Ибн аль-Джаузи сказал в «Аль-Мантазам»: «У людей нет разногласий насчет понимания Абу Ханифы и его фикха, и Суфьян ас-Саури и Ибн аль-Мубарак говорили: «Абу Ханифа лучше всех знает фикх». И Малика спросили: «Ты видел Абу Ханифу?» Он сказал: «Я видел этого человека. Если бы он спорил с тобой, чтобы доказать, что этот столб из золота, то смог бы привести довод». И аш-Шафии сказал: «Люди в долгу перед Абу Ханифой в фикхе»».

Аль-Кади Ияд сказал в «Тартиб аль-мадарик»:

«Лейс сказал Малику: «Я вижу, ты наклоняешься в сторону Ирака». И Малик сказал ему: Если я и наклоняюсь в сторону Ирака, то вместе с Абу Ханифой, а он был факихом, о египтянин!»»

Я также указал, как другие мазхабы выводятся из его мазхаба, да будет доволен им Аллах, в книге «Булюг аль-амани»[1].

И одна из отличительных черт мазхаба Абу Ханифы заключается в том, что его мазхаб – это мазхаб шура (совет), который передается джамаатом от джамаата до сподвижников, да будет Аллах доволен ими всеми, в отличие от остальных мазхабов, которые представляют собой собрание мнений их имамов.

Ибн Абу аль-Аввам сказал:

«Ат-Тахави сообщил мне: «Ибн Абу Саур написал мне: «Нух Абу Суфьян сообщил мне: «Аль-Мугира ибн Хамза сказал мне: «Учеников Абу Ханифы, которые вместе с ним составляли его книги, было сорок человек. Великие из великих»»»»».

А еще Ибн Абу аль-Аввам сказал:

«Ат-Тахави сообщил мне: «Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абу Саур ар-Ру’айни написал мне: «Сулейман ибн Имран сообщил мне: «Асад ибн аль-Фурат сообщил мне:

«Учеников Абу Ханифы, которые составляли его книги, было сорок человек. И среди первой десятки были такие, как Абу Юсуф, Зуфар ибн аль-Хузайль, Дауд ат-Таъи, Асад ибн Амр, Юсуф ибн Халид ас-Самти (один из учителей аш-Шафии), Яхья ибн Закария ибн Абу Заид, и он записывал все в течение тридцати лет»»»»».

Через эту же цепочку передачи (санад) до Асада ибн аль-Фурата:

Асад ибн Амр сказал мне: «Они расходились в ответе на какой-то вопрос на уроках Абу Ханифы, и один давал один ответ, а другой отвечал иначе, а затем свои ответы они пересказывали ему, спрашивая его мнение. И он давал близкий ответ. Потом они продолжали размышлять об этом в течение трех дней, а затем записывали его».

Ас-Саймари сказал: «Абу аль-Аббас Ахмад аль-Хашими сообщил мне от Ахмада ибн Мухаммада аль-Макки от Али ибн Мухаммада ан-Нахаи от Ибрахима ибн Мухаммада аль-Бальхи от Мухаммада ибн Саида аль-Хуразми от Исхака ибн Ибрахима:

«Ученики Абу Ханифы вместе с ним изучали какой-то вопрос, и если не было Афия, то есть Ибн Язида аль-Кади, то Абу Ханифа говорил: «Не поднимайте вопрос, пока Афия не придет». И когда Афия приходил и соглашался со всеми, то Абу Ханифа говорил: «Запишите этот вопрос». А если не соглашался, то говорил: «Не записывайте»»».

[1] Это биография имама Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани.

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..

_______________________________

Azan.kz