С позволения Всевышнего Аллаха мы начинаем перевод книги шейха Мухаммада Аввамы, хафизахуллах, которая называется «Этика разногласий в вопросах знания и религии» («Адаб аль-ихтиляф»).
В самом названии книги отражена ее тема – этика и нрав, которые подобают тем, кто хочет говорить о религии.
В наше время те, кто называет себя саляфитами, коими не являются, сочли некие вопросы исламского фикха, где приемлемо разногласие, вопросами акыды, из-за которых оппонентов обвиняют в нововведениях, отклонениях, мазхабном фанатизме и прочем.
И если этих людей спросить, по какому мазхабу они совершают намаз, то они ответят: «Ахлю-с-Сунна». Но по какому мазхабу совершают намаз, например, ханафиты? По хариджитскому? Или зейдитскому?
И эти люди считают, что фикховые вопросы, где допустимо разногласие, суть заблуждения и причина разделения мусульман, а ключ к решению этой так называемой проблемы лежит в следовании Корану и Сунне.
Шейх Мухаммад Аввама, хафизахуллах, написал две свои основные книги по этой теме.
Первая книга – «Асар аль-хадис», которая уже переводится на сайте azan.kz и в которой шейх обстоятельно доказывает, что причины разногласий между мазхабами заключаются не в том, что какой-то имам знал или не знал хадис, а в том, что сама Сунна Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, служит причиной разногласий, потому что допускает разное толкование и разное понимание и поскольку существуют разные подходы в практике тех или иных хадисов.
Но, к сожалению, эти невежды не могут понять, что хадис – это источник решений для муджтахидов, а не для обычных людей.
И в наше время кажется, что слова Абдуллаха ибн Вахба (ум. в 197-м г.) были сказаны именно об этом течении: «Хадис – это область заблуждения для всех, кроме факихов».
Также он сказал: «Каждый обладатель хадиса, не имеющий имама в фикхе, является заблудшим».
И если в первой книге шейх указывает, что фикховые разногласия в умме неизбежны, то эта книга посвящена тому, как нам, мусульманам, следует вести себя друг по отношению к другу, когда речь идет о разногласиях.
Шейх Мухаммад Аввама разделил разногласия на три вида:
Первый вид – разногласия между религиями, такие как расхождения с иудеями или атеистами. И ошибочное мнение по таким вопросам будет неверием.
Второй вид – разногласия между исламскими течениями, такие как разногласия с шиитами, хариджитами и другими группами. И ошибочное мнение по таким вопросам будет заблуждением.
Третий вид – разногласия внутри Ахлю-с-Сунна между мазхабами фикха, такие как разногласия между ханафитами и шафиитами.
Вопросы этики относятся только к третьему виду, ведь разногласия первого и второго вида будут неверием или заблуждением. Поэтому тут нет никакого уважительного отношения к ошибающейся стороне.
Также важно понимать, что шейх писал эту книгу в Саудовской Аравии, где ваххабизм является официальной идеологией, и поэтому он часто критикует некоторых ваххабитов, например, Насыра Албани, в косвенной форме.
У шейха долгие годы шла полемика с этим заблудшим по многим вопросам, и Насыр Албани часто оскорблял и обвинял в заблуждениях шейха Мухаммада Авваму и его учителя, шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудду, в своих книгах и предисловиях к различным книгам. Эти обвинения нередко вообще не имели никакого отношения к теме книги, которую он издавал.
Мы просим у Аллаха помощи и поддержки в переводе этой книги и просим, чтобы она стала полезной для всех мусульман. Амин.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________
Azan.kz