С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Зухайр ибн Харб передал мне: «Абдурахман ибн Махди рассказал нам от Суфьяна от Алькамы ибн Марсада от Сулеймана ибн Бурайды от его отца от Пророка:

«Тот, кто играл в нарды, подобен тому, кто выпачкал руку мясом и кровью свиньи («Сахих» Муслима)»».

Аль-Куртуби сказал об этом: «Это указание на забой свиньи, так как [известно, что] это харам».

Ан-Навави сказал: «Это указание на употребление ее в пищу, потому что у того, кто ест свинину, рука загрязнена ее мясом, а если он убивает ее, то его рука загрязнена ее кровью».

Однако в любом случае этот хадис доказывает недозволенность игры в нарды, и алимы в этом единодушны, за исключением того, что передано от Ибн аль-Мугаффаля, Ибн аль-Мусайбы и Абу Исхака аль-Марвази, [что упоминается] в Найль аль-Автар (8:85).

Большинство ученых, исходя из этого, сделали кыяс для игры в шахматы и приняли мнение, что это также не дозволено.

Аль-Хаскафи сказал в Ад-Дурр аль-Мухтар:

Игра в нарды — макрух тахрим1, и подобны этому шахматы… Аш-Шафии дозволял это, и также Абу Юсуф, согласно одной передаче, и комментатор Аль-Вахбанийя в стихотворной форме сказал: «Нет вреда в шахматах, о чем есть одна передача от великого ученого, кади Запада и Востока (имеется в виду Абу Юсуф)».

Это когда игра не идет на деньги, без азарта, без того, чтобы длиться долго, и когда человек не оставляет обязательное, иначе это запрещено иджмой2.

Кроме того, несмотря на то, что имам Шафии не придерживался мнения о запретности шахмат, это макрух, даже по его мнению, как объясняет имам Навави, несмотря на то, что степень порицаемости шахмат меньше, чем степень порицаемости нардов.

Передается от Ибн Аббаса , Ибн Умара , Абу Мусы аль-Ашари , Абу Саида и Аиши, да будет доволен ей Аллах, что они порицали шахматы.

Передается в Дав’ ан-Нахар от Ибн Аббаса, Абу Хурайры, Ибн Сирина, Хишама, Ибн Урвы, Ибн аль-Мусайбы, Ибн Джубайры, да будет доволен ими Аллах, что они считали это дозволенным. Однако это упомянуто в Найль аль-Автар (8:95), в то время как я не нашел подобных передач от них в книгах хадисов.

Хукм развлечений (малахи) и спорта (аль’аб) в Шариате

Что касается шариатского решения в отношении развлечения и спорта в общем, то мой учитель и отец, алляма муфтий аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, составил на эту тему отдельный труд, который приводится в книге Ахкам аль-Куран. Я вкратце суммирую выводы, которые он сделал на основе текстов, и процитирую его высказывания:

Знай, что чистый и величественный Шариат избранного Посланника не запрещает блага и пользы, к которым расположена человеческая натура, и не одобряет монашества (рахбаниййя) и абсолютного аскетизма (табаттуль), а требует от людей цивилизованности и правильного социального взаимодействия. Да, он запрещает крайности в развлечении, полное погружение в него, когда человек отвлекается от того, что необходимо из религии и из мирского. К признанным вещам и нуждам, к которым расположен человек, относится нужда в занятиях для тела и расслабления сердца, в том, чтобы давать ему наслаждение время от времени. Об этом Посланник Аллаха сказал:

«Расслабляйте сердца от часа к часу (время от времени)».

Абу Дауд передает это от Анаса 3. Отсюда и обычай шутить в его словах и действиях.

Передается от Пророка:

«Развлекайте (себя) и играйте, воистину, я не люблю суровости в вашей религии».
Этот хадис приводит аль-Байхаки. Также передается от Аиши, да будет доволен ей Аллах, что Пророк Аллаха сказал:

Есть ли у вас какие-нибудь забавы (ляхв)? Поистине, ансары любятэто.

Этот хадис приводит аль-Хаким.

Поэтому передается от Али и Абдуллы Ибн Мас’уда :

«Сердце утомляется так же, как и тело утомляется, поэтому ищите для него пути мудрости».

Передается от Ибн Аббаса , что, когда разговоры о Коране и хадисах были слишком долгими, он говорил тому, кто был около него:

«Развлеки нас», — то есть погрузись в рассказы и поэзию.

Другие сподвижники говорили:

«Дай отдых сердцам с помощью зикра».

Это упоминается в Кафф ар-Руа4

…Итог этого рассуждения в том, что расслабляться и давать наслаждение сердцу, а также тренировать свое тело — все это относится к дозволенным благам и интересам человека, которые Величественный Шариат не запрещает безоговорочно5. Это лежит в основе дозволенности некоторых (видов) развлечений в некоторых ситуациях, поскольку эти (виды) развлечения (ляхв) с таким намерением и такой целью перестают быть бесполезными (ляхв), напротив, они связаны с пользой, о чем свидетельствуют хадисы о дозволенности плавания, стрельбы из лука, соревнований с арбалетами, гонках на верблюдах, верховой езде, игры с семьей. Ведь эти занятия с правильной целью приносят выгоду для этой жизни и для следующей, и в этом случае они исключаются из описания бесполезностью (ляхвийя) — и поэтому они дозволяются и поощряются, если совершаются время от времени. А если кто-то делает это с намерением позабавиться (талаххи) и поиграть (таля’уб), то это будет, поистине, запрещено и порицаемо. Так разъяснили факихи.

Так же, как забавление (ляхв) периодически становится благом с правильным намерением и исключается из ляхвиййя, благие дела периодически становятся бесполезными с неправильным намерением или когда они препятствуют поминанию Аллаха, поэтому если намерение неверно, то речь идет о просто игре или ослушании Всевышнего. Пророк сказал:

«Все, что не связано с поминанием Аллаха, — бесполезность (ляхв) и игра (лягб)».

Ас-Суюти упоминает этот хадис в Джамиа-с-сагир с указанием на ан-Насаи и классифицирует его как хасан (хороший).

…Как только мы понимаем, что развлечение иногда становится полезным через правильное намерение и ожидаемую от него пользу, а полезные поступки становятся бесполезными при неверном намерении или полном погружении в них и отвлеченности от Аллаха, то нам должно также стать ясно, почему факихи разошлись насчет некоторых (видов) развлечений: одни разрешали их (при условии, что это делалось) с благой целью… а другие запрещали по причине отсутствия уверенности в верном намерении … и правильной цели наряду с грехами, которые бы совершались от этого, поскольку они обнаружили на опыте, что вред этого больше, чем польза.

…Таким образом, правило относительно этого вопроса, согласно нашим (ханафитским) ученым, полученное из их слов и принципов, таково:

1) Развлечение само по себе, которое не имеет в себе цели и не имеет полезного назначения для этой или другой жизни, является запретным (харам) или порицаемым (макрух тахрим), и это вопрос, на котором сошлась умма, и имамы были единогласны в этом.

2) Что же касается того, что совершается с определенной целью и содержит религиозную или мирскую пользу, то, если его запрет упомянут в Коране и Сунне, как запрет на игру в нарды, это запретно или порицаемо (макрух тахрим), и его польза или цель юридически (хукман) обнуляется в связи с установленной запретностью, поскольку вреда от него больше, чем пользы… И на этом также сошлись все имамы. Однако между учеными могут быть разногласия о достоверности такого запрета, и те, кто считает запрет достоверным, запрещают и порицают это. Таков случай с шахматами, поскольку хадисы, говорящие о запретности в отношении шахмат, оспариваются учеными. Ханафиты и большинство факихов сочли их достоверными и, соответственно, запрещали и порицали шахматы, а Ибн Аль-Мусайяб, Ибн аль-Мугаффаль не считали их достоверными и, соответственно, дозволяли, также считал и имам Шафии.

3) В отношении тех видов развлечений, на которые не было запрета от Создателя, и того, что содержит пользу или благо для людей, в области фикха есть два мнения:

а) Первое. Если опыт показывает, что вреда от этого больше, чем пользы, и что зло от этого занятия перевешивает полезность, и что тот, кто занимается этим, отвлечен от поминания Аллаха, и (обязательных) молитв, и мечети, то это становится запретным, потому что подпадает под причину запрета (рацио легис, или основание закона), и это запретно или порицаемо.

б) Второе. Если это не так (практика не показала, что это несет вред), то, если люди погружаются в это с намерением развлечения и игры, это порицаемо, а если погружаются в это с целью приобретения пользы или с намерением достичь выгоды, то это дозволено и даже может дойти до уровня желательности (истихбаба)  или выше.

Это краткий пересказ того, что сказал мой отец, шейх, муфтий Мухаммад Шафии в своем труде «Ахкам аль-Куран».6

На основании этого принципа спорт, который нацелен на тренировку тела и ума, дозволен сам по себе, если только не содержит других грехов и если только человек полностью не погружается в него до такой степени, что это посягает на способность человека нести ответственность за свою религию и жизнь.

А Всевышний Аллах знает лучше.

Такмиля Фатх аль-Мульхим, 4:380-2.

1. Нежелательность, близкая к запрету.
2. Радд аль-Мухтар,том 6, стр. 394.
3. Аль-Джами ас-Сагир.
4. На полях Аз-Заваджир (1:164).
5. Да, он запрещает чрезмерность и полное погружение в развлечение до такой степени, что это вредит и мирской жизни, и ахирату.
6. 3:193-201.

 

Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани (хафизаху-Ллах)