Вопрос:
Можно ли после намаза читать суры Корана, зикр или дуа? Есть много людей в нашей местности, которые говорят, что читать что-то после обязательного намаза (зикр, дуа или суры Корана) – это нововведение (бид’а). Что вы об этом скажете? (Малика)
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух!
Согласно мнению ханафитских ученых, чтобы какое-то действие подпадало под определение бидаа (вредного новшества) оно должно соответствовать следующим условиям:
1.Если некое действие, не предписанное шариатом как обязательное, рассматривают как обязательное. К примеру, чтение зикра в ночь на четверг.
2.Если некое дозволенное действие совершается с элементами запретных действий. К примеру, свадебное торжество (валима) с алкоголем. Само по себе празднование свадьбы является Сунной, но из-за того, что в нем присутствуют элементы запретного, оно становится бида’а (дурным новшеством).
Что касается чтения Корана после намаза. Здесь нет ничего запретного, поэтому под определение пункта 2 оно не подпадает. Что же касается пункта 1, то можно сказать следующее:
Чтение Корана – дозволенное и очень похвальное действие. Никто не утверждает, что чтение его после намаза является обязательным. Если кто-то читает Коран после намаза, это делается для призывания благословения Аллаха (баракята), в качестве добровольного действия. Поэтому данную практику нельзя назвать бида’а (хотя это действие не предписано Кораном или хадисами в качестве обязательного или желательного).
Да, если кто-то будет говорить, что это обязательно, то такое действие уже будет подпадать под определение бида’а.
Что же касается чтения зикра или дуа после намаза (к примеру, чтение т.н. «тасбиха Фатимы» — произнесение 33 раза «Субханаллах», 33 раза «Альхамдулиллях» и «Аллаху акбар» 34 раза), то это действие является Сунной, есть множество хадисов, где об этом говорится. А Аллах знает лучше.
Вассалям.
Муфтий Сухайл Тармахомед