И важнейшее научное качество, которое имеет огромное значение и глубоко связано с этикой разногласий, – это объективность. Поистине, это важнейшее научное качество, которым студент может украсить себя после соблюдения этики разногласий.
Имам ибн Абдуль-Хади сказал об этом качестве в книге «Джуз аль-джахр биль-басмала»: «Студент никогда не украшался более прекрасным качеством, чем объективность и отказ от фанатизма»[1].
И его определение следующее: объективность – это следование истине и высказывание истины. И это означает следование истине в отношении самого себя и проявление справедливости»[2].
Как ты видишь, смысл этого слова возвращается к справедливости, следованию истине и высказыванию истины без отхода от нее, добавления к ней или убавления от нее.
И под справедливостью в этом контексте имеется в виду справедливость по отношению к Истине, Религии, Знанию и к тем, кто имеет отличное от тебя мнение, и то, что к этому относится.
И основа этого качества – слова Всевышнего Аллаха:
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий»[3].
Также [сюда относятся] слова Всевышнего Аллаха:
«Пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, поскольку это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах знает о том, что вы совершаете»[4].
Иными словами: пусть разногласия и вражда не толкают вас к тому, чтобы вы были несправедливы друг с другом.
Наш господин Аммар ибн Ясир, да будет доволен им Аллах, также сказал:
«Тот, кто соберет в себе эти три качества, соберет в себе веру (иман): объективное отношение к себе, распространение мира миру и расходование имущества при нужде». Этот хадис имам Бухари привел без иснада (муалляк). И Ибн Хаджар[5] привел к нему иснад и указал на его слабость (илля), и достоверно, что это слова сподвижника.
Затем Ибн Хаджар сказал: «Абу аз-Зинад ибн Сирадж и другие сказали:
«То есть тот, кто соберет в себе эти три качества, усовершенствуя свою веру, потому что вера опирается на эти качества. Ведь, если раб будет объективно оценивать себя, то он не оставит ни одну обязанность перед Аллахом, не выполнив ее, и не нарушит никакой запрет, не отстранившись от него, а это вбирает в себя арканы имана.
Что касается распространения мира (салям), то это включает в себя благой нрав, скромность и отказ от причинения вреда другим, а через это достигается близость и симпатия.
А что касается расходования при нужде, то это вершина благородства, потому что если человек расходует имущество по нужде, то при возможности он будет делать это больше. А еще расходование при нужде предполагает то, что человек полагается на Аллаха, аскетичен в мирском и его ожидания от мирской жизни крайне слабы. [Это предполагает] и другие важные вещи, связанные с вечной жизнью».
И все эти разъяснения лишь усиливают [мнение], что хадис должен быть марфу`, потому что эти слова похожи на речь того, кому дарована краткость в разъяснении. Аллах знает лучше».
Я говорю:
К словам «ведь, если раб будет объективно оценивать себя, то он не оставит ни одну обязанность перед Аллахом, не выполнив ее» можно добавить: к обязанностям перед Аллахом относится соблюдение прав Его рабов, а к соблюдению их прав относится объективное отношение к тому, что приносит им пользу и что направлено против них. Также к обязанностям перед Всевышним относится сохранение доверия, правдивости и искренности в отношении знания и религии, даже если человек обладает знанием. А что говорить, если он обладатель знания?!
[1] Эти его слова передал аз-Зайляи в «Насб ар-рая» (1:355), и это часть слов Ибн Абдуль-Хади, которые начинаются с 1:335-358.
[2] Лисан аль-Араб, 9/332.
[3] Коран, 4:58.
[4] Коран, 5:8.
[5] Фатх аль-Бари, 1:82.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Azan.kz