Ибн Абдуль-Барр пишет в «Аль-Джами»[1]:
«Мудрецы сравнили ошибки ученых с разбиванием корабля, потому что, когда корабль идет на
дно, тонут и все те, кто на корабле».
Если ты спросишь, каковы признаки того, что некое мнение ошибочно, то я отвечу словами
Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), которые передают Абу Дауд и другие[2], и
это правдивейшие и мудрейшие слова:
Язид ибн Амира, великий табиин и близкий ученик Муаза, сказал:
«Каждый раз, когда Муаз садился в каком-то маджлисе, он говорил: «Всевышний Аллах –
Мудрый, Справедливый». И однажды после собрания он сказал:
«За вами будет смута, в которой будет замешано множество материальных благ. И Коран
будет открыт, так что его будут брать верующий и лицемер, свободный и раб, мужчина и
женщина, взрослый и малый. И в итоге человек может подумать и решить: «А почему бы
людям не следовать за мной, ведь я читаю Коран?! Клянусь Аллахом, они не последуют за
мной, пока я не придумаю для них что-то новое».
Остерегайтесь того, что введут подобные люди, потому что они введут лишь заблуждения. И
остерегайтесь ошибки мудреца, потому что шайтан иногда может выразить заблуждение
устами мудреца, как иногда и лицемер может сказать истину»».
Язид ибн Амира сказал:
«И я спросил его: «Как же мне узнать, что мудрец выразил заблуждение, а лицемер – истину?»
И тогда Муаз ответил:
«Остерегайся непонятного в словах мудреца. Такого, что ты спросишь: «Что это означает?» Но
пусть это не отталкивает от него, потому что, может быть, он откажется от этих слов и примет
истину, когда ее поймет, ведь, на самом деле, истина сияет нуром»».
Аль-Байхакы говорит:
«Муаз ибн Джабаль сообщил, что ошибка мудреца не должна отталкивать от него, но следует
отстраняться от тех его слов, в которых нет нура. А истина всегда источает свет, то есть – и
Аллах знает лучше – указание из Корана, Сунны, иджмы или кыяса».
И он, да будет доволен им Аллах, указал на группу безбожников, которые вводят основы,
полностью противоречащие Исламу, и на другую праведную группу, которая обладает иманом
и мудростью, но иногда может ошибаться. И эту группу нельзя приравнивать к первой группе:
она все равно остается на истинном пути и придерживается блага. Однако следует
отстраняться от ошибок, которые стали явными.
И для нас на ошибочность мнения указывает его неясность, неопределенность,
провокационность, и в этом мнении нет чистоты истины и ее сияния. Поэтому он и назвал это
«непонятным» (муташабихат), и твое естество не может принять, что такой ответ – искренняя
истина, и поэтому ты спрашиваешь: «Что это?»[3]
А что касается чистой истины, то она светится нуром и доказательством, поддерживающим ее.
[1] 2:111. Иснад к этим словам привел и аль-Хатыб в «Факих валь-мутафаких» (2:14).
[2] «Сунан» Абу Дауда (5:186, №4596). Также это передается в «Тарихе» Якуба ибн
Суфьяна (2:321). Еще это передает аль-Байхакы (10:210), и он же – в «Аль-Мадхаль» (с.
444), и аль-Хаким – в «Аль-Мустадрак» (4:460), и он указал, что это сообщение достоверно
согласно условиям аль-Бухари и Муслима, и аз-Захаби согласился с ним. Затем он передал
это сообщение через другой иснад (4:466) и сказал, что оно достоверно согласно условиям
Муслима, но аз-Захаби никак это не прокомментровал (в моем издании). Это сообщение
встречается и в «Джами баян аль-ильм» (2:111).
[3] И на это указывает риваят Ибн Абдуль-Барра в «Аль-Джами» (2:111):
«И они спросили: «Как это – ошибка мудреца?» И он сказал: «Это то, что ты не принимаешь
и отрицаешь, спрашивая: «Что это?»»