Шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари «Фикх и Хадис людей Куфы». Урок 3: Предисловие автора, часть 2
Суждение и Иджтихад. Часть первая
В отношении суждения до нас дошли как сообщения порицания, так и сообщения похвалы. И порицаемое суждение — это суждение, основанное на страстях, а похвальное — это суждение при выведении хукма в отношении нового явления из текстов шариата согласно методу трех первых поколений мусульман, которые сравнивали подобное с подобным в Коране и Сунне.
И большую часть этих сообщений привел Аль-Хатыб в «Аль-Факих ва аль-Мутаффаких», также ибн Абдульбарр, с приведением контекста этих сообщений.[1]
И единственное верное мнение в этом вопросе заключается в том, что факихи из числа сподвижников, табиинов и следующих за табиинами, понимали суждение так, как мы сказали, то есть выведение решения в отношении нового явления из текста. Это иджма, которую невозможно отрицать.
И сказал имам Абу Бакр ар-Рази[2] после указаний на то, что сподвижники и табиины практиковали суждение: «И это было до того, как пришли невежды, не сведущие ни в фикхе ни в его основах, не знающие пути саляфов и не боящиеся следовать за мерзкими страстями, в чем они противоречили трем первым поколениям мусульман.
И первым, отрицающим кыяс и иджтихад как метод вынесения решений о новых явлениях, был Ибрахим ан-Наззам, который из-за своего безрассудства и скудности знаний[3] открыто критиковал сподвижников из-за их практики кыяса и описывал их недостойными их положению словами, в противоположность тому, как их описал Всевышний Аллах, [и он это сделал].
[1] См. «аль-Факых ва аль-Мутафакых» аль-Хатыб аль-Багдади 1:178-216, он охватил все основные сообщения о суждении и кыясе, как пользу них, так и против. Также это сделал его современник хафиз ибн Абдульбарр в «Джами Баян аль-Ильм ва Фадлихи» 2:55-78 и 133-150.
[2] Который также известен как аль-Джассас. Его биография будет приведена в перечне факихов-ханафитов в соответствующей теме. И его книга «аль-Фусуль филь-Усуль» — одна из самых великих книг по усулю.
[3] Имам Абу Бакр ар-Рази очень кратко описал положение ан-Наззара по необходимости, но чтобы представить более подробную информацию о нем мы скажем:
Его звали Абу Исхак Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам, он был сыном сестры Абу Хузейла аль-Иляф, одного из крупных мутазилитов. И говорят, что его называли ан-Наззам, потому что он нанизывал жемчужины на рынке Басры. И он является одним из мерзких безбожников, которые прикрывался мутазализмом от меча шариата.
Его биографию привел имам Абу Мансур аль-Багдади в книге «Аль-Фарк байна-ль-Фирак» в разделе о течении «ан-Низаммия», стр. 79-80: «В юности был в среде язычников и группе, которая говорила о равенство религий, а в более взрослом возрасте связался с философами-безбожниками, а затем описал в своих книгах мазхаб язычников и безбожников, нововведения философов и доводы безбожников в отношении Ислама.
Он был восхищен мнением брахманов о невозможности пророчества, но не осмелился явно высказать это мнение из-за страха перед мечом, и поэтому отрицал неподражаемость Корана, также отвергал чудеса, которые передавались о пророке, да благословит его Аллах и да приветствует, как раскол Луны, тасбих камней в его руках, вытекание воды из его пальцев, таким образом, через отрицание чудес отрицая пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.
Затем требования шариата стали трудными для него, и не осмеливаясь отвергать их открыто, он начал отвергать пути, через которые они устанавливались. И из-за этого он отрицал иджму как довод, также отрицал кыяс, также отрицал все хадисы, которые не требуют очевидного знания.
Затем он, зная об иджме сподвижников в иджтихаде в вопросах фикха, используя постыдные слова, критиковал великих сподвижников за их фетвы, а также критиковал все течения уммы из людей хадиса и суждения, а также хариджитов, шиитов и наджаритов.
И большинство мутазилитов единогласны в такфире ан-Наззама. И последовали за его заблуждениями некоторые заблудшие кадариты, как аль-Джахиз и другие, которые с одной стороны противоречили ему во многих его заблуждениях, с другой — добавили некоторые от себя.
И большая часть мутазилитов сделали ему такфир, и из их числа его дядя, Абу аль-Хузейл, и поэтому говорят: «Горе тому, кого посчитал неверным Фараон», и он выступил с такфиром в его адрес в своей известной книге «ар-Радд аля ан-Наззам». Также из их числа аль-Джубаи, который высказался о его неверии в ряде вопросов — эти вопросы упомянул Абу Мансур аль-Багдади — и у него об этом написана отдельная книга, также из их числа аль-Искафи, который написал книгу о неверии ан-Наззама в большинстве его мнений.
А что касается книг ученых Ахлю-с-Сунна с такфиром ан-Назама, то их масса. И у нашего шейха Абу аль-Хасана аль-Ашаари три книги с такфиром ан-Наззама, также аль-Каляниси написал книги и послания об этом, также у Абу Бакра аль-Бакиляни, да смилуется над ним Аллах, есть большая книга в опровержении некоторых основ ан-Наззама, также он указал на его заблуждения в своей книге «Икфар аль-Мутаъаввилин». И мы в нашей книгеупомянем самые известные из его гнусных заблуждений».
И затем Абу Мансур аль-Багдади перечислил его мерзкие заблуждения, упомянув двадцать одно заблуждение, каждое из которых требует такфира и отсечения его головы мечом Ислама. См. «аль-Фарк бейн аль-Фирак» стр. 80-91.
Также аль-Газали в «аль-Мустасфа» в начале раздела о кыясе приводит мнения ан-Наззама и то, как он критиковал сподвижников (2:246-247).
Также наш шейх аль-Кавсари, да смилуется над ним Аллах, написал в своих примечаниях к книге ибн Хазма «Маратиб аль-Иджма», стр.13: «Его имя Абу Исхак Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам аль-Басри, умер он в 211 году в возрасте 63 лет. И он был сыном сестры Абу аль-Хузейли аль-Басри аль-Мутазили. И он взял мутазилизм от своего дяди и умер до его кончины где-то за пять лет. И его дядя и другие мутазилиты вынесли емутакфир, не говоря уже об ученых Ахлю-с-Сунна, как это упомянул ибн Абу ад-Дамм в «аль-Фирак аль-Исламия».
И он первый, кто начал отрицать Иджма и Кыяс. Также позволил себе мерзкие слова в отношении сподвижников, чтобы через это достичь своей цели в отрицании иджмы сподвижников и их следования кыясу в новых являениях. Также он очень много позволял себе в отношении людей хадиса. Он пьянствовал и открыто совершал мерзкие грехи. И его сомнения о доводе иджмы и кыяса упоминаются ранних книгах по усулю аль-фикх с опровержениями. И именно его взяли шииты, хариджиты и захириты своим предводителем в отрицании иджмы и кыяса. См. его биографию в «Уюн ат-Таварих»».