Также посмотри главу в «Аль-Факих ва аль-мутафаких» под названием«Сообщения о том, кто издает фетву, не имея на это права», а еще «Предостережение от поспешности в вынесении фетвы из страха совершить ошибку», «Отказ от ответа, если есть вероятность, что нечто может быть неясным для того, кому задают вопрос»[1], а затем обратись к«И`лям аль-муваккиин» к главе «О запретности выносить фетву в вопросах религии Аллаха без знаний и упоминание единогласного мнения (иджма) в этом вопросе»[2].

И если ты скажешь: «Такой-то говорит на основе знаний», – или: «Такой-то отвечает на вопросы на основе знаний», – либо: «У такого-то есть диплом об образовании», – либо: «Такой-то написал множество книг», – то я отвечу на это: «Вопрос не в том, чтобы ты о нем сказал как об ученом либо он сам о себе так сказал, но чтобы о нем так сказали его учителя и современники, которые обладают правом для такого свидетельства, как нас научили имам Абу Ханифа и имам Малик в сообщениях, которые мы уже приводили, и как передает Ибн аль-Каййим, рахимахуллах, в конце главы, на которую я также уже указал, из его книги «И’лям аль-муваккиин»[3]:

«Ибн Аббас сказал своему рабу Икриме: «Иди и отвечай на вопросы людей, а я буду тебе опорой»». И на эту тему еще будут сообщения.

Также передают аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд[4] от Амра ибн аль-Аса от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям: «Если правитель вынесет решение, проявив усердие, и окажется правым, то его ждет две награды, а если вынес решение на основе усердия, а затем ошибся, то его ждет одна награда».

Аль-Хаттаби сказал в «Муалим ас-Сунан» в издании вместе с самим «Сунан»: «Он получает награду за ошибочный иджтихад в поисках истины, потому что его иджтихад – это поклонение, но это относится к тем муджтахидам, которые отвечают всем условиям иджтихада, знают усуль и виды кыяса. Но, что касается тех, кто не имеет права на иджтихад, они занимаются не своим делом и не будут прощены за ошибку в своем решении, но есть опасение, что для них это больший грех, на основе хадиса Ибн Бурейды от его отца от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям: «Есть три вида судей: один – в Раю, а два других – в Аду. Что касается того, кто в Раю, то это человек, который знал истину и вынес решение на основе нее. А человек, который знал истину, но отклонился от нее в решении, – в Аду. И человек, который вынес решение на основе невежества, – также в Аду».

И Ибн аль-Мунзир предшествовал ему в доказательстве на основе этого хадиса, как становится ясно из цитаты, приведенной Ибн Хаджаром в «Аль-Фатх». Ибн Хаджар сказал до этого: «И если он вынесет решение и даст фетву без знаний, то он таким образом согрешит».

Также ан-Навави сказал в «Шарх Сахих Муслим»:

«Ученые сказали: «Мусульмане единогласны в том, что это хадис о правителе, обладающем знанием и достойным выносить решение. И если он окажется правым, то его ждет две награды: одна награда за его иджтихад, а другая – за то, что он оказался прав. А если ошибется, то награда за иджтихад».

И в этих словах подразумевается: «Когда правитель захочет вынести решение и вынесет его».

Также они сказали: «Что касается того, кто не обладает правом выносить решения, то ему не дозволено выносить решение, а если он вынесет решение, то его не ждет награда за это, но он считается грешником, и его решение не будет действительным, вне зависимости от того, будет это решение соответствовать истине или нет, потому что его правота случайна[5] и не основана на Шариате. И он грешен во всех своих решениях, причем неважно, будут они соответствовать истине или нет. И все они будут отвергнуты. И у него не будет никакого оправдания в чем-либо из этого. И в «Ас-Сунан» есть хадис: «Есть три вида судей…»»».

Шейх Ибн Таймийя, рахимахуллах, сказал в работе, которая стала известна как «Мукаддима фи усуль ат-тафсир»[6], которую включил в начало своего тафсира его ученик, Ибн Касир[7]:

«Кто будет выносить решение (судить между людьми) на основе невежества, тот – в огне, даже если его решение совпадет с истиной, но его грех будет меньше того, кто ошибся. И Аллах знает лучше».

Мы просим у Аллаха отдалить нас от Ада и его причин.

И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, прав, сказав: «Аллах не забирает знание, удаляя его из их сердец, но забирает знание, забирая ученых, так, что, когда не останется ученых, люди возьмут себе в лидеры невежд, которых будут спрашивать и которые будут отвечать без знаний. И они сбились с пути и сбивают других». Хадис привел аль-Бухари.

[1] 2:155, 165, 170. Также см. «Аль-Мадхаль» аль-Байхакы (429-441).

[2] 2:165, а также 4:218.

[3] 2:168.

[4] «Сахих» Бухари, 13:318 (№ 7302); «Сахих» Муслима, 12:13; «Сунан» Абу Дауда, 4:6 (№ 3574).

[5] Это очень важное указание! И подобное сказал имам аш-Шафии в «Ар-Рисаля» (с. 178): «Если человек будет выносить решение, не обладая знанием для этого, то его правота будет случайностью. И если он будет прав, то ничего похвального в этом не будет». И в этом вопросе существует единогласное мнение (иджма). См. Шарх аль-Кавкаб аль-Мунир» (2:409).

[6] С. 47.

[7] 1:42.

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz