1. Правильный манхадж в получении знания.
2. Правильный манхадж в преподавании.
3. Правильный манхадж в практике.
Ситуация, в которой мы находимся, когда отклонились от наших праведных предшественников
и имамов, крайне болезненна, и это не тайна ни для кого, чьи руки доходят до современных
книг и того, что доступно сегодня в магазинах. Даже просто по названиям на обложках книг
можно заметить, сколько сейчас опровержений по поводу и без повода, с адабом и без адаба.
Иногда даже можно наткнуться на брошюрку, где автор умудрился порицать множество
имамов.
Еще более порочно то, что человек, которому нельзя даже рот открывать, когда речь идет о
религии, опровергает какого-то имама или «исправляет» исламскую акыду.
И если тот, у кого было бы свободное время, начал бы считать, сколько таких книг вышло в
течение десятилетий с момента написания этой книги (она была в первый раз издана в 1410-м
году по хиджре), и до наших дней, то он собрал бы огромную кучу, которой обрадовались бы
врачи Ислама из числа востоковедов и секуляристов. И лишь Аллаху мы принадлежим, и лишь
к Нему – возвращение.
Путь выхода из этого положения можно сформулировать в следующем (хотя толкование
займет тома книг) – в возвращении к истокам наших праведных предков в области знания и
практики этого знания. А разъяснение этого метода будет разъяснением того, как исламские
ученые получали знания, как они обучали и практиковали изученное[1].
Но вместе с этим мы назовем некоторые основы: если человек, находясь на стадии получения
знания, будет их придерживаться, то достигнет успеха с позволения Всевышнего Аллаха. И
это установит правила, которые укажут на причину бедствий в наше время.
Что касается их метода в получении знаний, то они изложены в строках стихотворения,
которое приписывают имаму аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, хотя, на самом деле, их
произнес имам аль-Харамейн, имам Шафии своего времени, рахимахуллах:
Брат мой, знания можно достичь лишь на основе шести вещей,
Которые я тебе назову в подробностях:
Ум, усердие, нужда, отчуждение от дома,
Обучение у учителя и длительность учебы.
И суть этих шести условий сводится к получению знания от учителей и к длительной учебе.
Студент, учась у шейхов, получает два блага: чистое знание и уважение (адаб) к шейхам и
устазам. Ведь в процессе получения знания он будет соблюдать адаб к своим учителям; а если
он будет соблюдать адаб к своим шейхам, то еще больший адаб проявится к их учителям, к
тем, кто был до них, и так далее. Именно это рождает в человеческом сердце уважение (адаб).
[1] То есть шейх, хафизахуллах, указывает, что причины смуты и разрушения основ в
области адаба в научной среде связаны с изъянами в этих трех аспектах: люди
неправильно получают знания, неправильно его передают и не соблюдают изученное
должным образом, что, в итоге, и привело нас к положению, в котором мы оказались.
Прим. Абу Али.