ОДАЛЖИВАНИЕ ДЕНЕГ; ДОЛГ
Вопрос: В каких случаях разрешается брать в долг? Можно ли задерживать отдачу долга?
Ответ: Существует три положения, при которых дозволяется брать в долг:
1- Когда нет средств жизнеобеспечения, разрешается брать в долг сумму, равную прожиточному минимуму. А также, когда человек хочет избежать недозволенного заработка, и берет в долг, чтобы иметь возможность зарабатывать дозволенным способом (например, для закупки товара).
2- Когда человек не имеет жилья, он может взять в долг некую сумму для покупки или аренды дома, квартиры. А также в случае необходимости покупки дров, угля, печки, зимней одежды и т. п.
3- Когда человек женится; или по служебной необходимости; или в других случаях крайней необходимости.
В случае отсутствия вышеуказанных причин, просить в долг Шариатом не дозволяется. К примеру, нельзя брать в долг для: покупки дорогой одежды; дорогих деликатесов, а также любых предметов, в которых человек не испытывает острой необходимости. Запрещено влезать в долги, в погоне за престижными вещами, дабы не «отстать» от соседей, знакомых.
Всевышний Аллах помогает человеку, который берет в долг с намерением вернуть его. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
(перевод смысла хадисов):
«Дающий милостыню получает десять благостей, а дающий в долг, — восемнадцать». [Табарани].
«Тому, кто дает в долг, за каждый день дается благость милостыни. Тому, кто не спешит с получением долга от бедняка, за каждый день дается такая же благость, как если бы он все имущество отдал в качестве милостыни». [Хаким].
Мусульманин должен стремиться избежать участи должника. Праведник Локман Хаким говорил: «Чем находится под грузом долга, я лучше буду носить тяжелые камни». Это потому, что долг может довести человека до куфра (неверия).
Сказано также в хадисах:
«Господи, прошу Твоей защиты от куфра и положения должника». [ан-Насаи].
«Кто не имеет долга, тот свободен». [Байхаки].
«Когда вы свободны, не берите в долг и не живите в страхе». [Хаким].
«Остерегайтесь долга! Долг, — это причина для печали и горя по ночам и унижений в дневное время». [Байхаки].
Мусульманину необходимо стремиться к тому, чтобы вернуть! взятый долг при первой же возможности!!!
Это касается и рассрочек при торговых взаимоотношениях. Задерживать выплату долга — грех! Ибрахим б. Эдхем (рахимахуллах) говорил, что должник не имеет права покупать для себя дорогие продукты, пока не выплатит долг.
Должник не имеет права подавать милостыню, так как сказано в хадисе:
«Не будет принята милостыня того человека, у которого члены семьи находятся в нужде, и у которого есть долги». [Бухари].
Нельзя давать в долг человеку, который попусту растрачивает свое имущество, или приобретает недозволенное.
Должник, не имеющий возможности вернуть долг вовремя, обязан попросить отсрочку. Если же должник имеет возможность вернуть взятое, но не делает этого, то получит грех и будет причислен в разряд притеснителей.
Задержка с возвратом долга более одного часа! является преступлением!
После прошествия одного часа, должник будет находиться под постоянным проклятием и во время молитвы, и во время поста, и во время сна. Чтобы избежать этого проклятия, должник обязан немедленно продать что-либо из своего имущества (если таковое имеется) и избавиться от греха.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Если кто-либо берет в долг с намерением не возвращать его, предстанет в Судный День в качестве вора». [Ибни Маджа].
«Должнику, имевшему возможность вернуть долг, но не сделавшего это, ежедневно будет записываться грех притеснителя». [Табарани].
«Должникам, не вернувшим свой долг, Всевышний Аллах скажет в Судный День: «Вы что же это думали, что Я оставлю чьи-то права за вами?» и с этими словами передаст все их благие поступки тем, кому они должны. Если же у должника не окажется в запасе благих поступков, то все грехи кредитора будут нагружены на должника». [Табарани].
В то же время в хадисах говорится и о том, что отсрочка долга нуждающимся в этом должникам, будет богоугодным делом для кредиторов:
«Кто хочет избавиться от страха в Судный День, пусть дает отсрочку должникам, оказавшимся в затруднительном положении». [Табарани].
«Всевышний Аллаха избавит в Судный День от ужаса и лишений того, кто обрадует мусульманина, оказавшегося в затруднительном положении, или оплатит его долг». [Муслим].
«В Судный День будет призван к Ответу мусульманин с многочисленными грехами. И он скажет: «Нет у меня никаких благих дел. Правда, я говорил своему ученику, чтобы он никогда не притеснял своих бедствующих должников, и позволял возвращать долги, когда им будет удобно. И если они еще попросят чего-либо, то не отказывал бы им, а давал бы им снова хоть что-нибудь». Всевышний Аллах простит этого человека со словами: «Сегодня ты бедствуешь. Но, так как ты в том мире жалел моих рабов, то и Я сегодня пожалею тебя». [Бухари].
АльхамдулильЛяхи Раббиль-алемин!