Я хотел привести другой пример наподобие слов Ибн Абу Зиъба, считая, что эта история не
достоверна, но когда я понял, что он все-таки сказал эти слова, то засомневался, стоит ли
тогда их приводить, но решил все же привести пользы ради и от нужды в постоянных
дополнительных примерах.

Затем я прочитал слова Ибн Абдуль-Барра, рахимахуллах, в «Аль-Истизкар»[1]:

«Мы разъяснили, что Умар ибн Абдуль-Азиз и Мугира ибн Шу’ба не знали о приходе
Джибриля для установления времен намазов, в книге «Тамхид». И они считали, что
это относится к Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да
приветствует, потому что не было аята, который разъяснял бы это и устранял
неясность. И если бы насчет этого был аят, то Умар ибн Абдуль-Азиз не мог бы не
знать его. И получилось так, что они были не осведомлены о многих вещах,
переданных в Сунне».

И я крайне удивился этим словам: что же случилось с адабом Ибн Абдуль-Барра к
предшествующим ученым, описанным в его книге «Джами баян аль-ильм» и «Аль-Интика», что
он счел сподвижника и табиина невежественными?!

Хотя Умар ибн Абдуль-Азиз и табиин, его знания от этого не стали меньше, чем у известных
сподвижников, что известно.

В библиотеке «Аль-Махмудия» в Лучезарной Медине есть книга «Аль-Имляъат аляль-Муватта»
Абу Тахира ас-Силяфи, но, на самом деле, это копия «Аль-Истизкар». И когда ученики Абу
Тахира попросили, чтобы он продиктовал какой-то комментарий к «Муватте», он выбрал эту
книгу, составив к ней предисловие в виде биографии Ибн Абдуль-Барра, а затем продиктовал
им этот шарх.

И я по своим нуждам изучал некоторые места в этой рукописи, а затем решил посмотреть там,
что говорится в вышеуказанном отрывке, и нашел, что это место там идет по другому, а
именно:

«И я разъяснил то, что оказалось скрыто от Умара ибн Абдуль-Азиза и Мугиры… От
них скрылось… И если бы насчет этого был аят, то от Умара ибн Абдуль-Азиза это не
скрылось бы… и от многих из них оказались скрытыми некоторые части Сунны», – и в
этой рукописи слова «невежество» там не употреблялось.

Посмотрите на огромную разницу между этими двумя цитатами!

Я рассказал об этом, потому что, если бы читатель не нашел этих слов Ибн Абдуль-Барра, то
счел бы его человеком, который грубо отзывается о саляфах, позволяя себе называть их
невежественными. А если бы порицали того, кто так их называет, он говорил бы: «А что тут
такого?! И те, кто был до меня, так говорили!»

Мы просим у Аллаха, чтобы он наделил нас полезным знанием!

И, если бы эти слова действительно принадлежали Ибн Абдуль-Барру, тот факт, что ас-Силяфи
их изменил, нес бы в себе огромный урок – что нужно грубые и черствые слова менять на
более подобающие, такие, в которых соблюден адаб.

[1] 1:36.