Нельзя желать себе смерти

Ислам не одобряет поведение человека, который желает себе смерти или призывает ее, когда на его долю выпадают лишения, болезнь или другое испытание. Анас б. Малик рассказывал, что Пророк, мир ему, сказал: «Не желайте себе смерти, потому что она приносит зло. Если же кто-либо из вас непременно хочет пожелать себе этого, то пусть скажет: «О Аллах, продли мне жизнь, если жизнь принесет мне добро, и упокой меня, если кончина принесет мне добро»» («Аллахумма ахйини ма кянатиль-хайату хайран ли ва таваффини иза кянатиль-вафату хайран ли») (Аль-Бухари; Муслим и другие[1]).

Мудрость этого запрета раскрывается в словах Посланника Аллаха, мир ему: «Не желайте себе смерти. Если человек творит благие дела, то, может быть, (со временем) он станет еще лучше. Если же он совершает грехи, то, может быть, (со временем) он раскается в них» (Аль-Бухари).

Долгая жизнь лучше для правоверного

‘Абдуллах б. Буср сказал, что некий бедуин спросил Пророка, мир ему: «Кто из людей лучше?». Он ответил: «Те, которые живут долго и творят благие дела» (Ат-Тирмизи; Ахмад).

Признак благого конца

Если человек творил праведные дела до того, как настал его смертный час, то это является одним из признаков того, что он обретет счастье в будущей жизни. Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Если Аллах желает своему рабу добра, то он использует его». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, как Он использует его?». Он ответил: «Он помогает ему вершить благие дела перед смертью» (Ат-Тирмизи; Ахмад).

Желательно оповещать родственников и друзей о смерти человека

Абу Хурайра сказал, что Пророк, мир ему, возвестил людям о смерти негуса Эфиопии в тот день, когда тот скончался. Он вышел к людям, построил их в ряд и совершил по нему джаназа-намаз (Аль-Бухари; Муслим).

От Анаса передается, что Пророк, мир ему, сказал: «Знамя нес Зайд и был сражен. Затем его взял Джа‘фар и тоже был сражен. Затем его подхватил ‘Абдуллах б. Раваха и тоже погиб». В этот момент глаза Посланника Аллаха, мир ему, прослезились и он добавил: «Теперь Халид б. аль-Валид сам взял знамя, и ему удалось добиться успеха» (Аль-Бухари). Имам аль-Бухари поместил этот хадис в главе под названием «Человек должен оповещать семью умершего о смерти».

Ибн Хаджар передает, что Ибн Рашид сказал: «Смысл этого названия в том, что не всякое оповещение о смерти запрещено». Он имел в виду хороший хадис о том, что Хузайфа, когда кто-либо умирал, говорил: «Не разрешайте никому оповещать об этом людей. Я боюсь, что это будет извещением о смерти, а я вот этими ушами слышал, как Посланник Аллаха, мир ему, запретил извещать о смерти».

Пророк, мир ему, запретил извещать о смерти так, как это делали арабы в доисламские времена. Они отправляли тех, кто приносил весть о смерти, ходить по домам и рынкам и распространять ее среди людей.

Ибн аль-‘Араби сказал: «На основании всех хадисов на эту тему можно сделать три вывода. Во-первых, в шариате установлено оповещать о смерти родных, близких и праведных людей. Во-вторых, нежелательно приглашать людей на поминки. В-третьих, запрещено возвещать о смерти с криками и плачем и т.п.».

Плач по умершему

1. Анас б. Малик сказал, что они вместе с Посланником Аллаха, мир ему, зашли к кузнецу Абу Сайфу, который был мужем кормилицы сына Пророка Мухаммада, мир ему, Ибрахима. Посланник Аллаха, мир ему, взял Ибрахима на руки, поцеловал и стал вдыхать его запах. А потом мы пришли к Абу Сайфу еще раз, когда Ибрахим был уже при смерти, и тогда из глаз Посланника Аллаха, мир ему, полились слезы, а ‘Абдуррахман б. ‘Ауф сказал: «И ты плачешь, о Посланник Аллаха, мир ему?». Он ответил: «Это – проявление сострадания, Ибн ‘Ауф». А затем он добавил: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!» (Аль-Бухари).

2. Ибн ‘Умар сказал, что, когда Са‘д б. ‘Убада сильно заболел, Посланник Аллаха, мир ему, вместе с ‘Абдуррахманом б. ‘Ауфом, Са‘дом б. Абу Ваккасом и ‘Абдуллахом б. Мас‘удом пошли навестить его. Войдя, они увидели вокруг него родственников. Пророк, мир ему, спросил: «Он уже умер?». Они ответили: «Нет еще, о Посланник Аллаха». Тогда он заплакал и люди, увидев Пророка, мир ему, плачущим, тоже заплакали. Он сказал: «Послушайте! Аллах не наказывает за то, что глаза слезятся, а сердце грустит». Тут он показал на язык и продолжил: «Аллах наказывает вот за это или же милует. Покойный получает наказание за то, что семья оплакивает его» (Аль-Бухари; Муслим).

Ибн Батталь сказал, что первый хадис разъясняет, что плакать и грустить разрешено, если человек при этом не выражает недовольства волей Аллаха. Он также отметил, что мусульманин может говорить о своей печали вслух, хотя лучше было бы, если бы он не показывал ее людям.

Что касается слов Пророка, мир ему, «Аллах наказывает вот за это или же милует», то они означают, что если человек произносит своими устами греховные речи, то будет наказан за это, если же он говорит хорошее, то будет помилован. Кроме того, человек будет нести наказание и за то, что его родственники оплакивают его, перечисляя его заслуги и праведные дела, и громко плачут, но только в том случае, если он сам завещал им поступать таким образом. Об этом говорили аль-Бухари (3/150) и большинство мусульманских богословов.

О том, какому наказанию подвергается покойный, говорили, что он испытывает страдания от того, что его родные громко рыдают по нему и т.д.[2]

Запрещается причитать над покойником с криками и воплем

1. От Абу Малика аль-Аш‘ари передается, что Пророк, мир ему, сказал: «В моей общине останется четыре пережитка времен невежества: гордость знатным происхождением, опорочивание рода, связывание выпадения дождя со звездами и оплакивание покойников». Затем он добавил: «Если плакальщица не принесет покаяния до смерти, то в День воскресения она будет в одеянии из черной смолы, покрытая коростой» (Муслим; Ахмад).

2. Умм ‘Атийа аль-Ансарийа сказала, что, принося Посланнику Аллаха присягу (т.е. принимая Ислам), они обещали не оплакивать покойников воплями (Аль-Бухари; Муслим).

Запрещается бить себя по щекам и рвать на себе одежду и волосы

1. От Ибн Мас‘уда передается, что Пророк, мир ему, сказал: «К нам не имеют отношения те, которые бьют себя по щекам, рвут на себе одежду и призывают, как это делали во времена невежества» (Аль-Бухари; Муслим).

2. Абу Барда сказал, что его отец Абу Муса аль-Аш‘ари испытывал сильные боли и потерял сознание. Его голова лежала на коленях одной из женщин его семьи, и он был не в силах что-либо возразить ей. Придя в себя, он сказал: «Я не имею ничего общего с теми, от кого отрекся Посланник Аллаха, мир ему. А Посланник Аллаха, мир ему, отрекся от тех, которые ревут громким голосом и рвут на себе волосы и одежду» (Аль-Бухари; Муслим).

Что следует делать, когда человек умирает

1. Внушать ему произнести слова «нет божества, кроме Аллаха» (Ля иляха илляллах).

Абу Хурайра и Абу Са‘ид аль-Худри сказали, что Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Внушайте умирающим из вас произнести слова «нет божества, кроме Аллаха»» (Муслим).

Хузайфа сказал, что как-то он прижался грудью к Посланнику Аллаха, мир ему, и тот сказал: «Тот, чьими последними словами были слова «нет божества, кроме Аллаха (Ля иляха илляллах)», которые он произнес в надежде увидеть лик Аллаха, войдет в Рай» (Ахмад).

Слова Пророка, мир ему, «Внушайте умирающим из вас…» означают, что внушать произнести свидетельство единобожия следует мусульманам. Что же касается неверных, то им надо предлагать принять Ислам.

Ученые советовали не требовать от умирающего произнести слова «нет божества, кроме Аллаха» настойчиво, дабы не вызвать у него раздражения и не вынудить его произнести нечто неподобающее. Делать это надо тактично, чтобы человек вник в их смысл и произнес их. Если он произнес их, то не следует требовать от него повторить их до тех пор, пока он снова не заговорит о чем-то другом. А если он заговорит о другом, то надо вновь предложить ему произнести слова свидетельства, чтобы они были последним, что он изрек в этом мире.

2. Закрыть ему глаза, когда он умрет.

Пророк, мир ему, вошел в дом Абу Салямы, когда тот скончался. Его глаза были широко раскрыты, и Пророк, мир ему, закрыл их и сказал: «Воистину, когда душа покидает тело, взгляд устремляется вслед за ней» (Муслим).

3. Накрыть тело покойного.

Это делается для того, чтобы люди не видели его исказившегося облика. ‘Аиша рассказывала, что, когда Пророк, мир ему, скончался, его тело накрыли полосатым покрывалом (Аль-Бухари; Муслим).

4. Убедиться в том, что смерть действительно наступила, и поскорее начать приготовления к похоронам.

Родственник, ответственный за похороны, должен как можно скорее совершить обмывание умершего и джаназа-намаз, а затем похоронить тело усопшего. Спешить с этим следует для того, чтобы тело не успело изменить свой вид, и это является знаком почтения к скончавшемуся мусульманину. Хоронить тело покойного обязательно, потому что Всевышний сказал: «Потом (Аллах) умертвил его (т.е. человека) и предал погребению…» (80:21). Господь сделал могилу усыпальницей для людей и не отдал их тела на растерзание хищникам и птицам, поэтому могила является одной из многих милостей, которыми Аллах почтил сынов Адама.

5. Выплатить долги за покойного.

От Абу Хурайры передается, что Пророк, мир ему, сказал: «Душа верующего остается связанной его долгом до тех пор, пока его не выплатят» (Ахмад; Ибн Маджа; ат-Тирмизи).

От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Кто взял чужое имущество, вознамерившись вернуть его, за того его вернет Аллах. А кто взял его, вознамерившись погубить, того погубит Аллах» (Аль-Бухари).

6. Произнести молитву (истирджа‘).

Желательно, чтобы верующий, когда умирает его родственник или близкий, сказал: «Мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся» («Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи‘ун»). Эта молитва называется истирджа‘.

а) Умм Саляма сказала, что слышала, как Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Если раба Аллаха постигает несчастье, а он говорит: «Мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся. О Аллах, вознагради меня за переживаемое мною несчастье и возмести мне лучшим», то Всевышний Аллах непременно вознаграждает его за это несчастье и дает ему взамен нечто лучшее» («инна лилляхи ва инна иляйхи раджи‘ун Аллахумма аджирни фи мусыбати ва ахлиф ли хайран минха»).

Умм Саляма сказала: «Когда скончался (мой муж) Абу Салама, я сказала то, что велел говорить Посланник Аллаха, мир ему, и Аллах дал мне взамен лучшего мужа – самого Посланника Аллаха» (Муслим; Ахмад).

б) От Абу Муса аль-Аш‘ари сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Когда у раба Аллаха умирает ребенок, Всевышний Аллах спрашивает своих ангелов: «Вы прибрали душу ребенка моего раба?». Они отвечают: «Да». Затем Аллах спрашивает: «Вы забрали цветок его души?». Они отвечают: «Да». Затем Он спрашивает: «Что же сказал мой раб?». Они отвечают: «Он воздал Тебе хвалу и сказал, что все принадлежат Тебе и к Тебе возвратится». Тогда Всевышний Аллах говорит: «Воздвигните для моего раба дом в Раю и нареките его домом славы»» (Ат-Тирмизи).

7. Помолиться за покойного.

Молитва мусульманина за своего брата, если она будет принята, может принести пользу усопшему. Всевышний сказал: «А те, которые придут после них, скажут: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!» (59:10).

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Аллах отвечает на мольбу мусульманина, который в тайне молится за своего брата. У его головы садится ангел, которому поручено всякий раз, когда тот попросит для своего брата добро, говорить: «Аминь! И тебе того же!» (Муслим).

Еще лучше, если за скончавшегося мусульманина молятся его дети.

Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это – доброе дело, которое продолжается (и после его смерти); знания, которые приносят пользу людям, и праведный сын, который молится за него» (Муслим; Абу Дауд; Ахмад).

8. Возместить за него пост.

а) Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «За того, кто умер, не возместив поста, должен поститься его родственник» (Аль-Бухари; Муслим).

б) Ибн ‘Аббас сказал. что к Пророку, мир ему, пришел мужчина и сказал: «О Посланник Аллаха, моя мать умерла, не возместив один месяц поста. Могу ли я держать пост за нее?». Он спросил: «Если бы у твоей матери был долг, стал бы ты выплачивать его?». Мужчина ответил: «Да». Пророк, мир ему, сказал: «Долг перед Аллахом еще более заслуживает того, чтобы его выплатили» (Аль-Бухари; Муслим).

Ибн ‘Аббас сказал: «Если человек заболел в рамадан и не постился, а затем скончался, то надо накормить за него бедняков и не держать пост самому. Если же он дал обет поститься, то пост за него должен держать его родственник» (Абу Дауд).

9. Выполнить за него данный им обет.

а) Са‘д б. ‘Убада спросил Посланника Аллаха, мир ему: «Моя мать умерла и не выполнила данный ею обет». Он ответил: «Выполни его за нее» (Аль-Бухари; Муслим).

б) Ибн ‘Аббас передал, что к Пророку, мир ему, пришел мужчина и сказал: «Моя сестра дала обет совершить хадж и умерла». Пророк, мир ему, спросил: «Если бы у нее был долг, стал бы ты выплачивать его?». Он сказал: «Да». Тогда он сказал: «Так выполни ее обязательство перед Аллахом. Оно еще более заслуживает того, чтобы его выполнили» (Аль-Бухари).

в) От Ибн ‘Аббас передается, что к Посланнику Аллаха пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха, моя мать дала обет держать пост и умерла. Могу ли я поститься за нее?». Он спросил: «Как ты думаешь, если бы у твоей матери был долг и ты бы выплатила его, засчиталось бы это ей?». Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Так постись за нее» (Муслим).

10. Раздать от его имени милостыню.

а) ‘Аиша сказала, что некий мужчина сказал Пророку, мир ему: «Моя мать умерла внезапно и не оставила завещания. Я думаю, что если бы она смогла что-либо сказать, то велела бы раздать милостыню. Получит ли она (и получу ли я) вознаграждение, если я раздам милостыню от ее имени?». Он ответил: «Да, раздай милостыню от ее имени» (Аль-Бухари; Муслим).

б) Ибн ‘Аббас сказал, что, когда у Са‘да б. ‘Убады скончалась мать, его не было рядом. Тогда он сказал Пророку, мир ему: «О Посланник Аллаха, моя мать скончалась, когда меня не было рядом. Принесет ли ей пользу то, что я раздам милостыню от ее имени?». Он ответил: «Да». Тогда Са‘д сказал: «Так будь же свидетелем, что я отдаю мой плодоносный сад в качестве пожертвования от ее имени» (Аль-Бухари).

Когда человек может получить награду после смерти

Если мусульманин совершает праведные дела, то его родители (если они были мусульманами и воспитывали своих детей в духе покорности Аллаху) тоже получают такую же награду, причем награда самих детей от этого ничуть не уменьшается. Причина этого в том, что дети являются плодом воспитания и усердия своих родителей, а великий и могучий Аллах сказал: «…человеку уготовано только то, что он заслужил своим усердием…» (53:39).

‘Аиша сказала, что Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Самое прекрасное, что есть у человека, это то, что он заработал сам. Ребенок это тоже его заработок» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; ан-Наса’и; Ибн Маджа).

‘Абдуллах б. ‘Амру сказал, что аль-‘Ас б. Ваиль ас-Сахми завещал освободить от его имени сто рабов. Его сын Хишам освободил пятьдесят рабов. Другой его сын ‘Амру также хотел освободить пятьдесят рабов, но решил сначала спросить об этом Посланника Аллаха, мир ему. Он пришел к нему и сказал: «О Посланник Аллаха, мир ему, мой отец завещал освободить от его имени сто рабов, и Хишам уже освободил пятьдесят из них. Я должен освободить еще пятьдесят. Могу ли я сделать это за моего отца?». Пророк, мир ему, сказал: «Если он был мусульманином, и вы освободили раба, или раздали милостыню, или совершили паломничество от его имени, то награда дойдет до него» (Абу Дауд; аль-Байхаки; Ахмад).

Абу Хурайра передал, что некий мужчина сказал Пророку, мир ему: «Мой отец умер и оставил после себя наследство, но не оставил завещания. Простятся ли ему грехи, если я раздам милостыню от его имени?» Он ответил: «Да» (Муслим; ан-Наса’и; Ибн Маджа; Ахмад).

Джарир б. ‘Абдуллах сказал, что Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Кто проложил в Исламе путь доброму делу, тот получит свою награду и награду всех, кто будет поступать таким образом после него, причем их награда от этого ничуть не уменьшится. А кто проложил в Исламе путь скверному поступку, на того ляжет его грех и грехи всех, кто станет поступать таким образом после него, причем их грехи от этого ничуть не убавятся» (Муслим; ан-Наса’и).

Желательно приготовить еду для семьи покойника

‘Абдуллах б. Джа‘фар рассказывал, что, когда погиб его отец, Посланник Аллаха сказал: «Приготовьте для семьи Джа‘фара еду, потому что они сейчас заняты похоронами» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа).

Что запрещается делать на кладбище

1. Делать могилу высокой.

а) Сумама Шуфа сказал: «Мы вместе с Фудалой б. ‘Убайдом были в Византии на острове Рудис, и там скончался один из наших товарищей. Фудала б. ‘Убайд велел сровнять его могилу с землей и сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему, повелел сравнивать могилы с землей»» (Муслим).

б) Абу аль-Хайадж аль-Асади сказал, что ‘Али б. Абу Талиб сказал ему: «Не послать ли мне тебя с тем, с чем в свое время послал меня Посланник Аллаха, мир ему. Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй ее с землей» (Муслим).

Имам Ахмад б. Ханбал разрешал насыпать на могилу только вырытый из нее песок. Досыпать на могилу песок он разрешал только тогда, когда она становилась совершенно неразличима.

Ат-Тирмизи в «ас-Сунане» упомянул вышеупомянутый хадис и сказал: «Некоторые ученые руководствуются этим хадисом и считают нежелательным, чтобы могила возвышалась над землей».

Аш-Шафи‘и сказал: «Я считаю, что нежелательно возвышать могилу. Ее следует сделать такой высоты, чтобы люди могли узнать ее, дабы не наступать и не садиться на нее».

2. Устанавливать на могиле памятник, белить ее и делать на ней надписи.

Джабир сказал, что Посланник Аллаха, мир ему запретил белить могилы гипсом, садиться на них, строить на них (делать их высокими и делать на них надписи) (Муслим; Абу Дауд; ат-Тирмизи; ан-Наса’и).

Ат-Тирмизи сказал: «Некоторые богословы разрешали обмазывать могилу глиной».

Разрешается обозначить могилу камнем и т.п. Аль-Мутталиб рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему взял камень и положил его на могилу ‘Усмана б. Маз‘уна у его головы и сказал: «Так я узнаю могилу моего брата и похороню в ней (рядом с ним) кого-нибудь из моей семьи, когда он умрет» (Абу Дауд; Ибн Маджа).

3. Садиться на могилу.

а) Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему сказал: «Сесть на горящий уголь, чтобы он сжег вашу одежду и добрался до вашей кожи, лучше, чем сесть на могилу» (Муслим).

в) Абу Марсад аль-‘Анави рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Не садитесь на могилы и не совершайте намаз, стоя лицом к ним» (Муслим).

4. Строить на могиле мечеть.

а) ‘Аиша сказала, что когда Посланник Аллаха, мир ему, смертельно заболел, то сказал: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они сделали из могил своих пророков места для поклонения». Затем она сказала: «Если бы не эти его слова, то люди сделали бы его могилу видной, но я все равно боюсь, что они превратят ее в мечеть» (Аль-Бухари; Муслим).

б) ‘Аиша также сказала, что Умм Хабиба и Умм Саляма рассказали Посланнику Аллаха, мир ему, о церкви, которую они видели в Эфиопии, и об иконах, которые были в ней. Он сказал:«Когда у них умирает праведный человек, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем изображения. В День воскресения они окажутся одними из наихудших творений Аллаха» (Муслим).

5. Делать жертвоприношения у могилы.

Передается от Анаса, что Пророк, мир ему, сказал: «В Исламе нет места жертвоприношениям у могил» (Ахмад; Абу Дауд). ‘Абд ар-Раззак сказал: «Язычники резали коров и баранов у могил».

6. Класть на могилы венки и цветы.

Мусульманам запрещается класть на могилы цветы, голые пальмовые ветви, венки и т.п., потому что все это является ересью, и ни один сподвижник Пророка, мир ему не поступал таким образом.


[1] В хадисе, который передал ‘Аммар б. Йасир, говорится, что Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «О Аллах, Ты знаешь сокровенное и всесилен над творениями. Посему продли мне жизнь, если Ты знаешь, что в этом благо для меня, и упокой меня, если Ты знаешь, что это лучше для меня…» («Аллахумма би‘ильмикяль ‘айби ва кудратика ‘аляль халькы ахйини ма ‘алимталь хайата хайран ли ва таваффини ма ‘алимталь вафата хайран ли») (Ан-Наса’и).

Посланник Аллаха, мир ему, также взывал к Аллаху со словами: «О Аллах, усиль мою приверженность к религии, ибо с ней связана моя судьба! Улучши мою мирскую жизнь, ибо здесь мое пропитание! Устрой мою будущую жизнь, ибо к ней мое возвращение! Сделай так, чтобы жизнь приносила мне все больше и больше добра, а смерть избавила меня ото всякого зла» («Аллахумма аслих ли диния-л-лязи хува ‘исмату амри ва аслих ли дунйайа-л-ляти фиха ма‘аши ва аслих ли ахирати-л-ляти фиха ма‘ади вадж‘али-ль-хайата зийадатан ли фи кулли хайрин вадж‘али-ль-маута рахатан ли мин кулли шаррин») (Муслим).

[2] Этому мнению отдали предпочтение Ибн аль-Мурабит, Ибн Джарир ат-Табари, Кадий ‘Ийад и Ибн Таймийа.