Шариатское решение (хукм) о разногласиях в частностях (фуру)

 

Разумный человек не сомневается в допустимости разногласий в ответвлениях Шариата согласно как разуму, так и Шариату.
И самый ясный довод насчет рациональной допустимости этого – наличие этого разногласия в реальности.
А самый ясный довод о шариатской допустимости этого– существование разногласий между представителями самого лучшего поколения – поколения сподвижников, да будет доволен ими Аллах всеми. И среди них Абу Бакр, Умар, и другие праведные халифы, и остальные десять сподвижников, которые были обрадованы Раем при жизни, а также факихи сподвижников и знатоки Книги Аллаха: Убейй ибн Кааб, Ибн Аббас, Ибн Масуд – и так было после них среди тех, последовал за ними, и среди тех, кто последовал за их последователями, в свою очередь, и так до нашего дня. И никто не порицал наличие разногласия, однако могло порицаться какое-то конкретное расхождение, либо некая ошибка в понимании, либо что-то такое, но никто не мог сказать: «Почему твое мнение отличается от нашего?»
Имам ас-Суюты в начале работы «Джазиль аль-мавахиб фи ихтиляф аль-мазахиб» сказал:
«Знай, что разногласие между мазхабами – это величайшее благо и невероятная милость. И в этом заключена глубокая мудрость, которую осознали ученые и о которой не знают невежды. И мне приходилось слышать, как отдельные невежды говорили: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, пришел с одним Шариатом, но откуда эти четыре мазхаба?»[1]»
«А еще удивительно, что некоторые превозносят свои мазхабы так, что это приводит к унижению и принижению других мазхабов. И это может привести к вражде между невеждами. И в итоге это превратилось в фанатизм и надменность незнания. А ученые не запятнаны этим»[2].
«И так мы понимаем, что расхождения между мазхабами в этой общине есть отличительное достоинство этой общины и облегчение в этом чистом и совершенном Шариате. И до нашего Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, все пророки приходили с одним шариатом и одним решением. И одна из трудностей их шариата заключалась в том, что там не было выбора в множестве частных решений, где позже была дарована возможность выбора, например, выплата дията в шариате Исы, мир ему, была обязательной.
Еще одна трудность их шариата – в том, что там не было отменяющего решения и отмененного, как в нашем шариате, и поэтому для них отмена киблы оказалась так велика».
«И еще трудность их шариата – в том, что их Писание читалось только в одном чтении, о чем говорится в хадисах. А это чистый Шариат, в котором нет никакой трудности и изъяна.
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Я был отправлен с чистой и естественной религией»[3].

[1] Подумай над этими словами! Как это похоже на наше время! И логика невежд того времени стала логикой тех, о которых в наше время говорят как о имамах и муджтахидах, и тех, кого люди сочли имамами.

[2] И самое удивительное, что в наше время, когда следование мазхабу стало крайне редким, некоторые люди имеют наглость критиковать и унижать другие мазхабы, за чем обычно скрывается бытовой национализм и ненависть к другим народам. Пусть Аллах защитит нас от этого. Прим. Абу Али.

[3] Часть хадиса, который приводит имам Ахмад в «Муснаде» (5:266).

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz