Да помилует Аллах шейха Абдуль-Карима ар-Рифаи (умер в 1393-м году по хиджре) из
Дамаска, который говорил: «Еда больших – это яд для маленьких».

Шейх Мухаммад Саид аль-Бани ад-Димашки (умер в 1351-м году по хиджре) пишет в «Умдат
ат-тахкык»[1]: «Однажды я спросил нашего шейха Абдуль-Хакима аль-Афгани, да озарит Аллах
его могилу, когда изучал у него науку усуль аль-фикх: «Какая польза в этой науке?»

И он сразу мне ответил: «Ее результат – это иджтихад».

И тогда я спросил его: «Разве не говорят, что врата иджтихада закрыты?»

И он с насмешкой ответил:

«А кто их закрыл? Однако студент в ваших краях претендует на иджтихад, хотя
толком до этого даже Нур аль-идах» не читал».

Да помилует Аллах этого шейха! Что, если бы он увидел наше время, когда невежд поощряют
совершать иджтихад, ненавидеть муджтахидов, критиковать и порицать саляфов, и все это
под девизом следования Корану, Сунне и саляфам?!

Разве Хасан аль-Басри не имам из числа саляфов? Разве о его достоинствах не писали многие
ученые? И о нем говорят, что он исключение из всего, то есть когда про кого-то спрашивают,
больше ли других он знает, люди отвечали: «Да, кроме Хасана аль-Басри». А если о другом
говорили: «Он самый аскетичный из людей», – то кто-то добавлял, соглашаясь: «Да, но кроме
аль-Хасана аль-Басри», – и так далее[2].

И как появился человек, который прикрывался названным призывом, то в каждом собрании по
поводу и без повода он приговаривал: «Хасан аль-Басри – мудаллис». Этот попугай ходил
везде повторял эти слова, и когда Аллах заставил его встретить студента, который спросил
его: «Объясни мне, кто такой мудаллис», – он замолчал и ничего не смог сказать[3].

2. К их методу обучения относится требование суровой этики (адаб) от тех, кто хочет получать
у них знания. И об этом рассказывают удивительные истории.

Абдуллах ибн аль-имам Ахмад передает:

«Моего отца спросили:

– Почему ты не слышал много хадисов от Ибн Ибрахима ибн Саада, ведь он был рядом с тобой
в Дар Умара?

И он сказал:

– Мы один раз пришли к нему, и он передавал нам хадисы, а на второй раз он увидел, как
некоторые молодые люди сели впереди пожилых, и он сильно разозлился, и сказал: «Клянусь
Аллахом, я не будут передавать хадисы весь год!» – и он умер так, больше и не передавая
хадисов[4].

Имеется в виду, что он умер меньше, чем через год».

Этот рассказ напомнил мне другие похожие рассказы.

Ибн Саад передает в «Табакат»[5] и аль-Хатыб – в «Джами»[6] от Малика ибн Мигваля:

«Я шел вместе с Тальхой ибн Мусаррифом, и мы дошли до очень узкого места, и он
прошел впереди меня, а затем сказал: «Если бы я знал, что ты хотя бы на день старше
меня, то я не пошел бы впереди тебя»».

Другую историю передают ад-Дури в «Тарих»[7] и аль-Хатыб в «Джами»[8]: Али ибн Салих ибн
Хайй и Хасан ибн Салих ибн Хайй были два близнецами, но Али родился раньше на несколько
часов, и Хасан проявлял отдельное уважение к нему из-за этого времени. Передавая слова
брата, он говорил:

«Абу Мухаммад сказал», – то есть не называл его по имени. И когда Али ибн Салих
садился, то его брат Хасан ибн Салих всегда садился чуть ниже него из уважения,
потому что брат родился чуть раньше».

[1] С. 63.

[2] «Симар аль-кулюб» ас-Саалиби (с. 90).

[3] Эти невежды, крича о следовании за саляфами, разрушают великое наследие фикха
саляфов, а именно мазхабы, следование которым они заменили на следование за
«знающими братьями». Прим. Абу Али.

[4] Ас-Сияр, 11:317.

[5] 6:308.

[6] 1:170.

[7] 4:360 (4787).

[8] 1:171.