Великий ученый, мухаддис, муфассир, факих. Человек, которого называют одним из обновителей своего столетия — имам ан-Навави (рахимахуллах) о словах имама аш-Шафии «Когда хадис достоверен — это мой мазхаб»:
وهذا الذي قاله الشافعي ليس معناه أنَّ كلَّ أحدٍ رأى حديثًا صحيحًا قال: هذا مذهبُ الشافعي وعمِل بظاهره. وإنما هذا فيمن له رُتْبةُ الاجتهادِ في المذهب على ما تقدَّم مِن صفته أو قريب منه, وشرطُه: أن يغلِبَ على ظنِّه أنَّ الشافعي — رحمه الله — لم يقفْ على هذا الحديث أو لم يعلَمْ صحتَه, وهذا إنما يكون بعد مطالعةِ كتبِ الشافعي كلِّها ونحوها منِ كتبِ أصحابه الآخذين عنه وما أشبهَها. وهذا شرطٌ صعبٌ قلَّ مَن يتَّصفُ به, وإنما اشترطوا ما ذكرنا لأنَّ الشافعي — رحمه الله — ترَك العملَ بظاهرِ أحاديثٍ كثيرةٍ رآها وعلِمها, لكنْ قامَ الدليلُ عنده على طعنٍ فيها, أو نسخِها أو تخصيصِها, أو تأويلِها أو نحوِ ذلك
«То, что говорит Аш Шафии не означает, что каждый, кто увидит достоверный хадис, имеет право говорить: «Это мазхаб Аш Шафии» — и следовать за явным внешним смыслом хадиса. Однако, это только для того, кто достиг степени идтихада в мазхабе, с соответствующими сифатами или к учёным близкого уровня. И условие этого: Он (человек достигший степени муджтахида в мазхабе или близкий к этому) должен считать, что аш-Шафии (рахимахуллах) не знал этого хадиса, или не знал его достоверность, а это достигается (лишь) после изучения всех книг аш-Шафии и книг его сподвижников, которые получили (знания) от него и анологичных трудов. И эти условия очень сложные и редко кто им соответствует, и (ученые) поставили условия о которых мы упомянули, потому что аш-Шафии (рахимахуллах) оставлял действия (соответствующие) явному смыслу многих хадисов, которые он видел и о которых знал, однако у него был довод на не их действительность (т.е. видел проблемы в этих хадисах, то что мешает использовать его и практиковать) или же они отмененные, или имеет частный смысл, или толкуются по другому и тому подобное…
(Аль Маджму: 1/105)
Да, важно правильно понимать подобные слова имамов, а то разного рода секты хотят продвинуть свое сугубо субъективное понимание этих слов имамов. если поверить им то имамы говорили эти слова кому попало и призывали всех не следовать научной методологии в Шариате, а хаотично самим искать хадисы и делать на них амал, конечно же это абсурд учитывая что хидисов тысячи и простой человек не сможет постичь все это самостоятельно без ученых специализирующихся в этом. Ведь имамы говорили эти слова своим ученикам которых они обучали долгие годы и которые были между прочим муджтахидами каких уже сегодня не знает наша земля! все слова понимать надо правильно и что бы правильно понять слова надо знать к кому они обращены.
А если даже предположить как говорят некоторые невежественные проповедники что увидел хадис и делай сразу на него амал и не надо спрашивать мнения алимов и их шархи, то что бы было, мы тогда не найдем и двух мусульман, которые будут практиковать Ислам одинаково потому что каждый увидит тот хадис который не увидел другой и это будет хаос и смута видимо к этому и стремятся эти люди. Хотя они дозволяют понимать хадисы без алимов (там же все понятно: говорят они) но не дозволяют понимать хадисы не позвонив и не спросив их самих о понимании. Вот такие интересные люди. А истина в том, что нужно следовать мазхабу (одному из 4) у нас в Казахстане это ханафитский мазхаб, самый первый и самый сильный мазхаб, самый многочисленный, каждое положение в нем доказано Кораном и Сунной! Мазхаб- это и есть сунна, разъясненная и классифицированная для нас- простых людей!