[Ибн Таймийя говорит]:

«И поэтому некоторые ученые сказали: «Их единогласное мнение (иджма) – это однозначный
довод, а их разногласие – это широкая милость».

И Умар ибн Абдуль-Азиз говорил: «Меня бы не обрадовало, если бы сподвижники Посланника
Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не расходились во мнениях, ведь если
они сошлись во мнениях по какому-то вопросу, а человек им противоречит, то он заблудший, а
если они разошлись во мнениях и кто-то взял одно мнение, а кто-то – другое, то здесь широта
выбора».

Помимо имама Малика, и другие сказали: «Факих не может заставить людей следовать своему
мазхабу».

«И по этой причине те, кто пишет о повелении одобряемого и запрете порицаемого, из числа
последователей аш-Шафии и других сказали: «Это нельзя порицать, и [нельзя] заставлять
людей следовать за тобой в этих темах. Тут надо приводить научные доводы[1], и если для
кого-то станет очевидной истинность какого-то из мнений, то он последует ему, а если другой
возьмет иное мнение, то это не порицают. И таких вопросов очень много»».

«Например, продажа недозревших бобов в их шкурке, продажа огурцов на развес[2], торговля
без произнесения слов о покупке и продаже, саллям[3] без отсрочки, использование большого
количества воды после попадания туда нечистот при отсутствии видимых изменений,
омовение после прикосновения к половому органу и женщинам, выход нечистот не из двух
проходов, громкий смех [в намазе], чтение басмалы вслух или про себя – и другие подобные
вопросы».

«Также [сюда относится мнение о] загрязнении мочой животного, пригодного в пищу, и его
пометом (либо мнение о чистоте этого), дозволенность продажи отсутствующего товара при
условии описания его качеств (или недозволенность этого). Дозволенность (или
недозволенность) совершения таяммума одним (или двумя) набором земли и до запястий (или
до локтей) [– тоже из этих тем]. [Сюда же относится] вопрос, надо совершать таяммум для
каждого намаза или для времени намаза или можно ограничиваться одним таяммумом, а
также вопрос, можно ли принимать свидетельства зиммиев друг о друге».

«К этому виду относится и ширкат через товар[4], ширкат аль-вуджух[5]. Это виды ширкат аль-
абдан, и при этом мусульмане не перестают со времен Пророка (да благословит его Аллах и да
приветствует) заключать подобные договора, и никто им это не запрещал. А если им запретить
подобные вещи, то для многих из них закроются пути блага как в религии, так и в мирском».

«И поэтому Абу Ханифа давал фетву о запретности «музара’а»[6], а потом выстраивал
некоторые частные решения на предположении о дозволенности этой сделки. И он говорил:

«Люди не возьмут мое мнение о запретности». И поэтому его два ученика склонились к
дозволенности этого, подобно тому как выбрали подобное мнение некоторые последователи
имама аш-Шафии»

[Конец слов Ибн Таймиййи].

[1] И так происходит лишь в кругу ученых и в их книгах, но не среди простолюдинов и
начинающих студентов. Обратись к словам ар-Рагиба аль-Асбахани в «Аз-Зари’а» (с. 145).

[2] То есть не поштучно.

[3] Вид торговой сделки, когда покупатель заказывает какой-то товар и сразу отдает за
него деньги. Прим. Абу Али.

[4] То есть дозволены или запретны совместные предприятия, а также совместные
ликвидные и неликвидные активы. Прим. Абу Али.

[5] Вид совместного предприятия, когда одного из партнеров привлекают, потому что он
имеет авторитет и из-за этого будете полезен в бизнесе. Прим. Абу Али.

[6] Вид договора, когда человек обрабатывает землю, а оплата его труда – это доля
урожая. Прим. Абу Али.