Известно, с каким уважением сподвижники относились к Ибн Аббасу, когда тот приходил к ним за знаниями. Но при этом он следил за собой и всегда соблюдал адабы требующего знания. И он не стучал никому в дверь, а ждал возле двери, пока человек выйдет, чтобы задать ему вопрос.

Ибн Абдуль-Барр сказал после этого: «Через многие цепочки нам передается от аш-Шааби: «Зейд ибн Сабит совершил джаназа-намаз, а затем к нему подвели мула, чтобы он сел на него, а потом пришел Ибн Аббас и взял [мула] за поводья. И Зейд сказал ему: «Не надо, о сын дяди Пророка»»».
И Ибн Аббас сказал ему: «Так следует уважать ученых и акабир[1]». И некоторые передают, что Зейд ибн Сабит ответил на то, что Ибн Аббас взял поводья, тем, что поцеловал его руку и сказал: «Так нам велено поступать с семейством нашего Пророка».
Некоторые ученые отрицали это добавление. И это была джаназа матери Зейда ибн Сабита, который совершил этот намаз, прочитав четыре такбира, а затем Ибн Аббас взял поводья.
Сообщения об адабе и его обладателях никогда не закончатся, и об этом было написано множество работ, и ученые рассказали об этом в особых книгах. Поэтому необходимо их читать, и это раздел наук о хадисе. И нам еще встретятся примеры адаба ученых, да будет Аллах ими доволен.

Условия этики разногласия
Чтобы этика была похвальной и исламской, необходимо отвести ей место, которое установил для нее Ислам, а это требует знания, мудрости и благородства. В противном случае адаб будет [реализован] в контексте, порицаемом Шариатом и людьми. Например, если человек перешел границы адаба и дошел до слабости и трусости, если он стал замалчивать истину, это может нанести ему вред, как и тому, кто перешел границы из-за своей дерзости.
У этики разногласий, на самом деле, одно условие, но для его детализации можно выделить два:
— Чтобы разногласие было законным с позиции Шариата, как мы уже детально разобрали.
— Чтобы тот, кто вступает в разногласие, имел на это право, и об этом тоже уже было сказано.
И при выполнении этих условий необходимо проявлять адаб в полной мере, что включает в себя:
— Рассматривать это как законное разногласие и не называть мнение оппонента новшеством и заблуждением.
— Упоминать это мнение при детальном раскрытии темы и разъяснении позиций по этому вопросу, перечисляя доказательства всех сторон и критикуя их, но честно и искренне.
— Не запрещать следовать этому мнению, если иногда в этом есть необходимость.
— Если нужно опровергнуть это мнение, то следует делать это с адабом, желая наставить и разъяснить истину, и надо следить за собой, чтобы целью не становилось опровержение самого человека, который имеет другую точку зрения.

[1] Эту часть истории передает Якуб ибн Юсуф в «Тарих» (3:176) с достоверным иснадом. И об этом говорится в «Аль-Исаба» в биографии Зейда ибн Сабита.

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz