Автор: Ибрахим Сайфуддин
Источник: peopleofsunnah.com
С началом Рамадана опять начались споры по вопросам, которые давно разъяснили праведные предшественники. Тема споров: какое количество ракаатов содержит намаз таравих: 20 или 8? Ученые написали несметное количество книг по этому вопросу с убедительными доказательствами в пользу 20 ракаатов, однако наши братья и сестры, не следующие мазхабу, пытаются настоять на том, что намаз таравих должен совершаться в 8 ракаатов.
Сначала нужно понять, что такое таравих. Это молитва, которая состоит из 20 ракаатов и совершается по 2 ракаата во время Рамадана, после молитвы Иша и перед молитвой витр. Этот намаз совершается с джамаатом.
Мауляна Джамиль Ахмад Сакродви в «Ашрафуль-Хидайя шарх аль-Хидайя» (т. 2, с. 202) объясняет:
«Намаз таравих — это сунна муаккада (строгая сунна) и для мужчин, и для женщин, и это мнение верное. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, также считал, что таравих является сунной муаккада».
Доказательства в пользу 20 ракаатов
Многие ученые приводят хадис от Абдуллы ибн Аббаса , в котором он сообщает:
«В течение Рамадана Посланник Аллаха совершал 20 ракаатов намаза, так же, как и намаз витр, без джама’ата».
Этот хадис приводят следующие ученые:
— Ибн Аби Шейба в «Мусаннаф»;
— Имам Байхаки в «Сунан»;
— Табрани в «Кабир»;
— Ибн Ади в «Муснад»;
— Багави в «Маджма Сахаба».
Критическое исследование хадиса
Те, кто не следует мазхабу, пытаются утверждать, что данный хадис не является достоверным. Они подвергают сомнению надежность одного человека в иснаде (цепочке передатчиков) хадиса, которого зовут Ибрахим ибн Усман.
Мауляна алляма Мухаммад Али в «Шарх Муватта Имам Мухаммад» (т. 1, с. 303) объясняет:
«Байхаки считал этот хадис даиф (слабым), но не мавду (ложным, выдуманным). Кроме того, мнение о слабости передатчика Ибрахима ибн Усмана не является единогласным мнением. В „Тахзиб ат-Тахзиб“ (т. 1, с. 145) утверждается: Аббас Дури передает слова Яхьи ибн Муина, который передал слова Язида ибн Харуна, который говорил, что не было человека более ‘адиль (справедливого) в свое время, чем Ибрахим ибн Усман».
Далее мауляна Мухаммад Али сравнивает его с Ибрахимом ибн Хайя и цитирует «Лисан аль-Мизан» (т. 1, с. 53):
«Усман ибн Саид Дарми передает от Яхьи ибн Муина, что Ибрахим ибн Хайя был правдивым человеком, шейхом большой величины».
Кроме этого, он пишет:
«Из этого видно, что Яхья ибн Муин называл Ибрахима ибн Усмана большим и правдивым человеком и называл Ибрахима ибн Хайя правдивым и надежным шейхом. Ибн Ади утверждал, что Ибрахим ибн Усман был более афзаль (большим/превосходящим) чем Ибрахим ибн Хайя. Это отмечается в „Камиль фи даифа ар-риджаль“ (т. 1, с. 241)».
Затем мауляна Мухаммад Али заключает:
«Этот хадис не может быть назван слабым по причине слабости передатчика Ибрахима ибн Усмана. Наоборот, это сообщение сильное и правдивое, как показано с помощью доказательств выше».
Исключение данного хадиса ни на что не влияет
Даже если мы согласимся с тем, что этот хадис совершенно не достоверен, это нисколько не повлияет на утверждение, что намаз-таравих состоит из 20 ракаатов.
Мауляна Азиз ар-Рахман в «Азиз аль-Фатава» (т. 1, с. 262) утверждает:
«Даже если хадис явлется слабым, это не будет иметь значения, потому что текст хадиса установлен многочисленными асарами (преданиями) от сахабов, да будет Аллах ими доволен. Таким образом, даже если не брать этот хадис, действия и высказывания сподвижников могут быть подтверждением действий и высказываний Пророка Мухаммада ».
Муфтий Абдуррахим Ладжпури в «Фатава Рахимийя» (т. 2, с. 253) пишет:
«Они не в состоянии понять, что необходимость в сильной цепочке передатчиков существует тогда, когда есть расхождения во мнениях по какому-то вопросу (как в случае с тем, как говорить „амин“: тихо или громко). Однако факихи, мухадиссы и вся умма на протяжении столетий всегда принимали и совершали 20 ракаатов таравиха, и это единогласие само по себе является сильным доказательством».
Дальнейшие доказательства
В «Фатава Рахимийя» (т. 2, с. 253) муфтий Абдуррахим Ладжпури приводит убедительные доводы, которые показывают, что 20 ракаатов таравиха были приняты всеми.
Они приводятся ниже:
«Здесь мы приведем несколько подборок цитат, показывающих, что 20 ракаатов таравиха были приняты уммой повсюду во все времена:
1. Имам Тирмизи (скончался в 279-м г. по хиджре) утверждает, что Умар , Али , Суфьян Саури и имам Шафии — все совершали намаз таравих в 20 ракаатов. Он цитирует имама Шафии, который говорил, что видел, как люди Мекки совершали 20 ракаатов (Тирмизи, т. 1, с. 99).
2. В известном сборнике хадисов «Канзуль-Уммаль» (т. 2, с. 284) сообщается, что Умар поручил Убай ибн Каабу возглавить намаз таравих в 20 ракаатов. Убай затем руководил молитвой, которая совершалась в 20 ракаатов.
3. Байхаки (т. 1, с.492; Насбур-Райя, т. 1, с. 294) передает сообщение, где Саиб ибн Язид сообщает, что они совершали 20 ракаатов таравих-намаза во время правления Умара , Усмана и Али .
4. В другом сообщении от Язида ибн Румана в «Муватте» имама Малика, рахимахуллах, (с. 40) говорится, что во время правления Умара люди совершали 23 ракаата таравих-намаза вместе с намазом витр.
5. В «Маарифату-с-Ситта» цитируется подлинное сообщение от имама Байхаки (т. 1, с. 477; Сунан Кубра, т. 2, с. 496), что Али позвал курра (знатоков чтения Корана) в Рамадане и назначил кого-то возглавить таравих-намаз в 20 ракаатов. Затем Али непосредственно провел намаз витр.
6. Мухаддис Ибн Кудама, рахимахуллах, пишет в «Аль-Мугни» (т. 1, с. 803), что сподвижники были единодушны в совершении 20-ти ракатов таравих-намаза.
7. Исследование мухаддиса Ибн Хаджара Хайтами, рахимахуллах, также разъясняет, что сподвижники были единодушны в совершении 20 ракаатов таравих-намаза (Тухфатуль-Ахьяр, с. 197).
8. Выдающийся ученый хадиса, алляма Абдуль-Бирр, рахимахуллах, говорит об этом как о факте, что сподвижники совершали 20 ракаатов таравиха в течение правления Умара, р.а. (Миркат, т. 2, с. 174).
9. Ибн Таймийя писал, что Убай ибн Кааб руководил сподвижниками в 20-ти ракаатах таравиха в течение правления Умара (Фатава Ибн Таймийя, т. 1, с. 148). Далее он пишет (т. 1, с. 191), что, поскольку Убай руководил сподвижниками в 20-ти ракаатах таравиха и 3-х ракаатах витру в течении Рамадана, большинство ученых считают это Сунной, потому что все мухаджиры и ансары совершали за ним этот намаз без каких-либо возражений.
10. Имам Шаарани, рахимахуллах, пишет: «Умар дал указание совершать 23 ракаата намаза, 3 из них являлись намазом витр. Затем это было практиковалось во всех городах» (Кашфуль-Гумма, т. 1, с. 167).
11. Известный ученый ахлю-хадис Наваб Сиддик Хасан полагает, что «ученые расценивают 20 ракаатов таравиха, который выполнялся во время правления Умара как иджму» (Авнуль-Бари, т. 4, с. 307).
12. Алляма Бахруль-Улюм, рахимахуллах, пишет, что 20 ракаатов таравиха стали единодушным мнением (Расаиль аль-Аркан, с. 138).
13. Алляма Ибн аль-Хумам, рахимахуллах, говорит, что по вопросу того, что таравих включает 20 ракаатов, было достигнуто согласие, и это передается от поколения к поколению (Фатхуль-Кадир, т. 1, с. 407).
14. Алляма Айни, рахимахуллах, говорит: «В течение правления Умара сподвижники совершали 20 ракаатов таравиха, и это также продолжалось в течении правления Усмана и Али (Комментарий Айни к «Сахиху» Бухари, т. 7, с. 178).
15. Когда имам Абу Юсуф, рахимахуллах, спросил имама Абу Ханифу, рахимахуллах, имел ли Умар какие-то доводы от Посланника Аллаха , чтобы совершать 20 ракаатов таравиха, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, ответил: «Умар никогда не был тем, кто совершает бида’а (вводит новшества в религию)». (Файзуль-Бари, т. 2, с. 420; Маракиль-Фалях, с. 81; Бахрур-Ра’ик, т. 2, с. 66).
16. В «Муватте» имама Мухаммада, рахимахуллах, (с. 11-12) читаем: «Мы следуем за этим мнением (совершаем 20 ракаатов таравиха)… потому что мусульмане (сахабы) были единодушны относительно этого (вопроса) и считали это правильным действием. Сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Если мусульмане (сподвижники) считали какой-то поступок правильным, то оно (это действие) является правильным перед Аллахом».
17. В книге «Аль-Мутака мин Акбариль-Мустафа» (с. 78) пишется следующее: «В течении правления Умара сахабы и остальные мусульмане выполняли 23 ракаата молитвы, включая витр-намаз».
18. Яхья ибн Саид Ансари, рахимахуллах, который был кадием Медины, сказал, что Умар указал кому-то руководить молитвой таравих в 20 ракаатов. Хадис достоверный, хотя и мурсаль (Ибн Аби Шейба, с. 406, Асару-с-Сунан, т. 2, с. 55).
19. Абдуль-Азиз ибн Рафи, рахимахуллах, говорит, что Убай ибн Кааб руководил людьми Медины в 20-ти ракаатах таравих-намаза и 3-х ракаатах витр-намаза. Это сообщение также достоверное, хотя мурсаль (Ибн Аби Шейба, с. 406, Асару-с-Сунан, т. 2, с. 55).
20. Абуль-Хасиб, рахимахуллах, говорит: «Сувайд ибн Гафала обычно руководил нашей молитвой в Рамадан, которая состояла из 20 ракаатов намаза и пяти промежутков для отдыха (между ними)». Хадис достоверный (Байхаки, т. 2, с. 496; Асару-с-Сунан, т. 2, с. 55).
21. Шутайр ибн Сакаль, рахимахуллах, который был учеником Абдуллы ибн Масуда обычно руководил людьми в 20-ти ракаатах таравих-намаза и 3-х ракатах витр-намаза. Этот хадис достоверный (Байхаки, т. 2, с. 496; Кыйямуль-Лейл, с. 91; Миркат, т. 2, с. 174).
22. Выдающийся табиин и муфтий Мекки Ата ибн Аби Рабаа, рахимахуллах, говорил, что он видел, как сахабы и остальные мусульмане совершали 23 ракаата (намаза таравих) вместе с витр-намазом. (Ибн Аби Шейба, т. 1, с. 406; Кыйямуль-Лейл, с. 91; Фатхуль-Бари, т. 4, с. 219; Асару-с-Сунан, т. 2, с. 55).
23. Нафи, рахимухуллах, который был учеником Абдуллы ибн Умара говорил, что Ибн Мулайка, рахимахуллах, обычно руководил ими в 20-ти ракаатах таравих-намаза во время Рамадана. Хадис достоверный (Асару-с-Сунна, т. 2, с. 56).
24. Амаш, рахимахуллах, сообщает, что Абдулла ибн Масуд обычно выполнял 20 ракаатов таравих-намаза и 3 ракаата витр-намаза (Умдатуль-Кари, т. 11, с. 127; Кыйямуль-Лейл, с. 91).
25. Абуль-Бахтари, рахимахуллах, также делал пять промежутков для отдыха во время таравиха и выполнял три ракаата витр-намаза (Ибн Аби Шейба, с. 406).
26. Абуль-Хасана, рахимахуллах, говорит: «Али давал указание кому-то руководить нами в 20-ти ракаатах таравих-намаза с пятью промежутками отдыха» («Сунан Кубра» Байхаки, с. 2, с. 496). Этот хадис достоверный (см. Джавахирун-Наки, т. 1, с. 208; Умдатуль-Кари, т. 11, с. 127 для уточнения подлинности).
27. Мухаммад ибн Кааб Курази также говорит, что сахабы совершали 20 ракаатов таравиха в течении времени правления Умара (Кыйямуль-Лейл, с. 91).
28. Саид ибн Убайд, рахимахуллах, сообщает, что Али ибн Рабиа, рахимахуллах, делал пять промежутков для отдыха во время таравиха, и выполнял три раката витр во время Рамадана. Это достоверный хадис (Асару-с-Сунан, т. 2, с. 56).
29. Алляма Субки Шафии, рахимахуллах, пишет: «Мы считаем, что намаз таравих состоит из 20 ракаатов, что подтверждается достоверными сообщениями» (Шархуль-Минхадж).
30. Абдуль-Кадир Джилани, рахимахуллах, говорит: «Он (намаз-таравих) состоит из 20-ти ракаатов, каждые два ракаата нужно заканчивать (намаз), давая салам… человек должен делать намерение на выполнение намаза таравих перед каждыми двумя ракаатами» (Гуньяту-т-Талибин, т. 2, с. 10-11).
31. Имам Газали, рахимахуллах, пишет: «Намаз-таравих состоит из 20 ракаатов и является сунной муаккада. Способ его совершения хорошо известен» (Ихьяуль-Улюм, т. 1, с. 208). Он также пишет: «20 ракаатов (таравиха) являются единогласным мнением ученых, так как есть сообщение Язида ибн Румана, рахимахуллах, в «Муватте» имама Малика, рахимахуллах, где утверждается, что в течение халифата Умара люди совершали 23 ракаата таравих-намаза вместе с намазом витр (Ихьяуль-Улюм, т. 2, с. 66).
32. Ахмад Руми, рахимахуллах, говорит: «При этом присутствовало большое количество сподвижников, когда Умар поручил Убаю возглавить намаз таравих в 20 ракаатов. Среди них были Усман, Али, Абдуллах ибн Масуд, Аббас и его сын, Тальха, Зубайр, Муаз и многие другие мухаджиры и ансары. Никто из них не возражал Умару , наоборот, они поддерживали его и твердо придерживались его действий. Али сделал дуа за Умара , сказав: „Пусть Аллах осветит его могилу так же, как он осветил наши мечети“. Посланник Аллаха также сказал: „Крепко держитесь моей сунны и сунны праведных халифов, которые будут после меня“. Намаз-таравих состоит из 20-ти ракаатов» (Маджалисуль-Абрар, с. 187).
33. Шах Валиулла Мухаддис Дехляви, рахимахуллах, также пишет, что намаз таравих в течение жизни сподвижников и табиинов состоял из 20-ти ракаатов (Худжатуллахи Балига, т. 2, с. 67).
34. Шах Абдуль-Азиз Мухаддис Дехляви, рахимахуллах, также отмечает, что среди сподвижников существовало согласие о том, что таравих состоит из 20-ти ракаатов и трех ракаатов витр-намаза.
35. Мауляна Кутбуддин Хан Мухаддис Дехляви также отмечает, что по этому вопросу (что таравих состоит из 20-ти ракаатов) среди сподвижников существовало согласие (Мазахируль-Хакк, т. 1, с. 493).
36. Алляма Шаббир Ахмад Усмани, рахимахуллах, пишет, что поскольку никто из сподвижников никогда не имел иного мнения по этому вопросу (не возражал, что таравих состоит из 20 ракаатов), то все ученые единодушны в этом вопросе (Фатхуль-Мульхим, т. 2, с. 320).
Алляма Навави, рахимахуллах, пишет в своих комментариях к «Сахиху» Муслима, что 20 ракаатов таравиха являются отличительным признаком Ислама, так же, как праздничные молитвы (т. 1, с. 259). Также в «Таликат Хидайя» утверждается, что тот, кто будет совершать только 8 ракаатов таравих-намаза, будет виновен в оставлении Сунны«.
Существует множество свидетельств, подтверждающих законность совершения 20-ти ракаатов таравих-намаза. Как видно из приведенных цитат, сподвижники всегда совершали таравих подобным образом. Ни один человек из сподвижников ни разу не вышел вперед и не сказал, что намаз-таравих должен состоять не из 20-ти ракаатов, а из 8-ми. На протяжении веков все были согласны, что таравих состоит из 20-ти ракаатов, но в наше время те, кто отрицает следование мазхабу, вдруг стали утверждать, что он должен состоть только из 8-ми ракаатов. Таким образом, они выступают против всех сахабов и поколения после них.
Ответ на возражения тех, кто не следует мазхабу
Дальше будут рассмотрены доказательства и аргументы, представленные теми, кто не следует мазхабу. Хотя они предъявляют пару хадисов, чтобы доказать свою правоту, будет видно, что эти так называемые доказательства есть ничто иное, как неправильное толкование и искажение. Ниже их претензии будут рассмотрены.
Хадис от Аиши, разыАллаху анха, где говорится об 11-ти ракаатах молитвы
Имам не следующих мазхабу Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин в своей «Фатава Аркануль-Ислам» (т. 2, с. 509) пишет:
«Намаз таравих является Сунной, которая предписана Посланником Аллаха, с.а.с. Что касается числа его ракаатов, их одиннадцать в соответствии с тем, что передается в обеих «Сахихах» со ссылкой на авторитет Аиши, разыАллаху анха.
Ее спросили, как совершал молитву Посланник Аллаха во время Рамадана, и она сказала: «Он не совершал более, чем 11 ракаатов, ни в Рамадан, ни в другие месяцы» (передают аль-Бухари в «Книге тахаджуда», в главе «Ночная молитва Пророка » (1147) и Муслим в «Книге молитвы путешественников», в главе «Ночные молитвы» (125))».
Хотя Усаймин утверждает, что этот хадис относится к намазу таравих, очевидно из текста полного хадиса, что Аиша, разыАллаху анха, имеет в виду молитву тахаджжуд. Полный текст хадиса, как он записан в «Сахихе» Бухари, приводится ниже:
Передал Абу Сальма ибн Абдуррахман:
Я спросил Аишу, разыАллаху анха: «Как совершал молитву Посланник Аллаха в течение месяца Рамадан?» Она сказала: «Посланник Аллаха никогда не совершал более 11-ти ракаатов ни в Рамадан, ни в другие месяцы, обычно он совершал 4 ракаата — но не спрашивайте меня об их красоте и продолжительности! — затем 4 ракаата, — но не спрашивайте меня об их красоте и длительности! — и затем еще 3 ракаата». Далее Аиша, разыАллаху анха, говорит: «Я спросила: „О Посланник Аллаха! Ты спишь, перед тем как совершать намаз витр?“ Он ответил: „О Аиша! Мои глаза спят, но мое сердце бодрствует!“»
Объясняя этот хадис, муфтий Таки Усмани в «Инамуль-Бари» (т. 4., с. 283) пишет:
«Я утверждаю, что в этом хадисе говорится не о намазе таравих, а о намазе тахаджжуд. В пользу этого говорит то, что таравих совершается в первую часть ночи, а тахаджжуд — в последнюю часть ночи. Это видно из хадиса: Аиша, разыАллаху анха, спрашивает Пророка : „Ты спишь перед тем, как совершать намаз-витр?“ Это показывает, что Аиша, разыАллаху анха, видела, как Посланник Аллаха совершал его в последнюю часть ночи.
Посланник Аллаха указывал совершать таравих в первую часть ночи. Сподвижники всегда совершали таравих в первую часть ночи.
Когда Посланник Аллаха руководил молитвой в джамаате на протяжении трех дней, она всегда совершалась в первой части ночи. Таким образом, очевидно, что если таравих совершается в первую часть ночи, а молитва в обсуждаемом хадисе совершалась в последней части ночи, то это означает, что обсуждаемый хадис относится к молитве тахаджжуд, а не к намазу таравих».
В книге «Коукабуд Дарари» (т. 9, с.155-156) Шамсуддин Кирмани утверждает, что и вопрос, и ответ — оба касаются молитвы тахаджжуд. Кроме того, если кто-то говорит, что этот хадис, как ему кажется, противоречит хадису, где Пророк руководил джамаатом сподвижников в 20-ти ракаатах молитвы, то алляма Кирмани утверждает, что здесь нет противоречия, поскольку хадис о 20-ти ракаатах подтверждает действия Пророка и, таким образом, имеет преимущества перед любым другим хадисом, которое, как может показаться, отрицает его. Он утверждает, что в соответствии с этим принципом надо действовать в случае очевидного противоречия.
Шах Абдуль-Хакк Мухаддис Дехляви (Аши’ятуль Ламат, т. 2, с. 544) и Шах Абдуль-Азиз Мухаддис Дехляви (Фатава-Азизи, т. 1, с. 125) оба утверждают, что 11 ракаатов, совершаемые Посланником Аллаха , были намазом тахаджжуд.
Мауляна Зафар Ахмад Усамани в «Имдад аль-Ахкам» (т. 1, с. 639-640) исследует этот хадис и утверждает:
Те, кто не следует мазхабу, должны учесть все сообщения от Аиши, разыАллаху анха, относительно ночной молитвы, которые представлены у Бухари, Муслима и в четырех «Сунанах». Если бы они рассмотрели все сообщения, то они никогда бы не осмелились использовать этот хадис как доказательство, потому что хотя это сообщение и говорит об 11-ти ракаатах, в других хадисах у Бухари говорится, что это были 13 ракаатов, в некоторые других сообщениях у Муслима говорится, что 2 ракаата витра было совершено сидя, а в общей сложности было 15 ракаатов. Другие хадисы говорят, что всего было (совершено) 17 ракаатов. Таким образом, имам Куртуби в «Шарх Муслим» утверждает, что многие люди знания сомневаются относительно достоверности сообщения от Аиши, разыАллаху анха, и некоторые ученые говорят, что этот хадис «музтараб». Для ссылки см. Фатхуль-Бари, т. 3, с. 17.
Кто изучал усуль аль-хадис, знает, что неправильно использовать хадис «музтараб» как доказательство, пока не устранены несоответствия в хадисе… Также нужно принять во внимание, что Аиша, разыАллаху анха, утверждает в других повествованиях, что Пророк Мухаммад совершал намного больше поклонения (ибадата) в Рамадане по сравнению с другими днями. Так почему он совершал в Рамадане только 11 ракаатов, как в другие месяцы?
Муфтий Абдуррахим Ладжпури в «Фатава Рахимийя» (т. 2, с. 278-279) пишет:
«Суть всего этого — в том, что рассматриваемое повествование не может быть использовано для доказательства совершения 8-ми ракаатов таравих-намаза. Наоборот, сообщение от Абдуллы ибн Аббаса подтверждает практику 20-ти ракаатов, и это практикует умма. Рассмотрим следующие утверждения:
1. Имам Малик, рахимахуллах, говорил, что, когда существуют два противоречивых повествования о том, что делал Посланник Аллаха , и известно, что Абу Бакр и Умар практиковали одно из них и оставляли другое, этого будет достаточно, чтобы доказать, что это правильный путь (тот, которому следовали праведные халифы). (Таликуль-Мумаджжад, с. 44).
2. Имам Абу Дауд Сиджистани, рахимахуллах, сказал: «Когда существуют два противоречащих друг другу хадиса о том, что делал Посланник Аллаха , нужно посмотреть, что делали сподвижники» (Абу Дауд, т. 1, с. 263).
3. Имам Абу Бакр Джасас, рахимахуллах, также сказал, что, когда существуют два противоречащих друг другу хадиса о том, что делал Посланник Аллаха , и известно, что наши праведные предшественники практиковали один из них, лучше следовать тому, что они делали (Ахкамуль-Куран, т. 1, с. 17).
4. Имам Байхаки, рахимахуллах, сообщает, что Усман Дарми, рахимахуллах, сказал: «Когда два хадиса противоречат друг другу и трудно определить самый достоверный из них, нужно посмотреть, что совершали праведные халифы после Посланника Аллаха . Таким образом, мы будем в состоянии выбрать точку зрения» (Фатхуль-Бари, т. 2, с. 269).
5. Хатиб Багдади, рахимахуллах, сообщает, что имам Малик, рахимахуллах, сказал: «Если бы хадис о том, что последователи должны сидеть и совершать намаз, когда имам делает это, был бы действительным (ему нужно было следовать), тогда имамы Абу Бакр, р.а., Умар, р.а. и Усман, р.а. поступали бы соответственно (этому)» (Тарих Багдади, т. 6, с. 247).
6. Мухаккык Ибн Хумам, рахимахуллах, писал, что если ученые практиковали какой-то хадис, это говорит о его подлинности (Фатхуль-Кадир, т. 3, с. 349).
7. Шах Валиулла Мухаддис Дехляви, рахимахуллах, пишет: «Согласие праведных предшественников и то, что они передавали от поколения к поколению, является сильным источником доказательства в исламском праве (фикхе)» (Изалатуль-Хифа, т. 2, с. 85).
8. Шах Абдуль-Азиз Мухаддис Дехляви, рахимахуллах, пишет: «Понимание сахабов и табиинов является критерием для различения правильного и неправильного. Является ваджибом принимать то, что они поняли из наставления Посланника Аллаха , поскольку они сохранили в памяти действия и слова Посланника Аллаха » (Фатава Азизи, т. 1, с. 157).
Ошибочное мнение о том, что таравих и тахаджжуд — это одно и то же
Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин в «Фатава Аркануль-Ислам» (т. 2, с. 509) продолжает в своей фетве:
«Если некто совершает 13 ракаатов, на это нет никакого возражения, так как это соответствует словам Ибн Аббаса : «Молитва Пророка состояла из 13 ракаатов. Таким образом, это была ночная молитва» (приводится у аль-Бухари в «Книге тахаджжуда» в главе «Способ молитвы Пророка», хадис № 1138; и приводится у Муслима в «Книге молитвы путешественников» в главе «Обращение в ночной молитве», хадис № 194 (764)).
Здесь Усаймин использует хадис относительно числа ракаатов тахаджжуда, который совершал Пророк , чтобы доказать, что намаз таравих состоит из 8-ми ракаатов.
Другой имам не следующих мазхабу, мауляна Махмуд Ахмад Мирпури, в «Фатава Сират-и-Мустакым» (с. 180) пишет:
«Подтверждается достоверным хадисом, что тахаджжуд и есть таравих. Как приводится у Тирмизи, хадис передается от Абу Зара, где говорится:
„Однажды в Рамадан мы постились вместе с Пророком , и он не молился с нами ночью. В последние 7 дней, Пророк молился с нами одну треть ночи. На 25-ю ночь мы молились с ним половину ночи. Мы говорили, что было бы удовольствием для нас, если бы Пророк молился всю ночь с нами, но он ответил: „Если кто-то молится вместе с имамом и потом возвращается домой, считается, что он молился всю ночь“. Затем на 27-ю ночь мы присоединились к членам семьи в молитве и молились до тех пор, пока не побоялись, что пропустим сухур“.
Этот хадис показывает, что Пророк молился со своими сподвижниками почти всю ночь. Так когда же он совершал отдельно молитву тахаджжуд?»
Здесь нужно рассмотреть два вопроса. Первый — являются ли таравих и тахаджжуд одной и той же молитвой. Второй — была ли молитва тахаджжуд фардом для Пророка Мухаммада или нет. Как только эти две точки зрения будут рассмотрены, имамы не следующих мазхабу не будут в состоянии подтвердить свою точку зрения относительно числа ракаатов таравиха (с помощью своих так называемых доказательств).
Таравих и тахаджжуд — не одно и то же
Таравих и тахаджуд — это две отдельные молитвы. Как было сказано выше, таравих-намаз совершается в первую часть ночи, в то время как тахаджжуд совершается в последнюю часть ночи. Далее, тахаджжуд должен быть выполнен, после того как человек проснется после сна. Таравих выполняется до того, как лечь спать.
Муфтий Мухаммад Шарифуль-Хак Амджади в «Нузхатуль-Кари» (т. 2, с. 687-688) пишет:
«Не следующие мазхабу утверждают, что Пророк Мухаммад совершал в Рамадан только намаз тахаджжуд. Мы считаем, что и таравих, и тахаджжуд в Рамадане являются сунной. Доказательства этому — слова Умара : «Молитва, которую он (кто-то) не совершил, но спали в ее время, лучше, чем та, которую он совершил».
Хадис в котором содержится это высказывание Умара находится в «Сахихе» Бухари в «Книге таравиха».
Дальше он пишет:
«Утверждение, что одна молитва лучше, чем другая, доказывает, что это две разные молитвы, а не одна и та же. Дальнейшие доказательства — в том, что для тахаджжуда необходимо поспать после Иша и затем встать, чтобы совершить его. Табарани в «Кабир» и «Аусат» передает от Хаджаджа ибн Умра , что он сказал: «Вы думаете, если вы молитесь всю ночь, вы совершаете тахаджжуд? Это неверно. Тахаджжуд совершается только после сна». Это также очевидно из самого значения слова «тахаджжуд».
Аллах говорит в Коране в суре «Аль-Исра» (17:79) (смысл):
«Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле своей в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни».
Ибн Касир в своем тафсире к вышеприведенным аятам пишет:
«(Ночная молитва) Аллах велит Своему Посланнику совершать ночную молитву после предписанных молитв, и само слово „тахаджжуд“ означает молитву, которая совершается после сна. Эта точка зрения Алькама, аль-Асвада, Ибрахима ан-Нахаи и других. Это также известно из самого арабского языка. Многие хадисы сообщают, что Посланник Аллаха имел обыкновение совершать тахаджжуд после сна. К ним относятся сообщения от Ибн Аббаса, Аиши и других, да будет доволен ими Аллах».
Муфтий Мухаммад Шарифуль-Хак Амджади пишет далее на странице 689:
«Никто не спит перед таравих-намазом. Однако будет крайне неправильно считать, что таравих — это то же самое что и тахаджжуд».
Являлся ли тахаджжуд фардом для Посланника Аллаха ?
Чтобы оценить аргументы мауляны Мухаммада Ахмада Мирпури, важно сначала понять, являлся ли тахаджжуд фардом для Пророка Мухаммада или нет.
Имам не следующих мазхабу мауляна Мирпури пишет в своей «Фатава Сират-и-Мустакым» (с. 180):
«Тахаджжуд был обязательной молитвой для Пророка , как упомянуто в суре „Аль-Муззамиль“ (73:2-4) (смысл):
„Проводи ночь в молитве, за исключением малой части её — половину ночи или немного меньше, до одной трети ночи, или больше половины ночи, до двух третей её — и читай Коран не спеша, отчётливо, следуя правилам чтения“.
Тахаджжуд также желателен для нас всех».
Этот вопрос решается с помощью большого хадиса, приведенного в «Сахихе» Муслима. В нем упоминается, что Саад ибн Хишам ибн Амир спросил Аишу, разыАллаху анха, о намазе тахаджжуд Пророка Мухаммада . Ниже приводится ответ Аиши, разыАллаху анха:
Она сказала: «Разве ты не читал (суры) «О ты, завернувшийся»? Он ответил: «Да». Она сказала: «Аллах, Свят Он и Велик, сделал в начале суры соблюдение ночной молитвы обязательным».
Таким образом, Посланник Аллаха и его сподвижники совершали это (обязательную ночную молитву) в течение года. Аллах удерживал заключительную часть этой суры в течение 12 месяцев на небесах до (конца этого времени). Потом Аллах ниспослал заключительные аяты этой суры, которые облегчили (бремя этой молитвы), и ночная молитва из обязательной стала дополнительной.
Этот хадис ясно показывает, что намаз тахаджжуд не являлся фардом для Пророка Мухаммада на протяжении всей его жизни. Тахаджжуд был обязательным намазом для него только в особый период его жизни. После этого обязательность этой молитвы была отменена, и она стала нафль (желательной).
Имам Навави, рахимахуллах, в «Шархе Сахих Муслим» (т. 3, с. 2240) пишет:
«Правильное мнение — то, что тахаджжуд стал позже нафль намазом для Пророка и для уммы. Есть некоторые расхождения во мнениях относительно отмены фарда тахаджжуда для Пророка Мухаммада . Для нас правильным мнением будет то, которое приведено в хадисе, что это (обязательность этой молитвы) была отменена, и она перестала быть обязательной».
Алляма Гулям Расуль Саиди в «Тибьян аль-Куран» (т. 12, с. 337) цитирует имама Абуль-Аббаса Ахмада ибн Умара ибн Ибрахима Малики Куртуби, который сказал:
«Ясный текст, в котором приводятся слова Аиши, разыАллаху анха, является доказательством, что первоначально тахаджжуд был фардом для Пророка Мухаммада и других мусульман, но позже это было отменено. В начальных аятах суры „Аль-Муззаммиль“ сказано: „Проводи ночь в молитве, за исключением малой части её — половину ночи или немного меньше, до одной трети ночи, или больше половины ночи, до двух третей её“ Такие слова не указывают на обязательность чего-либо. Это только показывает, что оно (это действие) является мустахабб (желательным)».
Дальнейшие свидетельства об отмене этого предписания можно найти в суре «Аль-Исра» (17:79), где содержится следующий аят (смысл):
«Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле своей в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни».
Муфтий Шафи Усмани, рахимахуллах, в «Маарифуль-Куран» (т. 5, с. 535) утверждает:
«Однако существует разногласие относительно (отмены) ее обязательного характера. Была ли она отменена для Пророка ? Или она осталась обязательной для него как признак его особого положения — и в аяте выражение „нафилятан ляка“ означает „молитва тахаджжуд является дополнительным обязательством для тебя“».
Но, согласно тафсиру аль-Куртуби, это (такое мнение) неправильно по множеству причин. Во-первых, нет никакого основания, чтобы взять нафиль в качестве фарда. Если это только оборот речи, тогда против этого нет никаких возражений. Во-вторых, только пять молитв были упомянуты как обязательные в достоверном хадисе. В конце другого хадиса было сказано, что во время ночного вознесения (Пророка ) первоначально 50 молитв были сделаны обязательными, но потом их число было уменьшено до пяти. Таким образом, хотя их количество было сокращено, но награда за их выполнение была обещана такая же, как и за пятьдесят. Ведь сказано: «Мое Слово (данное Моим рабам) не меняется» (50:29). Это означает, когда было приказано совершать пятьдесят молитв, то за их совершение была обещана награда, которая не уменьшилась, хотя количество обязательных молитв, которое нужно фактически выполнять, было уменьшено».
Далее он объясняет:
«Слово „нафиля“ используется здесь в смысле дополнительных обязанностей, так как после него стоит слово „ляк“ (для вас), (если бы имелась в виду обязательность), то используемое слово должно быть „аляйк“ (на вас), так как последнее слово подразумевает обязательство, в то время как слово „ляк“ используется только для одобрения и разрешения».
Имам Рази, рахимахуллах, в «Тафсир Кабир» (т. 10, с. 682) пишет:
«Подобно тому, как обязательность поста в день Ашура была отменена обязательным постом в Рамадан, обязательность молитвы тахаджжуд была отменена пятью обязательными молитвами».
Ибн Хаджар Аскаляни, рахимахуллах, в «Фатхуль-Бари» (т. 3, с. 24) пишет:
«Обязательность намаза тахаджжуд была отменена обязательностью пяти ежедневных молитв».
Возвращение к исходным аргументам
Имам не следующих мазхабу мауляна Махмуд Ахмад Мирпури после цитирования хадиса от Тирмизи спрашивает:
«Этот хадис показывает, что Пророк молился со сподвижниками почти всю ночь. Так когда же он совершал отдельно намаз тахаджжуд?»
Эта часть (его высказывания) повторена здесь, вся цитата присутствует выше.
Было установлено, что намаз тахаджжуд не был фардом для Пророка Мухаммада . Следовательно, даже если кто-то скажет, что он пропустил его, это совсем не то, как если бы он пропустил обязательную молитву (фард-намаз).
Во-вторых, из текста хадиса очевидно , что сподвижники присоединялись к своим семьям в молитве и молились. В нем не упоминается, что Пророк Мухаммад молился с ними всю ночь.
Приведем еще раз текст хадиса:
«Однажды в Рамадан мы постились вместе с Пророком , и он не молился с нами ночью. В последние 7 дней Пророк молился с нами одну треть ночи. На 25-ю ночь мы молились с ним половину ночи. Мы говорили, что это было бы удовольствием для нас, если бы Пророк молился всю ночь с нами, но он ответил: „Если кто-то молится вместе с имамом и потом возвращается домой, считается, что он молился всю ночь“». Затем, на 27-ю ночь, мы присоединились к членам семьи в молитве и молились до тех пор, пока не побоялись, что пропустим сухур».
Даже если мы возьмем хадис как он есть, мауляна Махмуд Ахмад сделал предположение, что Пророк Мухаммад никогда не пропускал тахаджжуд.
В «Маарифуль-хадис» (т. 2, с. 253) цитируется хадис от Аиши, разыАллаху анха, записанный в «Сахихе» Муслима:
«Передается от Аиши, разыАллаху анха, что Пророк (иногда) пропускал намаз-тахаджуд из-за болезни или по какой-то другой причине, вместо этого он совершал 12 ракаатов молитвы в течение дня».
Во-вторых, в хадисе говорится, что сподвижники боялись пропустить сухур (показано опасение пропустить сухур). Это не является определенным утверждением, что они (в самом деле) пропустили сухур. Следовательно, смешно предполагать, что только потому что они боялись пропустить сухур, они действительно его пропустили. Это было только сомнение, так что существует еще вероятность, что Пророк оставил сподвижников и совершил тахаджжуд.
В другом хадисе также говорится, что «он вошел в свой дом и совершил молитву, которую он не совершал с нами». Об этом хадисе сообщается в «Сахихе» Муслима, так же, как и в «Муснаде» имама Ахмада. Тот, который приведен в «Сахихе» Муслима, находится в «Китаб ас-Саум» (баб ан-нахи аль-висаль фи ас-саум), он приводится ниже:
«Анас сообщил, что Посланник Аллаха совершал молитву во время Рамадана. Я пришел и встал рядом с ним. Потом другой человек пришел и встал рядом, пока не образовалась группа. Когда Посланник Аллаха понял, что мы молились за ним, он облегчил молитву. Затем он отправился к себе и совершил такую молитву, которую он никогда не совершал с нами. Когда настало утро, мы спросили у него: «Ты видел нас ночью?» Он сказал: «Да, именно это и побудило меня сделать то, что я сделал». Он (передатчик) сказал: «Посланник Аллаха стал соблюдать саум висаль (непрерывный пост) в конце месяца, и несколько человек из его сподвижников тоже стали соблюдать этот непрерывный пост. После чего Посланник Аллаха сказал: „Что сказать о тех людях, которые соблюдают непрерывные посты? Вы не подобны мне. Клянусь Аллахом, если бы месяц был удлинен для меня, я стал бы соблюдать саум висаль, так что те люди, которые проявляли чрезмерность, должны были (были бы обязаны) отказаться от своей чрезмерности“».
Это поясняет нам, что намаз, который Посланник совершал без сподвижников был другим намазом, и это был тахаджжуд. Такое различие было также сделано Умаром , как мы отметили выше.
Хадис, в котором Умар приказывает совершать 11 ракаатов таравих-намаза
В «Фатава Аркануль-Ислам» (т. 2, с. 511) имам не следующих мазхабу Мухаммад Салих ибн аль-Усаймин пишет:
«Что говорится (в хадисе) об Умаре — то, что он совершал 11 ракаатов, так как он приказал Убаю ибн Кабу и Тамиму ад-Дари встать впереди людей и совершить 11 ракаатов (передается Маликом в „Книге молитвы“ в главе „Ночная молитва в Рамадан“, № 280)»
Этот хадис был записан имамом Маликом, он передан через Саида ибн Язида . Этот Саид ибн Язид был тем же человеком, который сообщил следующий хадис, как записано у Байхаки (т. 2, с. 496)»:
Саид ибн Язид сказал, что во время правления Умара люди совершали 20 ракаатов в месяце Рамадан. Человек, руководящий молитвой, читал суры, которые содержали около сотни аятов. Во время правления Усмана люди (были вынуждены) опираться на палки, так как им приходилось стоять очень долго.
Более того, хафиз Абдуль-Бирр пишет в «Ат-Тамхид» (т. 8, с. 114-115):
«Имам Малик, рахимахуллах, записал этот хадис от Мухаммада ибн Юсуфа, который слышал его от Саида ибн Язида. Этот хадис сообщает о таравихе, который состоял из 11 ракаатов. Другие мухаддисы записали хадисы с тем же иснадом, которые упоминают 21 ракаатов (20 ракатов таравиха и 1 ракат витр-намаз). Харис ибн Абдуррахман ибн Аби аз-Забаб передает от Саида ибн Язида, что во время правления Умара, р.а. мы обыкновенно завершали таравих, когда почти рассветало. В его правление таравих составлял 23 ракаата (включая 3 ракаата витр-намаза)».
Это сообщение может быть пояснено тем, что с тем же иснадом, с которым имам Малик сообщает об 11-ти ракаатах, другие мухаддисы сообщают о 21-м ракаате. Кроме того, от того же Саида ибн Язида передается также о 23-х ракаатах таравиха.
Имам Малик после хадиса об 11-ти ракаатах, приводит следующий хадис в своей «Муватта» (т. 1, с. 98):
«Язид ибн Руман говорит, что в течении правления Умара ибн аль-Хаттаба люди совершали 23 ракаата таравих-намаза в Рамадан (включая 3 ракаата витр-намаза)».
Алляма Гулям Расуль Саиди в «Шарх Муслим» (т. 2, с. 498) пишет:
«Имам Малик от Мухаммада ибн Юсуфа и от Саида ибн Язида передает об 11-ти ракаатах. Однако хафиз Абдурраззак и другие от Мухаммада ибн Юсуфа и от Саида ибн Язида передают о 20-ти ракаатах, и Ибн Наср также сообщает про 20 ракаатов от Саида ибн Язида. Это поясняет, что сообщение записанное имамом Маликом, не достоверно».
Однако, даже если мы признаем, что хадис, записанный имамом Маликом об 11-ти ракаатах достоверный, единственное объяснение, которое может быть предложено, — это то, что сподвижники сначала совершали 11 ракаатов, но потом стали совершать 20 ракаатов.
Имам Байхаки в «Ас-Сунан аль-Кубра» (т. 2, с. 496) пишет:
«Согласовать эти сообщения можно таким образом: что сподвижники вначале совершали 11 ракаатов, но позже стали совершать 20 ракаатов таравиха и 3 ракаата витр-намаза».
Доказательства этому объяснению видны из практики Усмана и Али, разыАллаху анхума. См. доказательства, приведенные выше о 20 ракаатах таравиха.
Мулла Али Кари в «Миркат Шарх аль-Мишкат» (т. 3, с. 123) после цитирования хадиса пишет:
«И таким образом, (понятно), что 11 ракаатов совершались вначале, потому что Абдуль-Бирр сказал, что сообщение об 11-ти ракаатах является сомнительным, и сообщением сахих является то, что во время правления Умара, р.а. совершалось 20 ракаатов таравиха».
Таким образом, сообщение об 11-ти ракаатах от Саида ибн Язида не может быть принято как доказательство из-за расхождения в числе ракаатов, которое передается через одного и того же человека. В лучшем случае, можно сказать, что по причине сомнений, возникших у него, он упомянул про 11 ракаатов таравиха, однако он также упомянул 21 и 23 ракаата (включающих 1 ракаат витра и 3 соответственно).
Хадис от Джабира ибн Абдуллаха, упоминающий о 8-ми ракаатах
В «Фатхуль-Бари» (т. 1, с. 597) упоминается хадис от Джабира ибн Абдуллаха , где он говорит, что Пророк Мухаммад совершал только 8 ракаатов таравих-намаза в Рамадан. Не следующие мазхабу используют этот хадис как довод для подтверждения своей позиции:
Муфтий Кифайятуллах в «Кифайтуль-Муфти» (т. 3, с. 399) комментирует этот хадис:
«Хадис от Джабира , который записан у Табрани, Марози, Ибн Хузаймы и Ибн Хиббана, имеет в иснаде (цепочке передатчиков) человека по имени Иса ибн Джарийя. Этот передатчик назван мункар хадиса имамом Абу Даудом, и имам Насаи называл его хадисы матрук и мункар (хадисы от него не принимаются и отвергаются)».
Муфтий Абдуррахим Ладжпури в «Фатава Рахимийя» (т. 2, с. 280) приводит подробный анализ цепочки передатчиков этого хадиса. Он пишет:
«Странно то, что цепочке рассказчиков нет никакого доверия вообще. Один из передатчиков хадиса — это человек по имени Ибн Хумайд Химьяри. Вот что исследователи передатчиков сказали о нем (Мизануль-итидаль, т. 3, с. 49-50):
1. „Он слабый“ — хафиз Захаби, рахимахуллах;
2. „Он рассказывает много неприемлемых (мункар) повествований“ — Якуб ибн Шейба, рахимахуллах;
3. „Против него выдвигаются возражения“ — имам Бухари, рахимахуллах
4. „Он лжет“ — Абу Зура, рахимахуллах
5. „Я могу засвидетельствовать, что он лжец“ — Исхак Коусадж, рахимахуллах.
„Он передавал хадисы обо всем. Я никогда не видел, чтобы кто-то так не боялся Аллаха, как он, потому что он брал хадисы от других и полностью искажал их“ — Салих Джазра.
1. „Я клянусь Аллахом, что он лжец“ — Ибн Хараш, рахимахуллах
2. „Он не надежен“ — имам Насаи, рахимахуллах
В цепочке передатчиков также находится человек, называемый Якуб ибн Абдуллах Ашари Альками, о котором исследователи говорили следующее:
„Он вовсе не надежен“ — имам Даракутни, рахимахуллах (Мизануль-итидаль, т. 3, с. 324).
Насчет третьего передатчика исследователи говорили следующее:
1. „Он ответственен за многие неприемлемые (мункар) сообщения“ — Ибн Ма’ин, рахимахуллах;
2. „Его сообщения неприемлемы (мункар)“ — имам Наса’и, рахимахуллах;
3. „Его сообщения отвергаются (матрук)“ — имам Наса’и, рахимахуллах;
4. „Его сообщения непримлемы (мункар)“ — имам Абу Дауд, рахимахуллах;
5. „Он находится среди слабых передатчиков“ — (Мизануль-итидаль, т. 2, с. 311)».
Действительно, очень странно, что не следующие мазхабу используют такой хадис как доказательство.
Заключение
Совершенно ясно, что число ракаатов таравиха во время сподвижников было равно 20-ти. Это установлено множеством хадисов. Хотя четыре имама (Абу Ханифа, Шафии, Малик, Ханбаль) расходятся в общем числе ракаатов таравиха, никто из них не называет цифру меньше 20. Мнение о том, что таравих состоит из 8 ракаатов, не поддерживается никем из них. Иджма сподвижников — последнее слово в этом вопросе, ведь Пророк Мухаммад говорил, что после него мы должны держаться сунны праведных халифов.