Также Рамахурмузи сказал: «Сообщил нам Абдуллах ибн Ахмад ибн Ма`дан от Мазкура ибн Сулеймана аль-Васити: «Я слышал, что Аффан, услышав, как кто-то говорит: «Мы переписали книги такого-то и книги такого-то», сказал: «Мы считаем, что эти люди никогда не достигнут успеха[1]. Мы приходили к одному и слушали хадисы, которых не было у другого, а потом приходили к другому и слушали хадисы, которых не было у первого. Затем мы прибыли в Куфу и остались там на четыре месяца. И если бы мы хотели записать сто тысяч хадисов, то смогли бы это сделать, но записали лишь пятьдесят тысяч. И ни от кого, за исключением Шарика, мы не принимали хадисы, кроме как под диктовку[2], он же отказал нам. И мы не встречали в Куфе тех, кто бы совершал ошибки из-за небрежности».
А что касается слов, которые передаются от Абу Ханифы[6], то они передаются без непрерывного иснада, и даже если предположить достоверность этих слов, то их толкование с позиции арабской грамматики очевидно.
И аль-Мубаррид в книге «ал-Лахана» подробно критикует ошибки, распространившиеся в разных городах, кроме городов Ирака. И также Масуд ибн Шейба приводит примеры этого в «Ат-Таалиме».[7]
И в Египте жили копты, в Шаме — греки, а в Хиджаз приезжали разные народы из неарабов, особенно, после эпохи больших табиинов, и все это при отсутствии среди них имамов в науках языка, которые могли бы защитить язык от искажений и внешних влияний.
А что касается Куфы и Басры, то именно в этих двух городах были сформулированы правила арабского языка. И жители Куфы проявили особое усердие в собирании всех диалектов арабского языка в эпоху ниспослания откровения, чтобы использовать их для понимания тайн Корана и Сунны, а также видов кыраата.
И из всего сказано становится понятным, что Куфа известна как центр фикха, хадиса и арабского языка, а что касается Корана, то три имама из семи имамов кыраата были из Куфы:
1. Асым[8]
2. Хамза[9]
3. Аль-Касаи[10]
И добавь Халафа[11] из числа десяти имамов Кыраата. И разъяснение кырата Асыма уже приводилось.
[1] То есть это касается именно таких передатчиков, которые думают только об увеличении количества своих передач, увеличения шейхов и иснадов, но не заботятся ни о чем другом из знаний. И в отношении таких людей пришло много критики от саляфов, как, например, слова Хасана аль-Басри: «Забота ученых — это соблюдение, а забота глупцов — это передача (ривая)», как передает аль-Хатыб в «Иктида аль-Ильм аль-Амаль», стр. 35.
[2] В моем издании в этом месте идет фраза ما رضينا من أحد إلا ما لأمة, которая не имеет какого-то смысла. Затем я нашел эти слова в «аль-Мухаддис аль-Фасыль» (стр. 560), но там была другая фраза, а именно ما رضينا من أحد إلا بالإملاء, и это уже подходит под контекст и имеет смысл. И поэтому первое, что следует делать студенту, если ему не понятна какая-то фраза, это убедиться, что в ней нет опечаток. Аллах знает лучше. Абу Али
[3] И этот Аффан — это Аффан ибн Муслим аль-Ансари, шейх имама Бухари, Ахмада, Исхака и многих других. И он тот, о ком ибн аль-Мадини сказал: «Если он сомневался хотя бы в одной букве из хадиса, то оставлял его». Также в «Ат-Такриб». И имам Абу Хатим сказал о нем: «Имам, сика (передатчик достойный доверия), муткин (то есть достигший совершенства). Также сказал о нем ибн Адди: «Он выше того, чтобы о нем можно было кто-то сказать [негативного]». Аль-Банури.
[4] Также мы приведем третье сообщение, указывающее на обилие хадисов в Куфе. Сказал имам аз-Захаби в «Тазкира аль-Хуффаз» (2:768) в биографии Ибн Абу Давуд:
«И он сказал: Я вошел в Куфу, и у меня был лишь один дирхам, и я купил на это тридцать муддов бобов. И я ел из этого и записывал от аль-Ашаджа [Абдуллах ибн Саид аль-Кинди, муххадис Куфы]. И к тому времени, когда бобы закончились, я уже записал тридцать тысяч хадисов, среди которых были и хадисы с прерывающимся иснадом (макту`) и мурсаль». Аль-Ашадж умер в 257 году, прожив больше девяноста лет, как сказал аз-Захаби о нем в «Тазкира аль-Хуффаз» в его биографии (2:502).
[5] Тут не имеется в виду, что имамы Хиджаза не знали грамматики, пусть Аллах убережет нас от такой мысли, а имеется в виду, что их повседневная речь и диалект, на котором они говорили в обычной речи претерпевал определенное изменение и мог отличаться от правильной арабской речи, поэтому иногда в виде оговорки они могли совершать ту или иную ошибку в передачи хадиса, которая была связана не с их незнанием арабской грамматики, а из-за влияния повседневной речи.
Также как в наше время мы видим, что большие ученые Азхара, когда даже преподают книги по грамматике и риторике, говорят на своем диалекте из-за того, что они так привыкли, а не потому что они не знают правил грамматики. Абу Али.
[6] Устаз имеет в виду слова أبا قبيس И я слышал, что под этим имеется в виду доска для раздела мяса, а не известная гора в Мекке. Пусть Аллах возвысит устаза еще больше. Аль-Банури.
[7] Речь идет о книге «Мукаддима Китаб ат-Таалим» Масуда ибн Шейба ас-Синди, стр.223-231.
[8] Асым ибн Абу ан-Наджуд. Табиин и имам кыраата из Куфы. Умер в 128 году. Абу Али
[9] Хамза ибн Хабиб аз-Зайат. Умер в 156. Абу Али.
[10] Али ибн Хамза. Умер в 189 году. Абу Али
[11] Халаф ибн Хишам аль-Баззар аль-Багдади. Умер в 229 году. Абу Али
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________