши противники, замечая это, пишут, что ашаритам нет дела до главной опасности и что, мол, они всегда защищали многобожников. Посмотрим, так ли это на самом деле.
Писали ли истинные сунниты (ашариты и матуридиты) о многобожии? Осуждали ли они его?
Конечно.
Имам ас-Сануси, да помилует его Аллах, сказал:
«Есть шесть видов ширка:
Автономный ширк, а это вера в двух независимых богов, как в ширке зороастрийцев.
Ширк подразделения, а это вера в то, что Бог создал других богов, как ширк христиан.
Ширк как средство приближения, когда поклоняются кому-либо, кроме Всемогущего Аллаха, для того, чтобы приблизиться к Аллаху, как ширк ранних язычников-арабов.
Ширк подражания, а это поклонение кому-либо, помимо Аллаха, в слепом подражании другим, как ширк поздних язычников-арабов.
Ширк причины, а это приписывание влияния кому-либо, кроме Аллаха, например, природным явлениям, как ширк философов и натуралистов-ученых и изучающих подобное.
Ширк намерения, а это работать и добиваться чего-либо другого, кроме [довольства] Аллаха.
Первые четыре вида – неверие (куфр), о чем единогласно заявляют ученые, шестой – грех, а пятый зависит от определенных условий» (Шарх Мукаддима ас-Сануси, с. 33, 40).
Многобожие – это какая-то определенная религия, так?
Нет, совсем не так. Безусловно, индуисты – многобожники, но необязательно выполнять каноны какой-то языческой религии, чтобы совершить грех ширка (да защитит нас от этого Аллах).
В книге «Расскажи мне об Исламе» говорится:
«Неверующие люди склонны приписывать божественные атрибуты и действия кому и чему угодно, только не Всевышнему Аллаху. Для этого придуманы, например, такие понятия, как «природа» и «судьба». С другой стороны, человеку внушают, что всё зависит только от него, что он хозяин своей жизни и так далее. Люди надеются на приметы, верят в могущество целителей и гадалок, всерьез задумываются о том, как на их жизнь влияет дата их рождения или так называемый знак зодиака. Все явления подобного рода есть не что иное, как своеобразная форма ширка, то есть многобожие.
Защитить себя от того, чтобы придавать сотоварищей Аллаху в какой бы то ни было форме, — важнейшее дело. Знание о том, что Бог только Один, должно пронизывать всю жизнь мусульманина и отражаться на его поведении. Никакой «мудрой матушки природы», которая якобы создала всё живое особым образом, заложила в мире законы и порядки, одарила талантом и т. п., не существует. Положение звезд и планет в момент рождения человека никак не влияет на то, как сложится его судьба, то же касается животных в китайском традиционном календаре и тому подобных вещей. Когда рождается ребенок или находится подходящий супруг — это не «подарок судьбы», а милость Аллаха».
Многобожие – это убеждение, что кто-то (или что-то), кроме Аллаха, может самостоятельно влиять на события, будь то еще одно «божество» или колдун/положение звезд/нательный крестик. Тут важно понимать разницу между неким установленным порядком вещей на земле и самостоятельным влиянием предметов на события.
Например, чаще всего, когда книга попадает к огонь, она сгорает. Но иногда этого не происходит. К примеру, есть много фотографий, где люди, пережившие пожар, показывают уцелевший мусхаф Корана, в то время как ничто больше не уцелело. Это необычно и можно назвать чудом как минимум в языковом смысле слова (ведь обычно все-таки чудом называют события, радикально нарушающие порядок вещей, а Книга могла не сгореть из-за особого типа бумаги или из-за того, что лежала в специальной сумке). Иногда и вовсе происходят очевидные и заметные чудеса: например, при Пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и да приветствует, луна раскололась на две части.
Иными словами, мы должны всегда помнить, что в какой-то момент по желанию Аллаха все может произойти не так, как ожидается по теории вероятности или согласно установленному порядку. Например, вирус может не коснуться вас, хотя вы контактировали с больным.
Когда доктор лечит вас, на самом деле, лечит Аллах. Когда вы пьете воду и утоляете жажду, это Аллах утоляет вашу жажду, в соответствии с неким установленным Им порядком вещей. Этот порядок может в мгновение ока измениться.
Говоря проще, влиять на происходящее может только Всевышний Аллах. Только Он распоряжается всем во Вселенной. Если что-то происходит, то происходит по Его желанию, и у Него нет никакого сотоварища, то есть никто не может автономно повлиять на что-то. Невозможна никакая борьба с Аллахом, и никто не может Его победить: ни колдун, ни идол, ни шайтан не в состоянии отсрочить ни на мгновение то, чему Аллах велел сбыться. И, конечно, суеверия не имеют ничего общего с реальностью. Никакая черная кошка не может вам навредить.
Ключ к счастью – это довольство Аллаха, а его точно не заслужить запретными методами вроде колдовства. Напротив, такие занятия отдаляют вас от Ислама и от довольства Всевышнего. Даже если внешне кажется, будто соблюдение суеверий, магия или иконопочитание приносят успех, возможны лишь два варианта: либо играет ваше воображение и вы придаете совпадению вид закономерности (или шарлатаны умело играют с вами), либо Аллах позволяет грешникам добиться мимолетного торжества в этой короткой мирской жизни (зато в жизни вечной их ждет наказание).
Всякое ли неверие – многобожие?
Как правило, да – прямо или косвенно. Прямо – это, например, когда человек верит, что существует божественная троица. Косвенно – это когда человек, допустим, говорит, что намаз никакой пользы не приносит. Тем самым он отрицает положения Ислама и слова Всевышнего (ведь про намаз говорится в Коране), а значит, ставит свою гордость и себя выше Аллаха, как бы поклоняясь самому себе. АузубиЛлях.
Но есть некоторые виды вероотступничества, когда сложно судить, заключено ли в них именно многобожие. Например, если человек в шутку наступает на Коран, он выходит из Ислама. АузубиЛлях. Заключено ли в этом многобожие? Я не знаю. Аллах знает лучше.
Тем не менее, практически все виды неверия восходят к отрицанию Единственности Аллаха.
Означает ли все это, что теперь мне надо ходить, искать везде ширк и обвинять других в многобожии, если я его замечу?
Нет. У обвинения в неверии есть свои условия, и вы должны изучить их прежде всяких действий. Это не означает, что никого нельзя обвинять в неверии, потому что есть явный куфр, например, все современные христиане – неверующие. Подробнее читайте здесь.
Но основная цель этой статьи – в том, чтобы обратить внимание на самих себя и вспомнить, что Ислам всегда выступал и выступает против любого язычества. Следите за собой в повседневных делах. Нет ли скрытого суеверия в ваших действиях? Не доверяете ли вы гороскопам? Нет ли у вас каких-то навязчивых ритуалов, которые призваны якобы защитить вас? Берегите себя от лжи многобожия.
Просим помощи у Аллаха в том, чтобы Он отдалил нас от всех видов многобожия.
По материалам nurulhaqq.org и darulfikr.ru
Малика Умм Яхья
Один исследователь пишет:
Я не встретил в их книгах по акыде [в книгах ашаритов] абсолютно ничего о таухиде и его противоположности, а именно, ширке (как распознать его и предостережения от него). Я не знаю, где они вообще затрагивали этот вопрос. Говорится ли об этом в их книгах по фуру’? Нет! Или они вообще оставили этот вопрос, в чем я и уверен?
Ответ:
1. Вы не изучили все их книги, поэтому вам не следует быть уверенным в этом.
Знай, что тот, кто уверен, может быть уверен лишь в том, что ему известно наверняка. А незнание и невежество — не аргумент для отрицания, а лишь заблуждение (а тот, кто отрицает на основании незнания, заблуждается). Поэтому, если ты не знаешь, есть ли что-то в их книгах об этом и высказывались ли ашариты по этому вопросу или нет, то следует говорить: «Это заключение, к которому я пришел на основании изучения их книг», — или: ««Это, во что я верю». Но не говори: «Это то, в чем я уверен».
2. Знай, что ашариты утверждают, что нет ни Создателя, ни Поддержателя, ни Благодетеля, ни Дарующего благословения и милость, кроме Аллаха, и нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха. От запутанности поспешных умозаключений и несовершенства разума этот безрассудный исследователь приписал ашаритам что-то и отказал им в чем-то лишь потому, что ни в книгах по акыде, ни в книгах по фуру’ не обнаружил, что они упоминают о том, что лишь у Одного Аллаха есть безраздельное право на то, чтобы Ему поклонялись.
Ашариты пишут об основах исламского вероубеждения и отвечают различным группам неверующих, которые не верят ни в то, что Всевышний Аллах – единственный Господь всего сущего, ни в то, что Ислам – это совершенный образ жизни, ни в то, что Мухаммад — Пророк и Посланник. Если человек верит во Всевышнего Аллаха, и в то, что Коран – слово Аллаха, и в то, что Пророк Мухаммад — Посланник Аллаха, то совершенно очевидно, что он не поклоняется никому, кроме Создателя.
Обратитесь к книгам по тафсиру, написанным ашаритами, и вы найдете, что они говорили, что только Аллах достоин поклонения, и предостерегали от ширка в разных его формах, особенно — от поклонения кому-либо наряду с Аллахом.
Например, возьмем слова имама ар-Рази, рахимахуллах:
Ширк – не что иное, как поклонение кому-либо наряду с Аллахом1.
Прочтите его слова:
Он выше того, что вы ассоциируете с ним: смысл – Он выше того, чтобы иметь соучастника в управлении и вынесении решений2. Он выше того, чтобы наряду с ним кому-либо еще совершали саджда и кому бы поклонялись, и Он выше того, чтобы иметь соучастника в своем абсолютном Величии3.
Также читайте его слова:
Человек должен занять себя поклонением Всевышнему Аллаху с предельной искренностью и быть абсолютно свободным от поклонения кому-либо, помимо Аллаха. Что касается того, что он должен поклоняться Аллаху с предельной искренностью, — это смысл Его слов (смысл): «Поклоняйся Аллаху Единому, будучи искренним в своей вере в Него»!4 А что до абсолютной свободы от поклонения кому-либо, помимо Аллаха, то это то, что стоит за Его словами (смысл): «Искренняя, чистая вера может быть только в Аллаха Единого!»5, — потому что Его слова (смысл): «только в Аллаха Единого», — подразумевают исключение (всего остального)6.
Имам Фахруддин ар-Рази, рахимахуллах, также сказал:
Его слова (смысл): «Лишь Тебе мы поклоняемся», — означают, что нет никого другого, кроме Аллаха [кому можно было бы поклоненяться]; поскольку однозначно установлено, что нет бога, кроме Аллаха, и Его слова (смысл): «Лишь тебе мы поклоняемся и лишь к Тебе прибегаем за помощью», — указывают на чистый таухид… Любой, кто придаёт Аллаху сотоварища, будет неизбежно поклоняться этому сотоварищу в каких-то аспектах, будь то снискание пользы или защита от вреда. А те, кто твердо держится таухида и отрицает, что у Всевышнего есть равные или сотоварищи, отказывается от поклонения кому-либо, помимо Аллаха, и не уделяет внимание ничему, кроме Аллаха, — их надежда, страх, желание и трепет — лишь пред Аллахом. И поэтому не может быть сомнений, что они не поклоняются никому, кроме Аллаха, и не ищут помощи ни у кого, кроме Аллаха7.
3. Если вы обратитесь к книгам [имама] Бакиляни, рахимахуллах, по вероубеждению, то вы увидите, что он объясняет «таухид» в рамках таухида аль-улюхийя, когда говорит:
Таухид означает утверждение того, что Он – Абсолютно Существующий, Один Бог, Единственный – Тот, Кому всё поклонение, и нет ничего, подобного Ему.
Он продолжает:
Из обязательного – знать, что Всемогущий Создатель этого мира – Один и Единственный; это значит, что нет другого бога, кроме Него, и что никто не достоин поклонения, кроме Него Единственного8.
4. Имам Навави, рахимахуллах, говорит о выражении: «Ля иляха илляЛлах»:
Лучшая форма поминания после Корана — это «Ля иляха илляЛлах»; и это означает, что ничто из существующего не достойно поклонения, кроме Аллаха9.
Муфассир Абу Абдулла аль-Куртуби аль-Аш’ари, рахимахуллах, четко излагает это убеждение во введении к своей книге «Размышление о положении умершего и состоянии в следующем мире»:
Пусть Аллах делает это лишь потому, что Ему угодно… нет Господа, кроме Него, и нет ничего достойного поклонения, кроме Него, Всевышнего.
5. Имам Аль-Иззуддин Ибн Абдуссалам, рахимахуллах, сказал после упоминания необходимых атрибутов Всевышнего Аллаха:
«Поистине, Божественность означает право на то, чтобы тебе поклонялись, и никто не заслуживает поклонения, кроме Единственного, описанного тем, что мы упомянули». Он продолжил: «И никто не заслуживает быть Богом, кроме Одного, Которого описывает то, что мы решительно утвердили выше10.
6. Имам Ас-Сануси, рахимахуллах, сказал:
Есть шесть видов ширка:
Автономный ширк, а это вера в двух независимых богов, как в ширке зороастрийцев.
Ширк подразделения, а это вера в то, что Бог создал других богов, как ширк христиан.
Ширк как средство приближения, когда поклоняются кому-либо, кроме Всемогущего Аллаха, для того, чтобы приблизиться к Аллаху, как ширк ранних язычников-арабов.
Ширк подражания, а это поклонение кому-либо, помимо Аллаха, в слепом подражании другим, как ширк поздних язычников-арабов.
Ширк причины, а это приписывание влияния кому-либо, кроме Аллаха, например, природным явлениям, как ширк философов и натуралистов-ученых и изучающих подобное.
Ширк намерения, а это работать и добиваться чего-либо другого, кроме [довольства] Аллаха.
Первые четыре вида – куфр по иджме ученых, шестой – греховен, а пятый – зависит от определенных условий11.
Первые два вида ширка противоречат таухиду рубубийя, и это ширк автономии и ширк разделения. Два следующих вида ширка противоречат таухиду улюхийя, и это ширк приближения и ширк подражания. Имам ас-Сануси решил, что хукм относительно этих форм ширка – куфр и что это иджма (единогласное мнение ученых).
Ас-Сануси, рахимахуллах, сказал:
Бытие Единого Аллаха таково, что Он, Необходимо Существующий, достойный поклонения, а это означает, что ничто сущее не заслуживает поклонения, кроме Одного, Который является Создателем Вселенной, Азза ва Джаль. Ничто не заслуживает поклонения в [том] смысле, что всё перед ним принижает себя, – кроме Него, Который свободен от любой нужды в ком-либо другом и в Ком нуждается все сущее12.
Аль-Байджури, рахимахуллах, сказал:
«Бог» — это тот Один, который абсолютно достоин поклонения. И если это и есть смысл слова «Бог», то это значит, что нет бога, кроме Аллаха, и нет ничего и никого, достойного поклонения, кроме Аллаха13.
7. Итак, предостерегают ли ашариты от ширка или нет? Есть ли у них что-либо об истинном таухиде, а именно, о поклонении только Всемогущему Аллаху и о приписывании Божественности лишь Ему и никому другому, или нет?
Возможно, сейчас вы поймете, дорогой брат и искатель знаний, что книги ашаритов фокусируются на таухиде ар-рубубийя и его рациональных доказательствах и что они также уделили внимание таухиду аль-улюхийя. Ашариты свободны от клеветы, которую вы попытались возвести на них, а именно, от того, что истинный таухид не упоминается в их книгах ни по акыде, ни по фуру. И ваша уверенность в этом заблуждении была неправильной.
1. Тафсир ар-Рази, том 16, с. 33. Тафсир аята 30, Cуры ат-Тауба.
2. Он выше того, чтобы кто-то (или что-то) наряду с ним участвовал в управлении и установлении законов – прим. пер.
3. Тафсир ар-Рази, том 16, с. 38. Тафсир суры Тауба, аят 31.
4. Сура Зумар, аят 2.
5. Сура Зумар, аят 3.
6. Аль-Мурджи’ ас-Сабик, том 26, с. 239, аят 2, сура аз-Зумар.
7. Мифтахуль-Гуюб, том 1, сс. 244-245.
8. Аль-Инсаф, сс. 32-33.
9. Макасид аль-Ислам, с. 9.
10. Акыдату аль-Изз ибн Абдуссалям, с. 11, 13.
11. Шарх Мукаддима ас-Сануси, с. 33, 40.
12. Шарх Уммуль-Барахин ас-Сануси, сс. 206-207.
13. Хашият Байджури ‘аля матн ас-Санусия, с. 42.
Источник: darulfikr.ru
Автор: шейх Салахуддин аль-Идлиби
Allah’s Name
Источник: Marifah.net
مِنْ فَتَاوَى
الْعَقِيدَةِ الإِسْلاَمِيِّةِ
( مَسْأَلَةٌ فِي حُكْمِ مُنْتَقِصِ أئمةِ أهل السُّنةِ والجَمَاعَةِ الأشاعرة)
» استفتاءاتٌ يُجِيبُ عَلَيها »
الإمامُ أبو إسحقَ الشِّيرازيُّ الشافعي (476هـ)
والإمامُ أبو عبدالله الدَّامَغاني الحنفي (478هـ)
والإمامُ أبوبـكر الشَّـاشِـي الشـافعي ( 507هـ)
والإمامُ أبو الوَليدِ ابنُ رُشْدٍ المالكيُّ (520هـ )
والإمامُ ابنُ حَجَرٍ الهَيْتَمِيُّ الشافعيّ ( 974هـ)
بسم الله الرحمن الرحيم
[ نص الاستفتاء من بغداد]:
ما قول السادة الجلة الأئمة الفقهاء أحسن الله توفيقهم ورضي عنهم في قوم اجتمعوا على لعن فرقة الأشعري (1) وتكفيرهم؟ ما الذى يجب عليهم في هذا القول؟ يفتونا في ذلك منعمين مثابين إن شاء الله .
[ الجواب وبالله التوفيق ]:
إن كل من أقدم على لعن فرقة من المسلمين وتكفيرهم فقد ابتدع وارتكب مالا يجوز الإقدام عليه، وعلى الناظر في الأمور أعز الله أنصاره الإنكار عليه، وتأديبه بما يرتدع هو وأمثاله عن إرتكاب مثله . وكتب محمد بن علي الدامغاني .
الجواب وبالله التوفيق إن الأشعرية أعيان السنة، ونصار الشريعة، انتصبوا للرد على المبتدعة من القدرية والرافضة وغيرهم، فمن طعن فيهم فقد طعن على أهل السنة، وإذا رفع أمر من يفعل ذلك إلى الناظر في أمر المسلمين، وجب عليه تأديبه بما يرتدع به كل أحد . وكتب إبراهيم بن علي الفيروزبادي .
جوابي مثله . وكتب محمد بن أحمد الشاشي .(2) اهـ.
انظر التبيين للحافظ ابن عساكر ص332، وطبقات الشافعية الكبرى للإمام تاج الدين السبكي 2 / 260.
@@@@
[ استفتاء آخر من المغرب ] :
سأل عليُّ بن يوسف بن تاشفين أمير المسلمين بمراكش وثاني ملوك دولة المرابطين المتوفى سنة 537هـ الإمامَ القاضي الأوحد ابن رشد الجَدَّ القرطبي المالكي رحمه الله تعالى الملقب عند المالكية بشيخ المذهب عن رأي المالكية في السادة الأشاعرة وحكم من ينتقصهم .
[ وهذا نص السؤال والجواب ] :
ما يقول الفقيه القاضي الأجل الأوحد أبوالوليد وَصَل الله توفيقه وتسديده، ونهج إلى كل صالحة طريقَه، في الشيخ أبي الحسن الأشعري، وأبي إسحاق الإسفراييني (3)، وأبي بكر الباقلاني (4)، وأبي بكر بن فُوْرَك (5)، وأبي المعالي(6)، وأبي الوليد البَاجي (7)، ونظرائهم ممن ينتحل علم الكلام ويتكلم في أصول الديانات ويصنف للرد على أهل الأهواء؟ أهم أئمة رشاد وهداية ، أم هم قادة حَيْرة وعَمَاية ؟ وما تقول في قوم يسبونهم ويتنقصونهم، ويسبون كل من ينتمي إلى علم الأشعرية، ويكفرونهم ويتبرؤون منهم، وينحرفون بالولاية عنهم، ويعتقدون أنهم على ضلالة، وخائضون في جهالة، فماذا يقال لهم ويصنع بهم ويعتقد فيهم ؟ أيتركون على أهوائهم، أم يُكفّ عن غُلوائهم ؟ وهل ذلك جَرحة في أديانهم ودَخَل في إِيمانهم ؟ وهل تجوز الصلاة وراءهم أم لا ؟ بين لنا مقدار الأئمة المذكورين، ومحلهم من الدين، وأفصح لنا عن حال المتنقِصِ لهم، والمنحرف عنهم، وحال المتولي لهم المحب فيهم، مجمَلاً مفصَّلاً، ومأجورا إن شاء الله تعالى .
[ فأجابه ابن رشد رحمه الله ] :
تصفحت عصمنا الله وإياك سؤالك هذا، ووقفت عليه، وهؤلاء الذين سمَّيْتَ من العلماء أئمة خير وهدى، وممن يجب بهم الاقتداء، لأنهم قاموا بنصر الشريعة، وأبطلوا شبه أهل الزيغ والضلالة، وأوضحوا المشكلات ، وبينوا ما يجب أن يدان به مِنَ المعتقدات، فهم بمعرفتهم بأصول الديانات العلماءُ على الحقيقة، لعلمهم بالله عز وجل وما يجب له، وما يجوز عليه، وما ينتفي عنه، إذ لا تُعْلَمُ الفروع إلا بعد معرفة الأصول، فمن الواجب أن يُعترف بفضائلهم، ويُقر لهم بسوابقهم، فهم الذين عنى رسول الله صلى الله عليه وسلم بقوله : ( يحمِل هذا العِلْمَ من كل خَلَفٍ عُدُولُه، ينفون عنه تحريف الغالين، وانتحال المُبْطِلين، وتأويلَ الجاهلين ) .
فلا يَعْتَقِدُ أنهم على ضلالة وجهالة إلا غَبِيٌّ جاهل، أو مبتدع زائغ عن الحق مائل، ولا يسبهم وينسب إليهم خلاف ما هم عليه إلا فاسق، وقد قال الله عز وجل: ( والذين يؤذون المؤمنين والمؤمنات بغير ما اكتسبوا فقد احتملوا بهتانا وإثما مبينا ) .
فيجب أن يُبَصَّرَ الجاهلُ منهم، ويؤدب الفاسق، ويستتاب المبتدع الزائغ عن الحق إذا كان مستسهلا ببدعة، فإن تاب وإلا ضرب أبدا حتى يتوب، كما فعل عمرُ بن الخطاب رضي الله عنه بصَبِيغ (8) المتهم في اعتقاده، من ضربه إياه حتى قال: ( يا أمير المؤمنين إن كنت تريد دوائي فقد بَلَغْتَ مني موضع الداء، وإن كنت تريد قتلي فأجهِز عَلَيّ ) فخلى سبيله، والله أسأله العصمة والتوفيق برحمته، قاله: محمد بن رشد.
من فتاواه المطبوعة ( 2 / 802 ) ط1/ دار الغرب الإسلامي / بيروت / 1407هـ .
@@@@
استفتاء آخر ورد إلى الإمام الفقيه شيخ الإسلام شهاب الدين أحمد بن حجر الهيتمي المكي الشافعي بما صورته :
طعن بعض الناس في أبي الحسن وأبي إسحق الأشـعـريين، والبـاقـلانـي، وابـن فـورك، وأبـي المعالي إمام الحرمين، والباجي، وغيرهم ممن تكلم في الأصول ورد على أهل الأهواء، بل ربما بالغ بعض الملحدة فادعى كفرهم، فهل هؤلاء كما قال ذلك الطاعن أو لا ؟.
فأجاب بقوله :
ليسوا كما قال ذلك الخارق المارق المجازف، الضَّالُّ الغالِ الجاهل المائل، بل هم أئمة الدين وفحول علماء المسلمين، فيجب الاقتداء بهم لقيامهم بنصرة الشريعة وإيضاح المشكلات ورد شبه أهل الزيغ وما يجب من الاعتقادات والديانات، لعلمهم بالله، وما يجب له، وما يستحيل عليه، وما يجوز في حقه، ولا يُعرف الوصول إلا بعد معرفة الأصول .. والواجب الاعتراف بفضل أولئك الأئمة المذكورين في السؤال وسابقيهم، وأنهم من جملة المرادين بقوله e: » يحمل هذا العلم من كل خلف عُدُولُه، ينفون عنه تحريف الغالين، وانتحال المبطلين، وتأويل الجاهلين » فلا يعتقد ضلالتهم إلا أحمق جاهل، أو مبتدع زائغ عن الحق، ولا يسبهم إلا فاسق، فينبغي تبصير الجاهل وتأديب الفاسق واستتابة المبتدع، وإلا فقال بعض أئمة المالكية: » يضرب إلى أن يموت كما فعل سيدنا عمر t بصبيغ المشهور المتهم، وورد أنه لما أكثر ضربه قال له : » إن كنت تريد دوائي فقد بلغ موضع الداء، وإن كنت تريد قتلي فعَجِّل عَلَيّ » فخَلَّى سبيله.
» الفتاوى الحديثية » ص272 ط1/ إحياء التراث / بيروت.
@@@@
************************
الحواشي :
************************
1 — هو شيخ أهل السنة والجماعة أبو الحسن علي بن إسماعيل ابن أبي بشر ابن إسحق بن سالم بن إسماعيل بن عبدالله بن موسى ابن بلال ابن أبي بردة بن صاحب رسول الله e أبي موسى الأشعري اليماني البصري، مولده سنة 260هـ ووفاته سنة 324هـ ، راجع ترجمته في : تبيين كذب المفتري على الإمام أبي الحسن الأشعري للحافظ ابن عساكر فقد أفرده في ترجمته، تاريخ بغداد 11/346 ، الأنساب 1/273 ، وفيات الأعيان 3/284 ، طبقات السُّبكي 3/347 ، البداية والنهاية 11/187 وسير أعلام النبلاء 15/85 وغيرها .
2 — هؤلاء الأئمة الثلاثة هم كبار العلماء في عصرهم، فالأول كبير الحنفية، والآخران إماما الشافعية، قال الحافظ بن عساكر في التبيين ص332 : (( فهذه أجوبة هؤلاء الأئمة الذين كانوا في عصرهم علماء الامة فأما قاضي القضاة أبو حنيفة أبو عبد الله الحنفي الدامغاني فكان يقال له في عصره أبو حنيفة الثاني، وأما الشيخ الإمام أبو إسحق فقد طبق ذكر فضله الآفاق، وأما الشيخ الإمام أبو بكر الشاشي فلا يخفى محله على منته في العلم ولا ناشي، فمن وفقه الله للسداد وعصمه من الشقاق والعناد انتهى إلى ماذكروا واكتفى مما عنه أخبروا، والله يعصمنا من قول الزور والبهتان ويغفر لنا ولإخواننا الذين سبقونا بالإيمان، ويجعلنا من التابعين لهم باحسان، ويحشرنا معهم في غرف الجنان )) اهـ.
3 — هو الإمام العلامة الأوحد الأستاذ أبو إسحق إبراهيم بن محمد بن إبراهيم بن مهران الإسفراييني المتوفى سنة 418هـ ، ترجمته في تبيين كذب المفتري 243 ، وفيات الأعيان 1/28 ، طبقات الشافعية للسبكي 4/256 وغيرها .
4 — هو الإمام القاضي العلامة الأوحد أبو بكر محمد بن الطيب ابن محمد بن جعفر بن قاسم البصري ثم البغدادي ابن الباقلاني، شيخ المالكية صاحب التصانيف ومضرب المثل في الفهم والذكاء، توفي سنة 403هـ وترجمته في: تبيين كذب المفتري 217 ، تاريخ بغداد 5/379 ، الأنساب 2/51 ، وفيات الأعيان 4/269 ، ترتيب المدارك 4/585 وغيرها كثير .
5 — هو الإمام المناظر الكبير محمد بن الحسن بن فورك المتوفى سنة 406هـ ، ترجمته في : طبقات السبكي 4/127، التبيين 232 ، وفيات الأعيان 4/272 وغيرها .
6 — هو الإمام الكبير شيخ الشافعية إمام الحرمين عبدالملك بن عبدالله بن يوسف الجويني المولود سنة 419هـ والمتوفى سنة 478هـ ترجمته في طبقات السبكي 5/165 وغيرها كثير .
7 — الإمام الحافظ القاضي الأوحد سليمان بن خلف الباجي الأندلسي المالكي ، ولد سنة 403هـ وتوفي سنة 474هـ ترجمته في : ترتيب المدارك 4/802 ، وفيات الأعيان 2/408 وغيرهما كثير .
8 — هو صَبِيغ بن عِسل ، تابعي سأل عمر بن الخطاب عن المتشابهات فعاقبه عمر رضي الله عنه ، انظر الإصابة للحافظ ابن حجر حرف الصاد القسم الثالث منه 3/258 ط الكتب العلمية.