Говорит имам ат-Тахави:

«И Его не охватывают шесть направлений, подобно другим творениям»

 

Это потому, что Всевышний отвергает свое подобие чему-либо из творения: «Нет ничего Ему подобного», а в утверждении направлений и материализации заключено утверждение подобия телам. Также утверждение направлений есть утверждение «охватываемости» Аллаха, а в утверждении места — утверждение нужды в этом месте. И во всем этом заключено утверждение Его сотворённости и отрицание Его предвечности.

Направления и всё пространство являются частями этого мира, а Всевышний не нуждается в этом мире, и шесть направлений являются созданными, и они есть свойство этого мира, а Всевышний Аллах является предвечным. И Он существовал, и не было ни места, ни времени, и не было вместе с Ним ничего.

И Всевышний Аллах в предвечности существовал вне направлений, потому что их тогда не существовало, а если Он стал занимать направление после их появления, то он изменился по сравнению с тем, как Он существовал до этого, а изменение и перемещение — это признаки созданного, а Аллах превыше всего этого!

Что касается антропоморфистов, то они следуют буквальному пониманию текстов.

Мазхаб же саляф заключается в принятии текстов и оставлении их толкования, и знание [их смысла] оставляют Всевышнему Аллаху, при этом отрицая всякое подобие. И мы не занимаем себя аллегорическим толкованием, но убеждены, что то, что Аллах в это вкладывал, то и есть истина. И этот путь выбрал ат-Тахави, да будет Аллах им доволен.

Мазхаб же халяф — в аллегорическом толковании в подобающей форме для сущности и атрибутов Аллаха, и мы не утверждаем однозначно, что такое толкование и есть смысл, вложенный Всевышним Аллахом, потому что у нас нет доказательств для однозначности такого толкования.

И они говорят: «И Он тот, кто на небесах Бог и на земле Бог» означает утверждение божественности и того, что Аллах достоин поклонения, как на земле, так и на небесах, но не утверждение нахождения там Его сущности, как, например, говорят: «Такой-то правитель и у арабов, и у неарабов».

А слова «Он Всемогущий над своими рабами» означают возвышение власти и могущества, а не место, потому что в этом [высоком месте] нет никакого вида восхваления, ведь стража иногда может быть выше, чем султан, в пространстве.

И путь саляф более безопасен, чтобы не склониться к толкованию, которое не имелось в виду, а путь халяф более разъяснённый.

Имам Акмалуддин аль-Баберти, Шарх на Акыду ат-Тахавия,  стр. 75-76