Прежде чем перейти ко второй части ответа, мне нужно сказать следующее: сначала я
написал первоначальный ответ, а затем нашел то, что указывает на действительность этих
слов Ибн Абу Зиъба (если б только они не были достоверны!).
Имам аль-Байхакы[1] передает диалог, который состоялся между имамом Мухаммадом ибн
аль-Хасаном аш-Шайбани и имамом аш-Шафии, да будет Аллах доволен ими обоими.
И в этом диалоге имам аш-Шафии сказал:
«В Медине есть такие ученые, которые считают, что Малика необходимо призвать к
покаянию».
В «Аль-Марифа ват-тарих»[2] говорится следующее:
«От Ахмада ибн Ханбаля [передается], что дошло до Ибн Абу Зиъба, что Малик не
следует [буквальному смыслу] хадиса: «Продавец и покупатель обладают правом
выбора», – и сказал в связи с этим:
«Необходимо потребовать от него покаяться, и если не покается, то отрубить ему
голову». Но Малик не отвергал этот хадис, а лишь по-своему истолковал его».
Потом один человек из Шама спросил: «Кто более знающий: Малик или Ибн Абу
Зиъб?» И он сказал: «Ибн Абу Зиъб выше Малика в этом вопросе. И Ибн Абу Зиъб
праведнее в религии и более богобоязнен, и он лучше Малика в плане отстаивания
истины перед правителем. И, когда Ибн Абу Зиъб был у Абу Джа’фара, ему это не
помешало сказать истину. И он сказал: «Абу Джа’фар, притеснение исходит от твоей
двери»».
Хаммад ибн Абу Халид сказал:
«Ибн Абу Зиъба сравнивали с Саидом ибн аль-Мусаййибом. И когда Малик и Ибн Абу
Зиъб были у правителя, то лишь ибн Абу Зиъб говорил истину, повелевая одобряемое
и порицая порицаемое, а Малик молчал. Он часто говорил: «Ибн Абу Зиъб и Са’д ибн
Ибрахим – те, кто повелевает одобряемое и запрещает порицаемое»».
И его спросили: «Что ты скажешь про его хадисы?» И он ответил[3]: «Он был
достойным доверия (сика), правдивым, благочестивым и богобоязненным»».
Посмотрите на слова имама Ахмада: «Малик не отвергал этот хадис, а лишь по-своему
истолковал его», – которые указывают на величие имама Ахмада и на широту его взгляда на
тех, кто имеет другое мнение, ведь он оправдывает их. Имам Ахмад придерживался здесь того
же мнения, что и Ибн Абу Зиъб, но, несмотря на это, он оправдывает Малика тем, что тот по-
своему толковал этот хадис.
И это указывает на нашу тему: установлено то, что Ибн Абу Зиъб произнес эти слова, так как
имам Ахмад привел их, а затем оправдал Малика. Если бы имам Ахмад считал эту историю
недостоверной, то он бы их сразу об этом сказал, а не искал бы оправданий для Малика.
Ибн Абдуль-Барр пишет в «Ат-Тамхид» и «Джами баян аль-ильм»[4]:
«Ибн Абу Зиъб произнес неподобающие и грубые слова в адрес Малика ибн Анаса, и я
не хочу их пересказывать, но известно, что так высказался о нем, порицая его за его
мнение насчет хадиса: «Продавец и покупатель обладают правом выбора»».
Аллах знает лучше.
В любом случае, если бы даже эта история была недостоверной, есть множество других
высказываний, которые, например, передаются про имама Абу Ханифу, рахимахуллах, как я
уже указывал на это. Я старался найти такой пример, который бы подходил в качестве
иллюстрации обеих общих идей для ответа, но не нашел такого.
[1] «Манакиб» аш-Шафии, 1:122.
[2] 1:686. Аль-Хатыб тоже передает это в «Тарих Багдад» (2:302) в биографии Ибн Абу
Зиъба. И эту историю передает его ученик, Ибн Абу Я’ля в «Табакат аль-ханабиля» (1:251).
[3] То есть кто-то задал вопрос имаму Ахмаду. Прим. Абу Али.
[4] «Ат-Тамхид» (10:14), «Аль-Джами» (2:160) в конце главы «Слова ученых друг о друге».