باب الانجاس والطهارة عنها
Раздел, посвященный видам наджасы и способам очищения от нее
Шариат требует от человека очищения от наджасы, за исключением малого ее количества, наличие которого по Шариату прощается1.
Имам ат-Табарни приводит хадис, смысл которого указывает на то, что первое о чем будет спрошен человек в моглие, — это то, очищался ли он в этой жизни.
Существует два вида наджасы: тяжелая (النجاسة المغلظة) и легкая (النجاسة المخففة).
Тяжелая наджаса называется так, потому что прощается реже, чем легкая.
Согласно определению, которое дал имам Абу Ханифа, тяжелая наджаса — это та наджаса, относительно нечистоты которой есть однозначное подтверждение из Корана и Сунны, а легкая наджаса — та, относительно нечистоты которой есть противоречивые передачи. Например, в одном хадисе Посланник Аллаха повелевает очищаться от мочи, а в другом повелевает людям из племени Урайна выпить молока и мочи верблюда в качестве лекарства, — исходя из этих хадисов, по мнению имама Абу Ханифы, моча животных, которых дозволено употреблять в пищу, относится к легкой наджасе.
Согласно определению, которое дали имамы Абу Юсуф и Мухаммад, тяжелая наджаса — это та наджаса, относительно нечистоты которой есть единогласное мнение ученых, а легкая наджаса — та, относительно нечистоты которой между учеными есть разногласие.
Примеры тяжелой наджасы:
Вино2. О том, что вино является нечистым, явно сказано в Коране и Сунне.
Кровь, которая пролилась3. Однако некоторые виды крови считаются чистыми по Шариату, например: а) кровь, оставшаяся в волокнах мяса животного, которое было забито по Шариату; б) кровь, оставшаяся в жилах и венах забитого по Шариату животного; в) печень; г) селезенка; д) кровь сердца; е) кровь, которая не вышла за границы раны; ж) кровь от клопов, блох, вшей, даже если ее много; з) кровь рыбы; и) кровь шахида не является наджасой для самого шахида, однако если она попала на другого человека, она является наджасой.
Мясо мертвечины. Наджасой является мясо тех животных, в которых циркулирует кровь. Мертвые насекомые, в которых нет крови, не являются наджасой. Также исключением из данного правила являются рыба и саранча.
Шкура мертвечины до дубления4.
Моча животных, мясо которых нельзя употреблять в пищу по Шариату, например, моча волка. То же касается мочи человека, даже если это младенец, который питается только молоком. Если моча мыши попадет в малое количество воды, вода загрязняется, так как защитить сосуды с водой легко, закрывая их крышками, однако небольшое количество мочи или помета мыши, попавшее на продукты или одежду, прощается.
Кал собаки.
Кал хищных животных, например, пантеры или свиньи.
Слюна хищных животных.
Помет курицы, утки и гуся (так как их помет смешан с мочей).
Всё, выход чего из тела человека нарушает малое омовение: кровь, вышедшая за границы раны, мани, мази, вади, кровь истихады, хайда, нифаса, рвота, если она заполнила рот.
Примеры легкой наджасы:
Моча животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу, например, моча лошади5.
Помет животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу, например, корова, лошадь, баран, мул, осел6.
Жвачка верблюда, коровы или овцы7.
Кровь рыбы, слюна мула и осла являются чистым.
Помет птиц, которые не дозволены в пищу по Шариату, например, коршуна или сокола, по одному из мнений относится к легкой наджасе, а по другому мнению, которое назвал верным имам ас-Сарахси, не является наджасой вообще.
1.Oб этом пойдет речь в следующем уроке.
2.Под вином следует понимать напиток, который изготовлен из виноградного сока.
3.Вышедшая за границы раны, выпущенная.
4.Kроме свиной кожи, которая является наджасой даже после дубления.
5.Согласно самому сильному мнению, моча лошади относится к легкой наджасе, однако имам Мухаммад высказал мнение, что моча лошади и в целом всех животных, мясо которых дозволено в пищу, как баран или антилопа, чиста.
6.Согласно самому сильному мнению, которое высказали имамы Абу Юсуф и Мухаммад, помет дозволенных в пищу животных является легкой наджасой, но этому мнению нужно следовать в деревенских условиях. В условиях города уберечься от помета животных легко, поэтому необходимо следовать мнению имама Абу Ханифы, который сказал, что помет дозволенных в пищу животных относится к тяжелой наджасе.
7.Жвачка имеет тот же хукм, что и помет данный животных, поэтому, по мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада относится к легкой наджасе, а, по мнению имама Абу Ханифы, жвачка относится к тяжелой наджасе.