Вопрос имаму
Правда ли, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, вышла замуж в 9 лет? Как такое возможно?
Вопрос:
Саламмалейкум уа рахматуллахи уа барокятуху!!! Уважаемые имамы правда ли то что Аише было 6 лет когда она вышла замуж за пророка Мухаммада(с.а.у) ?? Христиане обзывают пророка Мухаммада(с.а.у.) педофилом и убийцей, мне очень больно слышать это. Азамат.
Здравствуйте!!!!!!!!!!!!Я очень люблю и уважаю нашего пророка Мухаммада(с.а.с), но когда я читаю про Его(с.а.с) жизнь у меня возникают вопросы. И я хочу попросить прощения сперва Аллаха, что задаю такого рода вопросы.Объясните пожалуйста брак Пророка(с.а.с) с 9 летней Айшей? Айгуль.
Ассалямуалеикум уважаемый имам!! Почему Аиша так рано была выдана за муж?? Как она могла быть готова к супружеским отношениям в 9 лет??? Бейбит.
Ответ:
Уалейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух, уважаемые братья и сестры.
Мы решили объединить ответы на эти ваши вопросы в один, поскольку все они о браке и возрасте Аиши, пусть Аллах будет ею доволен. На остальные же, инша Аллах, ответим в порядке очередности.
Вообще, этим вопросом стали задаваться сравнительно недавно, и ниже мы объясним почему, но за это короткое время мусульмане уже привели достаточно ответов, из которых непредвзятому человеку все становится ясно. Предвзятому же, ответ не нужен изначально. Поэтому, мы лишь попытаемся раскрыть уже сказанное до нас, но своими словами, примерами и размышлениями. На наш взгляд, этого должно быть более чем достаточно.
Следует сразу оговорить, что несмотря на то, что версия о девятилетнем возрасте Аиши является самой распространенной, она не перестает оставаться версией.
Так, некоторые исследователи полагают, что на момент заключения брака Аише было 17 лет. Эти расчеты основаны на том, что сестра Аиши – Асма, умерла в возрасте 100 лет на 73 году хиджры. Это значит, что в момент переселения (хиджра) ей было 27 лет, тогда как Аиша была на 10 лет ее младше. В свою очередь, это означает, что на момент брака ей было не меньше 17 лет. На это указывают в своей книге «Ислам не такой! А какой?» бывший православный священник Али Вячеслав Полосин и доктор философских наук Айдын Али Заде, ссылаясь на соответствующие источники.
Есть также другие версии о возрасте о Аиши, но мы не будем их приводить, поскольку версия о том, что на момент свадьбы ей было 6 лет, а совместная супружеская жизнь началась для нее в 9 лет (до этого времени она жила в доме отца), является в Исламе наболее предпочтительной и приведена в нескольких достоверных сборниках хадисов. Поэтому, в своем ответе мы будет опираться именно на нее.
В первую очередь, следует обратить внимание на то, что на протяжении всей истории человечества, браки заключались в гораздо более раннем возрасте, чем принято сейчас. Брачный возраст определялся физиологическим развитием человека, а не его паспортными данными, которых на тот момент просто не существовало. В 7-м веке не было никакой необходимости ждать 18-летия для вступления в брак. Это определялось половым созреванием, на которое влияет целый ряд внешних и внутренних факторов – география, климат, культура, общественные устои, гены и т.п.
По этой причине не существовало и никакой критики в адрес Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в вопросах его женитьбы на Аише, пусть Аллах будет ею доволен, ни среди его современников, ни среди недоброжелателей из последующих поколений, до тех пор, пока современное общество не установило для себя новые возрастные границы и нравственные критерии, и не стало судить по ним прошлые века.
До этого же все было иначе. В том числе и в предшествующих Исламу авраамических религиях. Так, например, в иудаизме совершеннолетие девушки также определялось половой зрелостью и наступало в среднем в 12 лет:
“Физическая и умственная зрелость человека, определяющая способность его осуществлять свое право и отвечать за свои действия, наступала, по мнению талмудистов, одновременно с половой зрелостью (Нид., 52а). Нормально последняя наступает в 13 лет (для мужчин; см. Бар-Мицва) и в 12 — для женщин…Для вступления в брак требовался тот же возраст и то же условие зрелости. Тем не менее браки y евреев зачастую заключались и ранее наступления этого срока. Но большинство ученых, основываясь на Второз. (20, 5—7) и Притч. (24, 27), относилось неодобрительно к ранним бракам, когда глава семьи еще не в состоянии добывать достаточные средства для ее пропитания. — Зрелый В. для женщин наступал в 12 лет”. Еврейская энциклопедия Брокгауза-Ефрона.
Аналогичное применимо и к Христианству:
“Возраст, раньше которого не разрешается вступать в брак — брачное совершеннолетие — не всегда совпадает с гражданским совершеннолетием. В «Эклоге» Льва Исаврянина и Константина Копронима для вступающих в брак определен возраст: 15 лет для мужчин и 13 для женщин, а в «Прохироне» Василия Македонянина этот возраст снижен на год — соответственно 14 и 12 лет. Оба эти источника вошли в нашу «Кормчую книгу». Стоглавый Собор установил норму: брачный возраст для мужчины — 15 лет и для женщин — 12 лет”. В.А. Цыпин “Церковное право”.
Несмотря на это, церковь допускала браки и ниже установленных границ.
Кроме того, в некоторых христианских преданиях сообщается, что мать Иисуса, мир ему, — дева Мария, мир ей, вступила в брак с ее законным мужем Иосифом-плотником в возрасте 12 лет. Об этом, в частности, говорится в апокрифе “Протоевангелие Иакова”, датируемым 150-м годом нашей эры. Сам Иосиф был уже весьма преклонного возраста. Несмотря на то, что эти предания не входят в христианский канон, они, тем не менее, подтверждают тот факт, что подобные браки были абсолютно нормальным явлением для традиционного религиозного общества тех времен.
Дополнить красочно эту картину может фрагмент из поэмы А.С. Пушкина “Евгений Онегин”:
«И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
меня покойница свекровь».
— «Да как же ты венчалась, няня?»
— «Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет»
Таким образом, то, что многим сейчас кажется аморальным, в предшествующие века являлось нормой не только для арабов Аравийского полуострова, но и для остальных народов и религий. И если возраст выхода замуж для современной девушки наступает не раньше 18 лет, а для многих так и ближе к 30 годам, то в прежние века, незамужняя 18–летняя девушка стремительно приближалась к категории «старых дев», а ее ровесницы уже могли иметь по несколько детей и к 30 годам, вполне могли стать “бабушками”.
И наоборот, то, что в традиционных обществах считалось недопустимым, в наше время является нормой. Так, многие парни и девушки, как и в прежние времена, вступают в сексуальные отношения в 12-14 лет, однако при этом они не являются супругами. И факт их половой близости шокирует их родителей гораздо меньше, чем мысль о браке в этом возрасте. Тогда как в прежние времена, общество потрясло бы в первую очередь отсутствие брака.
Безусловно, это связано с недостатком социальной зрелости у современных, казалось бы уже физически сформировавшихся подростков, которые, по своей сути, действительно еще остаются детьми, неспособными в силу воспитания, окружения, культуры и прочих обстоятельств, нести полноценную социальную ответственность.
Для сравнения – Александр Македонский стал управлять государственными делами в 16 лет, а Мехмет 2-й, завоевавший Константинополь, в 14 лет. Оба этих выдающихся правителя к этому моменту были уже действующими полководцами и вели военные действия. Несмотря на то, что это были гении, менее одаренные люди также взрослели гораздо раньше их современных сверстников.
К примеру, наши казахские предки к 13-15 годам также имели семьи, детей, участвовали в сражениях и считались полноценными мужчинами и женщинами. В одной из казахских пословиц так и говорится: «Он уште отау иеси» — «В 13 лет мужчина становится хозяином юрты».
Что касается современных подростков, то несмотря на имеющийся у многих из них сексуальный опыт, их уделом в этом возрасте являются компьютерные клубы, где они просиживают заработанные папой и мамой деньги. И хотя возможно, что там они тоже участвуют в «сражениях с империями», это все же абсолютно разные вещи.
Поэтому, современному родителю мысль о том, что его чадо в этом возрасте станет отцом и мужем, вполне справедливо кажется недопустимой. По современным понятиям, он должен еще погулять, пожить для себя, повстречаться с девушками, «встать на ноги», и только потом обзаводиться семьей. Именно с такими представлениями о жизни современный обыватель зачастую и судит историю.
Однако для человека размышляющего, все это говорит лишь об относительности этих возрастных и нравственных категорий. Поэтому примерять современные нравы на общественные устои Аравии 7-го века является просто некорректным, поскольку с точки зрения последней, в падении нравов погрязли как раз таки мы.
Мы же можем лишь добавить, что в отличие от божественных установлений, человеческие ценности меняются как сезонная мода.
Что касается педофилии, то непонятно вообще каким образом она сюда приплетается, если девушка в эти годы уже является физически сформировавшейся молодой женщиной, а не ребенком. Напомним, что педофилией является влечение к объекту, не достигшему полового созревания.
Достоверно известно, что Аиша, уже будучи женой Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, на протяжении 3-х лет после заключения брака не имела с ним никаких супружеских отношений и жила в доме своего отца – его ближайшего соратника и друга — Абу Бакра, пусть Аллах будет ими доволен. И только после того, как она стала полноценной, физически сформировавшейся девушкой, она вступила за порог своего нового дома.
Именно об этом свидетельствует тот факт, что Аиша переехала в дом к своему мужу лишь через несколько лет после свадьбы.
Таким образом:
1. Брак с Аишей был заключен с согласия ее родителей.
2. С момента заключения брака и до полового созревания, между Аишей и Пророком, мир ему и благословение Аллаха, не было никаких супружеских отношений.
3. До момента становления девушкой она жила в доме отца.
4. Причиной для заключения брака за несколько лет до начала супружеской жизни, являлось установление родственных отношений между Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и Абу Бакром. Такие цели и практика были довольно распространенным явлением для обществ, в которых родо-племенные связи играли значительную роль.
Кроме того, Аиша была единственной из всех жен Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которую он взял девственницей. И до нее, и после нее, все жены Пророка, мир ему и благословение Аллаха, были уже побывавшими замужем зрелыми женщинами.
Следует также напомнить, что первой супругой Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, была Хадиджа, пусть Аллах будет ею доволен, которая была старше его на 15 лет, и которая на протяжении всей их 25 -летней совместной жизни оставалась его единственной женой, и к которой, впоследствии, ревновала даже Аиша, несмотря на то, что Хадиджа уже покинула этот мир. Такое теплое отношение и светлую память сохранял к ней Пророк, мир ему и благословение Аллаха.
Тем не менее, когда у него спросили, кого из людей он любит больше всего, он ответил: «Аишу». И это чувство было взаимным.