ВОПРОС

Я вижу некоторых мусульман, поддерживающих тесные связи и дружбу с немусульманами. Хотелось бы узнать, что говориться в Шариате по вопросу отношений мусульман с немусульманами?

ОТВЕТ

Бисмилляхи Рахмани Рахим

Ислам – это религия милости, терпимости и умеренности. Она учит своих последователей быть умеренными во всех областях и сферах жизни: и в аспектах поклонения, и в отношениях с другими и во взаимодействии с представителями иных конфессий. Проявление крайности в том или ином деле будет идти вразрез с благородным учением, переданным нам Аллахом через Его любимого Пророка (алейхи ссоляту васалям).

Если вы посмотрите на различные аяты в Коране и хадисы, касающиеся темы взаимодействий и коммуникаций с немусульманами, то проявление умеренности станет еще более очевидным и ясным для вас. С одной стороны Шариат повелевает нам не испытывать любовь к немусульманам и не дружить с ними, с другой – многие слова и действия Пророка (алейхи ссоляту васалям) и его сподвижников показывают, что каждый должен относиться к немусульманам с уважением и миром.

К сожалению, тем, у кого отсутствует глубокое понимание Ислама, кажется, что в учение Ислама существуют противоречия в вопросе того как необходимо выстраивать взаимоотношения с немусульманами. Они видят различные тексты, приходящие в Коране и Сунне, предостерегающие тех, кто имеет близкие отношения и дружбу с немусульманами, вместе с тем существуют другие тексты, которые указывают, что иметь хорошие отношения с немусульманами дозволено и поощряемо. Также некоторые немусульмане тыкают пальцами в мусульман и говорят, что Ислам учит ненависти, жестокости и внушает отвращение к немусульманам.

Тем не менее, исходя из последующего разъяснения, становиться понятным, что обе эти точки зрения не соответствуют действительности. В Исламе нет противоречий и наша религия не учит нас испытывать ненависть к человеку, даже если он другой веры. Истина в том, что Ислам учит умеренному подходу. Дозволяется мусульманину иметь хорошие отношения с немусульманами, но с определенными ограничениями. Это становиться ясным при рассмотрении аятов Корана и практики Пророка (алейхи ссоляту васалям) и его сподвижников.

В Коране много аятов, в которых приходит запрет на близкие и тесные отношения с немусульманами, например:

1) Всевышний Аллах говорит в Коране: — «Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их» (Имран, 3:28)

Имам Абу Бакр аль-Джассас так комментирует этот аят: — «Слова Аллаха«за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их» значат, что если вы опасаетесь за свою жизнь или физических увечий от них, тогда вам разрешено спасти себя, выражаю дружбу к неверным, но без подобных чувств в сердце … Таково мнения большинства ученых». (Ахкам аль-Куран, 2/289)

2) Всевышний Аллах говорит: — «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам» (Мумтахана,60:1)

Имам Абу Бакр аль-Джассас говорит, что этот аят был ниспослан в связи со случаем со сподвижником Хатибом ибн Абу Балтаа, который написал письмо неверным курайшитам и дал в нем указания, касательно того как себя обезопасить при походе мусульман на Мекку и по другим вопросам. Он сделал так, потому что опасался за свое имущество и детей, которые оставались в Мекке. (Ахкам аль-Куран, 5/325)

3) Также: — «О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть». (Имран, 3:118)

4) Также: — «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них.» (Маида, 5:51)

Имам Ибн Касир так комментирует этот аят: — «Всевышний Аллах запрещает его верующим рабам иметь близкую дружбу и тесные отношения с иудеями и христианами, с теми, кто является врагами Исламу и мусульманам» (Тафсир Ибн Касир, 2/94)

5) Также: — «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники» (Муджадиля, 58:22)

Приведенные несколько аятов указывают нам, что является запретным иметь близкую дружбу и тесные отношения с немусульманами, даже если они связаны с вами. Однако много других текстов в Коране и Сунне, действия и практика Пророка (алейхи ссоляту васалям) и отношения его сподвижников к немусульманам показывают, что мы должны относиться к немусульманам с сочувтсвием, великодушием, состраданием и заботой.

1) Всевышний Аллах говорит: — «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (Мумтахана,60:8)

2) Также: — «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.» (Маида, 5:8)

В эти двух аятах Всевышний Аллах приказывает нам относиться к немусульманам справедливо и уважительно. Неприязнь к их верованиям не должна побуждать мусульман относиться к ним несправедливо.

Любимый Пророк (алейхи ссоляту васалям), который был послан как милость для всего человечества демонстрировал такую доброту, великодушие и вежливость к немусульманам, что подобных примеров в истории трудно найти.

Когда Мекка страдала от голода, он лично отправился на помощь к ним, к его врагам, которые заставили покинуть его родной город. Также при захвате Мекки все его враги оказались под его контролем и властью, но он сказал, что не просто освобождает их, но и прощает их проступки в прошлом. Когда плененные предстали перед ним, он отнесся к ним с такой добротой и заботой так, как обычно люди заботятся о своих детях. Эти люди столько раз хотели покалечить его, доставили ему столько боли, но его рука не поднялась на них в порыве мести, он не возжелал для них каких-то несчастье, а напротив взмолился об их наставление на прямой путь. Делегация из племени Бану Такифа, которая еще не приняла к тому моменту Ислам, пришла поговорить с Пророком (алейхи ссоляту васалям), и он предоставил этой делегации честь остановиться в мечети Пророка, в месте, которое мусульмане считают священным. (См. Маариф аль-Куран, 2/51)

Таких примеров в жизни Пророка (алейхи ссоляту васалям) существует большое множество. Эпизод в Таифе, договор Худайбийя и много подобных событий достаточно ясно демонстрируют позицию Ислама по вопросу поведения и отношения с немусульманами.

Таким же образом сподвижники Пророка (алейхи ссоляту васалям) относились к немусульманам с теплотой и добротой. Они не нарушали их права и никогда не притесняли их.

Таким образом мы видим, что Ислам запрещает своим последователям поддерживать близкие отношения с немусульманами, но в то же время, не запрещает относиться к ним с мягкостью и радушием. Основываясь на приведенных выше двух категориях примеров из исламских текстов, ученые и факихи разделили дружбу с немусульманами на 4 вида.

1) Мувалят или Мувадда — это значит иметь близкие и тесные отношения, глубокую любовь и привязанность в сердце. Такой вид отношений разрешен только к мусульманам, следовательно, запрещено мусульманину иметь такие отношения с немусульманином. Аяты Корана запрещают мусульманам иметь тесные связи и близкую дружбу с немусульманами, особенно ясно это видно в первом аяте суры Мумтахана, касающегося подобного вида отношений.

2) Мударат – это значит проявлять дружбу и любовь только внешне, не испытывая любовь к ним и их вере в сердце. Это лишь внешнее выражение первого типа отношений (мувалят), следовательно, необходимо быть дружелюбным, вежливым и добрым по отношению к немусульманам, что включает в себя хорошие манеры, учтивость и хорошее отношение к людям. Такой вид отношений дозволен с немусульманами. Такие отношения становятся особенно важными, когда целью становиться защита самого себя от потенциального вреда или призыв к Исламу, или когда кто-либо находится у вас в гостях. Аят Корана, где Аллах говорит: — «за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их» относится к таким отношениям. Тем не менее, когда человек опасается, что его убеждения, религиозные взгляды могут быть искажены под влиянием немусульман, такого вида отношения становятся запретными с ними.

3) Мувасат – это значит помогать и содействовать немусульманам. Этот вид отношений включает в себя благотворительную помощь и поддержку, сочувствие и утешение, а также устранение вреда, таких как предоставление воды жаждущему немусульманину или еды тем, кто голоден. Такой вид отношения разрешен ко всем немусульманам, кроме тех, кто воюет с мусульманами. Аят Корана, где Аллах говорит «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ» касается такого вида отношений.

4) Муамалят – это значит подписывать договора, вести торговлю и финансовые операции с немусульманами. Такие взаимодействия разрешены как с немусульманами, кроме тех случаев, когда это приносит вред, так и со всеми мусульманами. (взято из Ахкам аль-Куран, Фатава Хиндийя, Маариф аль-Куран, 2/50-51, Джавахир аль-Фикх, 179-193 и Ифадат Ашрафийя, стр.11)

Все вышеприведенное ясно иллюстрирует, что мусульманам необходимо иметь умеренную позицию в отношениях с немусульманами. К сожалению некоторые мусульмане становятся жертвами отхода от умеренности в ту или иную сторону.

Некоторые принимают крайнюю позицию в отношениях с немусульманами и считают греховными все виды контактов с ними. Они достаточно агрессивны в своем методе взаимодействий с немусульманами и считают грешниками тех мусульман, у кого есть любые виды отношений с немусульманами.

Такой подход неверен и мы ясно это видим из приведенных выше аятов и поступков Пророка (алейхи ссоляту васалям) и его благородных сподвижников. Такие люди должны осознать, что Ислам распространялся не силой и агрессией, наоборот многие люди принимали Ислам, видя благородное поведение мусульман. Много великих личностей, таких как Халид ибн Валид, Амр ибн Асс и другие приняли Ислам, когда увидели удивительное поведение Пророка (алейхи ссоляту васалям) при договоре с Худайбийя. Люди были шокированы и удивлены, видя такое отношение, даже к своим врагам, и поэтому они склонились к Исламу.

В наше время у нас есть великолепная возможность распространять Ислам среди немусульман. Никогда ранее не было лучшей возможности для даваата, для того, чтобы мусульмане стали причиной для принятия Ислама немусульманами. Мусульмане должны обеспечить, чтобы их плохие манеры и жестокое поведение не стали причиной, которая отгораживает люди от принятия Ислама. Если наше поведение отталкивает других от принятия такой прекрасной веры, ты мы будет за это держать ответ в будущей жизни.

С другой стороны некоторые мусульмане становятся до такой степени близки с немусульманами, что разница между верой и неверием исчезает. В Коране во многих местах приходит запрет для нас испытывать любовь в нашем сердце к немусульманам, следовательно становиться не дозволенным любить их и их веру сердцем. Хотя некоторые мусульмане сидят, едят, живут и общаются с немусульманами в такой манере, как будто не имеет значение верующие они или нет. Это другая крайность, которую нужно избегать. Цель жизни мусульманина — прожить ее в соответствии с установлениями Всемогущего Аллаха и Его любимого Пророка (алейхи ссоляту васалям), и соответственно истинная любовь дозволена к тем, кто живет теми же принципами, а не отрицает их.

 

Дарить и получать подарки от немусульман

В «Фатава Хиндийя» и других авторитетных трудах по мазхабу Ханафи приводиться: — «Имам Мухаммад Шайбани приводит (на первый взгяд) противоречивые передачи в своем труде «Сияр аль-Кабир»: в некоторых их них говориться что Пророк (алейхи ссоляту васалям) принимал подарки от немусульман, при этом в других – что не принимал. Следовательно, необходимо согласование этих противоречивых передач…

Факих Абу Джафар аль-Хиндовани говорит, что хадисы, в которых Пророк (алейхи ссоляту васалям) не принимал подарки от немусульман толкуется так, что Пророк (алейхи ссоляту васалям) считал, что человек, который дарил подарки, придерживается мнения, что он (алейхи ссоляту васалям) стремиться приобретать богатство, а не возвышать слово Аллаха, соответственно будет не дозволено получать подарки от такого немусульманина и в наше время. Хадисы, в которых Пророк (алейхи ссоляту васалям) принимал подарки от немусульман, говорят о том, что Пророк (алейхи ссоляту васалям) считал, что дарящий подарки человек признавал, что Пророк (алейхи ссоляту васалям) сражается за Ислам и возвышение слова Аллаха, а не ради материалистических целей. Соответственно разрешено принимать подарки от такого немусульманина в наше время.

Некоторые ученые (ханафиты) согласовывали (видимые противоречия в хадисах) иным способом. Они утверждали, что Пророк (алейхи ссоляту васалям) не принимал подарки от немусульман тогда, когда прием подарков считался бы слабостью, потерей уважения и смягчением призыва. И он принимал подарки, когда не опасался вышеуказанных вещей.» (Фатава Хиндийя, 5/347-348)

Вышеприведенный текст из «Фатава Хиндийя» указывает, что нет проблем в том, чтобы получать и дарить подарки от немусульман тогда, когда нет опасений, что будет причинен вред своей вере. Пророк (алейхи ссоляту васалям) не принимал подарки от немусульман, когда опасался, что это будет вредным для мусульман. И принимал подарки, когда не было таких опасений. Когда же есть какая-либо польза в том, чтобы принимать или дарить подарки, например надежда, что кто-то примет Ислам, мусульманин должен так поступать. Если мусульманин опасается какого-либо вреда для своей веры, тогда нельзя дарить и получать подарки.

Также дарение и получение подарков во время немусульманских религиозных праздников , например, во время Рождества, будет разрешено, т.к. это само по себе не религиозный акт, а традиция среди людей. Намерение в дарение подарка заключается не в проявлении уважения к религиозному празднику, а в том, чтобы проявить уважение к тому, кому дариться подарок, как указал Имам Ашраф Али аль-Таханави в его знаменитом труде «Имдад аль-Фатава»,3/482.

Таким образом, будет разрешено дарить и принимать подарки во время зимних праздников с целью привлечения немусульман ближе к Исламу, при условии соблюдении двух условий:

1. Подарок не должен быть с намерением празднования немусульманского праздника, а просто показывает уважения к человеку.

2. Подарок не должен быть чем-то, что связано с немусульманскими религиозными праздником, например, как рождественская (новогодняя) елка.

 

Приглашение мусульман на обед и принятие их приглашения

Разрешается иногда приглашать немусульман на обед в свой ​​дом для укрепления семейных связей или социальных связей. Без такой необходимости, следует избегать приглашать немусульман. Кроме того, будет разрешено принять такое приглашение от немусульман, если есть уверенность, что пища будет халяль и не будет происходить ничего запретного. (Фатава Хиндийя, 5/347)

Пророк (алейхи ссоляту васалям) принимал приглашения поесть от немусульман в их домах, также Пророк (алейхи ссоляту васалям) сам приглашал немусульман в свой дом. (Ибн Кудама, «Аль-Мугни»,7/3; Сахих Муслима, №2063)

Приводиться в «Фатава Хиндийя»: — «Дозволено ли есть вместе огнепоклонниками и другими неверующими? Передается от Хакима имамом Адрахманом аль-Катиби, что если мусульманин сделает это раз или два, то не в этом порицаемого, но иметь такую привычку будет порицаемо» (Фатава Хиндийя, 5/347)

Посещение немусульманских религиозных праздников

Не дозволяется мусульманину посещать религиозные праздники и церемонии немусульман, так как это будет считаться подтверждением их веры. Принимая участие в их праздниках, мусульманин будет косвенно подтверждать их неверие (куфр) и их религию. Пророк (алейхи ссоляту васалям) запретил мусульманам даже читать намаз во время восхода, захода солнца, в его зените, так в этом есть элемент уподобления солнцепоклонникам.

Посещение больного немусульманина

Нет ничего дурного в том, чтобы посетить немусульманина, который болеет, неважно христианин он или иудей. (Фатава Хиндийя, 5/348). О Пророке (алейхи ссоляту васалям) передается, что он навещал болеющих немусульман, о чем сказано в книгах по Сунне.

Посещение немусульман и выражение соболезнования в моменты смерти

Дозволено навещать немусульман для выражения соболезнований в моменты семейных утрат

«Если умирает немусульманин, человек может сказать отцу умершего или другому родственнику: — «Пусть Бог воздаст вам кем-то лучшим, возвысит вас Исламом и дарует ребенка-мусульманина» (Фатава Хиндийя, 5/348).

Таким образом, будет разрешено посетить немусульман в случае утраты в семье, но слова в соболезновании должны быть аналогичны указанным выше.

Посещение похоронных церемоний немусульман

Разрешается посещать похороны немусульман родителей, родственников, соседей и т.п. «И можно следовать за их (т.е. кафирскими) похоронами издалека» (Бахр аль-Раик, 2/205)

Однако не разрешается принимать участие в религиозной церемонии похорон, особенно когда это влечет за собой мольбу за немусульманина после его/ее смерти. Мольба за немусульманина после его/ее смерти, передача награды (саваб) и другие подобные моменты запретны. Пророку (алейхи ссоляту васалям) было запрещено Аллахом молиться за его дядю Абу Талиба. Также в случае с пророком Ибрахимом.

Всевышний Аллах говорит: — «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада» (Тауба, 9:113)

Тем не менее дозволено делать дуа за немусульманина при его жизни о его наставлении на истинный путь, с надеждой, что он будет наставлен и примет Ислам. Также дозволено молить о хорошем здоровье и положении конкретного немусульманина (Аль-Мавсуа аль-Фикхийя, Кувейт)

Посещение немусульманином мечети

Дозволено мусульманину дать разрешение немусульманину зайти в мечеть, особенно для цели даавата. «Нет ничего дурного в том, если немусульманин (зимми) войдет в мечеть Харам в Мекке или другую мечеть. Это достоверное мнение в мазхабе, передано в «Аль-Мухит» Сарахси» (Фатава Хиндийя, 5/346).

Посещение мест поклонения немусульман

Крайне порицаемо (макрух) мусульманину входить в места полонений немусульман, такие как церкви и синагоги (Фатава Хиндийя, 5/346), даже если в этом больше пользы, чем запретного.

Вставание в знак уважения к немусульманину

«Если входит немусульманин и мусульманин встает: если он встает с надеждой, что немусульманин примит Ислам, то нет ничего дурного в этом. Если же мусульманин встает без такого намерения или из-за богатства немусульманина, то тогда это порицаемо» (Фатава Хиндийя, 5/348).

Тем не менее, является дозволенным вставать перед немусульманином, если у мусульманина в сердце нет уважения, почитания к его вере, и встает человек по дипломатическим причинам, например, что немусульманин примет Ислам или это предотвратит вражду и ненависть. Пророк (алейхи ссоляту васалям) тоже вставал перед лидером курайшитов Икримой Абу Джахлем и лидером Бану Тай Ади ибн Хатимом до того, как они приняли Ислам. Но мусульманину необходимо избегать вставать перед немусульманином, показывая уважение его вере и убеждениям.

Пожимание рук с немусульманином

Нет ничего дурного в том, чтобы пожать руку христианину (и другому немусульманину) соседу и т.п. после возвращения из путешествия (и подобное), если немусульманин обижается, если ему не пожать руку (Фатава Хиндийя, 5/348).

Однако мусульманин должен быть уверен, что в этом нет чего-то запретного, например рукопожатия с противоположным полом не-махрам.

 

 

Выплата закята и других милостыней немусульманам

Среди ученых существует иджма, что не разрешено давать закят немусульманам, как об этом передали Имам Касани, Ибн Кудама, Бухути и другие. Пророк (алейхи ссоляту васалям) точно указал, что закят собирается с имущих мусульман и раздается среди бедных мусульман (Сахих Бухари №1365)

Однако разрешается поддерживать и помогать нуждающимся немусульманам другими видами милостыни, так это будет формой демонстрации доброты и справедливого отношения к ним, о чем приказал нам Аллах в Коране. Если же есть опасения, что деньги могут быть использованы против Ислама и мусульман, тогда мусульманин обязан не оказывать любую материальную помощь.

В заключение: мусульманин должен помнить, что наша любовь, ненависть, уважение, неприязнь касается действий, а не человека, кто эти действия совершает. Таким образом мы испытываем неприязнь к акту неверия (куфр), но мы не ненавидим немусульман, т.к. они тоже творения Аллаха. Пусть Аллах дарует нам возможность прожить жизнь в Его довольстве и Его любимого Пророка (алейхи ссоляту васалям). Амин.

Аллаху ведомо лучше

Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари хафизахуЛлах