В риваяте аз-Зубейра ибн Баккара[1] Малик сказал Абу Джа`фару: «В сердцах жителей каждой из стран уже установилось то, во что они верят, и то, что они практикуют, а отдалить массы от этого крайне сложно». Также посмотрите примечание имама аль-Кавсари к этому.

А в «Тартиб аль-мадарик»[2] передается, что халиф аль-Махди сказал имаму Малику: «Составь книгу, Абу Мухаммад, чтобы я объединил умму вокруг нее».
И имам Малик сказал ему: «Что касается Магриба, то у тебя нет нужды в этом. Что касается Шама, то там есть аль-Авзаи, а что касается жителей Ирака, то это жители Ирака».
Учеников имама Малика стало много по всему Магрибу, и поэтому он сказал: «У тебя нет нужды в этом». Что касается Шама, то там есть муджтахид, которым там довольны, и поэтому не нужно притеснять его там, напротив, надо оставить людям их мазхаб.
Также передается в «Аль-Хилья»[3]: «Ар-Рашид советовался со мной о трех вещах. Одной из них было объединение людей вокруг «Муватта». И он ответил: «Сподвижники Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, разошлись в частных вопросах и разошлись по разным странам. И каждый прав для самого себя»[4].
Также в книге «Ар-Руват от Малика» аль-Хатыба: «Ар-Рашид сказал: «О Абу Абдуллах, мы напишем эти книги и разошлем их по разным исламским странам, объединим умму вокруг этого!»
И Малик сказал ему: «О повелитель правоверных, поистине, разногласие ученых – это милость от Аллаха для этой уммы. И каждый следует тому, что достоверно для него. И каждый на истинном пути! И каждый стремится к Аллаху!»[5]
Также передается в «Аль-Хилья»[6]: «Аль-Маъмун спросил Малика ибн Анаса: «Я хочу объединить людей вокруг «Аль-Муватта» так же, как Усман объединил людей вокруг Корана». И Малик сказал ему: «Ты не сможешь этого сделать! Ведь сподвижники Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, отправились в разные страны после него, передавая хадисы. И у каждой страны есть знание»».
Но Кади Ияд сказал[7]: «Малик не застал правление аль-Маъмуна, ведь он ушел из жизни раньше. Упоминание аль-Маъмуна – это ошибка».

Он повторил это, критикуя и другое сообщение, и пришел к выводу, что это ар-Рашид, а не аль-Маъмун. Возможно, то же самое могут сказать и о сообщении, которое мы рассматриваем, но нет ничего невероятного в том, что это предложение делалось Малику несколько раз от Абу Джа`фара и его сына аль-Махди, а затем от ар-Рашида.

И общая часть всех историй – признание Маликом законности разногласий между сподвижниками и в умме после них в том, в чем они разошлись, и отказ от сведения уммы к одному мазхабу.

И еще раз посмотри на его слова в риваяте аль-Багдади: «Разногласие ученых – это милость от Аллаха для этой уммы», – а также в риваяте от «Аль-Хилья»: «Каждый перед самим собой прав».

А еще в этих риваятах видно уважение ко мнению других имамов, хотя при этом он сам имам-муджтахид, и все, что он говорит, он говорит, проявив усердие для выявления истины, и для него правильное мнение – его, но не другого. Однако при этом он признал законным мнение других и их последователей и не согласился на то, чтобы халиф заставил всех следовать его мнению и его мазхабу.

[1] Ее передает Ибн Абдуль-Барр в «Аль-Итика» (с. 81).

[2] 1:193; см. подобное также в «Ас-Сияр» (8:78).

[3] 6:322.

[4] И в «Джазиль аль-мавахиб» имама ас-Суюты сказано: «И каждый прав». Имам аз-Захаби сказал в «Ас-Сияр» (8:98): «Иснад хороший, но, возможно, передатчик ошибся в слове «Харун». И я говорю: возможно, правильный вариант – это «аль-Махди», потому что подобная история также приводится в «Тартиб аль-мадарик» (1:214) от аль-Махди, хотя Ибн Таймийя упоминает эту историю в двух местах, возводя ее к ар-Рашиду. См. «Маджму аль-фатава» (30:89) и «Аль-Фатава аль-Кубра» (5:18).

[5] Кашфу аль-Хафа аль-Аджлуни, 1:56 №153.

[6] 6:331.

[7] Тартиб аль-мадарик, 1:209.

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

 

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz