Область разногласий. Часть вторая
Области разногласий, в общем, можно разделить на три вида:
Первый вид – разногласия между религиями, такими как Ислам, христианство, иудаизм и т. д. Сюда же относятся разногласия с теми, кто не придерживается никакой религии.
[1] Иными словами, могут существовать течения, которые относят себя к Исламу, но их убеждения не совместимы с базовыми исламскими принципами Ислама, и тогда разногласия с ними будут относиться к первому виду, даже если они называют себя мусульманами. Таковы, например, разногласия с кадьянитами. Прим. Абу Али.
[2] Шейх, хафизахуллах, здесь указывает на то, что разногласия в фикхе с такими мазхабами, как джафария, зейдия или ибадия, которые существуют в наши время, относятся ко второму виду, потому что многие вопросы связаны с отрицанием важнейших правил фикха. Например, шииты отказываются принимать довод кыяс, отказываются практиковать некоторые хадисы. Прим. Абу Али.
[3] Эти частности могут относиться как к фикху, например, разногласия между четырьмя мазхабами, так и к акыде, например, разногласия между ашаритами и матуридитами в некоторых частных вопросах каляма. Прим. Абу Али.
[4] Оба мнения существуют в рамках Ахлю-с-Сунна, но мнение Аиши, да будет доволен ею Аллах, считается более сильным среди ашаритов. См. «Хашият аль-Байджури» на «Джаухарат Таухид». Прим. Абу Али.
[5] Наш учитель, Муфтий Биляль Сабир, ученик шейха Мухаммада Аввамы, преподавая нам эту книгу, пояснил, что Мухаммад Аввама часто цитирует в книге Ибн Таймийю и Ибн Каййима не потому, что считает их имамами во всех вопросах, а потому что ведет диспут с псевдосаляфитами, для которых эти две личности значимы, и поэтому он слова этих двух ученых использует против них. Прим. Абу Али.
[6] Акыда Ахлю-с-Сунна заключается в том, что самые лучшие сподвижники – это Абу Бакр, Умар, Усман и Али. От некоторых саляфов передается мнение о предпочтении Али Усману. Также от некоторых передается мнение о предпочтении Али Абу Бакру и Умару, что ошибочно. Прим. Абу Али.
[7]Хотя это чтение мутаватир, и это чтение Хамзы, Касаи и Халяф, и он отрицал такое чтение до установления чтений мутаватир, а после это уже недопустимо. См. «Фатх аль-Бари» (8:743, хадис № 4977).
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Azan.kz