***
Сказал Абуль Хасан Ибнуль Къаттан Аль Малики (562-628 х/1167-1230 м) в своей книге про единогласия «Аль Икъна фи Масаилиль Иджмаъ»:

وأجمع الجميعُ أن الجَوْرَبين إذا لم يكونا كثِيفين لم يجزْ المسحُ عليهما

«Все (ученые) сделали иджмаъ/единогласие в том, что если носки не являются толстыми/густыми, то не дозволено масх/протирание на них».

Источник: Абуль Хасан Ибнуль Къаттан: Аль Икъна фи Масаилиль Иджмаъ: 1/90 (вопрос 392)
Год издания: 1424/2004

***

Сказал Ибн Рушд Аль Хафид (520-595 х/1126-1198 м) в своей книге «Бидаятуль Муджтахид»:

المسألة الثالثة : وأما نوْع محلِّ المسْح فإن الفقهاءَ القائلين بالمسْح اتفقوا على جواز المسْح على الخفَّين ، واختلفوا في المسْح على الجَوْرَبين فأجازَ ذلك قومٌ ومنَعَه قومٌ ، وممن منَع ذلك مالكٌ والشافعيُّ وأبو حنيفةَ ، وممن أجازَ ذلك أبو يوسفَ ومحمدٌ صاحبا أبي حنيفةَ وسفيانُ الثوريُّ . وسَبَبُ اختلافِهم : اختلافُهم في صحّة الآثار الواردة عنه — عليه الصلاة والسلام — أنه مَسَحَ على الجَوْرَبَين والنَعْلَين . واختلافُهم أيضا في : هل يُقاس على الخفّ غيرُه أم هي عبادة لا يُقاس عليها ولا يُتعدّى بها محلها ؟ فمَن لم يَصِحَّ عنده الحديثُ أو لم يبلُغْه ، ومَن لم يرَ القياسَ على الخفّ قَصَرَ المسْحَ عليه ، ومَن صحَّ عنده الأثرُ ، أو جوَّز القياسَ على الخفّ أجازَ المسْحَ على الجَوْرَبَين ، وهذا الأثرُ لم يُخرِجْه الشيخان وصحّحه الترمذي.
ولتردُّد الجَوْرَبين المُجَلَّدين بين الخفّ والجّوْرَب غير المجلّد عن مالك في المسْح عليهما روايتان : إحداهما بالمنْع والأخرى بالجواز

«Третий вопрос:

На счет вида мест, куда можно делать масх/протирание, те факихи которые говорят, что масх дозволен, они сделали единогласие на том, что масх на хуффайн/кожаные носки дозволено. Но сделали ихтиляф в том, что дозволено ли масх на носки. Одна группа ученых дозволила это, другая запретила.

Из тех, кто запрещает масх на носки можно перечислить Малика, Шафии и Абу Ханифу.
А из тех, кто дозволил это Абу Юсуф и Мухаммад, два сподвижника Абу Ханифы, и Суфьян Ас Саури.
Причина их разногласия в их разногласии о достоверности хадиса который пришел от Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям, о том, что он делал масх на носки и на обувь.
И так же причиной является ихнее разногласие в том, что можно ли делать къияс на хуффа или это ибадат, на которое нельзя делать къияс и не переходится ли этим его граница.

Те, у которых этот хадис не достоверен, или до них не дошел этот хадис, или они не считают, что можно делать къияс на хуфф, то они не разрешают масх на них (на обувь и носки).

Те, у кого этот хадис достоверен или они считают дозволенным къияс на хуфф, дозволяют масх на носки.

Тот хадис не передали два шейха (т.е. Бухари и Муслим) но посчитал его достоверным Тирмизи.

Из за того, что носки, у которых подошва кожаная, стоят между хуффом и носками без кожаных подошв, от Малика есть два мнения о масхе на них: одно запретность, другое дозволенность».

Источник: Ибн Рушд: Бидаятуль Муджтахид: 1/19-20
Бейрут: Даруль Фикр: 1415/1995

***

Имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) приводит слова имама Ширази:

وإن لبس جوربا جاز المسح عليه بشرطين : ( أحدهما ) أن يكون صفيقا لا يشف .
( والثاني ) أن يكون منعلا ، فإن اختل أحد الشرطين لم يجز المسح عليه

«Если человек надел носки, то ему дозволяется обтирать их при соблюдении двух условий: (1) носки должны быть толстыми и непрозрачными, и (2) у них должна быть обшитая кожей подошва»

После чего комментирует:

وهكذا قطع به جماعة منهم الشيخ أبو حامد والمحاملي وابن الصباغ والمتولي وغيرهم ، ونقل المزني أنه لا يمسح على الجوربين إلا أن يكونا مجلدي القدمين

«Этого мнения твёрдо придерживалась целая группа учёных: шейх Абу Хамид, аль-Мухамили, Ибн ас-Саббаг и другие. Со слов аль-Музни передаётся, что он обтирал только те носки, которые были изготовлены из кожи».

Затем говорит:

والصحيح بل الصواب ما ذكره القاضي أبو الطيب والقفال وجماعات من المحققين أنه إن أمكن متابعة المشي عليه جاز كيف كان وإلا فلا

«Однако не только правильным, но и истинным является, то мнение, которого придерживались аль-Кади, Абу ат-Тайиб, аль-Каффал и многие другие учёные-исследователи. Передаётся, что они считали дозволенным обтирание любого вида носков, если в них возможна ходьба в течение долгого времени. В противном случае, по их мнению, такие носки обтирать нельзя».

Такж6е он сказал

واحتج أصحابنا بأنه لا يمكن متابعة المشي عليه فلم يجز كالخرقة . والجواب عن حديث المغيرة من أوجه :

«Аргумент, выдвигаемый нашими сторонниками, заключается в том, что продолжительная ходьба в тонких носках невозможна, а значит обтирать их, подобно ткани, нельзя. Что же касается хадиса аль-Мугиры, то он не может служить доводом по следующим причинам:

( أحدها ) أنه ضعيف ضعفه الحفاظ ، وقد ضعفه البيهقي ونقل تضعيفه عن سفيان الثوري وعبد الرحمن بن مهدي وأحمد بن حنبل وعلي بن المديني ويحيى بن معين ومسلم بن الحجاج وهؤلاء هم أعلام أئمة الحديث ، وإن كان الترمذي قال : حديث حسن فهؤلاء مقدمون عليه بل كل واحد من هؤلاء لو انفرد قدم على الترمذي باتفاق أهل المعرفة .

1. Этот хадис является слабым. Его назвали слабым выдающиеся знатоки хадисов, включая аль-Бейхаки. Также передается, что данный хадис считали слабым такие известные имамы-хадисоведы, как Суфьян ас-Саури, Абд-ур-Рахман бин Махди, Ахмад бин Ханбал, Али бин аль-Мадини, Яхья бин Маин, Муслим бин аль-Хаджжадж. И хотя ат-Тирмизи сказал: «Это хороший достоверный хадис», его оценка менее значима по сравнению с оценкой вышеперечисленных имамов. Даже если бы мнение о слабости данного хадиса выразил один из этих имамов, то оно, как единодушно считают учёные, всё равно было бы предпочтительнее мнения ат-Тирмизи.

الثاني ) لو صح لحمل على الذي يمكن متابعة المشي عليه جمعا بين الأدلة وليس في اللفظ عموم يتعلق به

2. Если даже допустить, что хадис аль-Мугиры является достоверным, то под «носками» в нём следует понимать, лишь такие изделия, в которых возможна продолжительная ходьба. Только таким образом можно было бы совместить имеющиеся доводы. При этом в самом тексте хадиса нет указания веобщего характера, которое распространялось бы на все виды носков.

الثالث ) حكاه البيهقي رحمه الله عن الأستاذ أبي الوليد النيسابوري أنه حمله على أنه مسح على جوربين منعلين لا أنه جورب منفرد ونعل منفردة ، فكأنه قال : مسح جوربيه المنعلين

3. Аль-Бейхаки, да будет милостив к нему Аллах, передал, что Абу аль-Валид ан-Найсабури, давая толкование этому хадису, предположил, что речь в нём идет об обтирании носков с кожаной подошвой, как у сандалий, а не отдельно носков и сандалий, как будто бы передатчик хадиса сказал: «Он обтёр носки с кожаной подошвой, как у сандалий»».

Источник: Навави, «Шарх аль-мухаззаб»

***

Cказал Шейхуль Ислам, Имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в книге «аль-Маджму»:

في مذاهب العلماء في الجورب قد ذكرنا ان الصحيح من مذهبنا ان الجورب ان كان صفيقا يمكن متابعة المشي عليه جاز المسح عليه والا فلا

Мы упомянули по поводу носков в мазхабах ученых, что достоверным мнением нашего [шафиитского] мазхаба является то, что разрешается протирать носки, если они будут толстыми, в которых можно ходить. А если не толстые, то нельзя.

[Мухиддин Ан-Навави, «аль-Маджму», 499 стр том 1]

***

Сказал Сайфуддин Абу Бакр ибн Мухаммад ибн Ахмад аш-Шаши аль-Каффаль (429-507 х/1037-1114 м) в книге «Хильйятуль Уляма фи Ма’рифати Мазахиб аль-Фукаха»:

وإن لبس جوربا صفيقا لا يشف ومنعلا يمكن متابعة المشي عليه جاز المسح ‏عليه وبه قال أبو حنيفة

وقال أحمد وأبو يوسف ومحمد وداود يجوز المسح على الجورب وإن لم يكن ‏له نعل

حلية العلماء في معرفة مذاهب الفقهاء

سيف الدين أبى بكر بن محمد بن أحمد الشاشى القفال 1197ص 1ج

Если [человек] наденет толстые носки (джавраб), сквозь которых не проглядывается кожа и имеющие подошву, в которых можно ходить, то разрешается их протирать во время омовения, также сказал и Имам Абу Ханифа. Сказали Ахмад, Абу Юсуф, Мухаммад и Давуд, что можно протирать носки (джавраб), даже если у него не будет обуви [чтобы надевать поверх них].

[Сайфуддин аш-Шаши аль-Каффаль, «Хильйятуль Уляма фи Ма’рифати Мазахиб аль-Фукаха», 1197 стр, том 1]

***

Cказал Ибрахим ибн Али ибн Юсуф аш-Ширази Абу Исхак (393-476 х/1003-1083 м) в книге «аль-Мухаззаб фи Фикх аль-Имам аш-Шафии»:

وإن لبس جوربا جاز المسح عليه بشرطين أحدهما أن يكون صفيقا لا يشف
‏ والثاني أن يكون منعلا
المهذب في فقه الإمام الشافعي
إبراهيم بن علي بن يوسف الشيرازي أبو إسحاق 21ص 1ج

Разрешается протирать носки (джавраб) при соблюдении двух условий:

1. Чтобы они были толстыми, сквозь которых не проглядывается кожа.

2. Чтобы у них была подошва.

[Абу Исхак аш-Ширази, «аль-Мухаззаб фи Фикх аль-Имам аш-Шафии», 21 стр, том 1]

Источник: http://al-fatava.com