КНИГА О ПОСЕЩЕНИИ БОЛЬНОГО Глава 144-151

Книга о посещении больного, а также о проводах покойного, молитве по нему, присутствии при его погребении и пребывании у его могилы после его погребения.

ГЛАВА 144

О ПОСЕЩЕНИИ БОЛЬНОГО.

894 — Сообщается, что аль-Бара бин `Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел нам навещать больного, провожать покойного, произносить благопожелание чихнувшему, способствовать выполнению клятвы того, кто её даёт, помогать притесняемому, отвечать на приглашение приглашающего и распространять приветствия.[1] (Аль-Бухари; Муслим)

895 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Пять вещей входят в число обязанностей всех мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать покойного, отвечать на приглашение и желать блага чихнувшему. (Аль-Бухари; Муслим)

896 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— В День воскресения Всемогущий и Великий Аллах скажет: «О сын Адама, Я болел, а ты не навестил Меня!» (Тот человек, к которому Он обратится,) скажет: «О Господь мой, как же я (могу) навестить Тебя, когда Ты — Господь миров?!» (Аллах) скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой заболел, а ты не навестил его? Разве не знал Ты, что если бы ты его навестил, то нашёл бы рядом с ним и Меня? О сын Адама, Я просил тебя накормить Меня, но ты Меня не накормил!» (Человек) скажет: «О Господь мой, как же я (могу) накормить Тебя, когда Ты — Господь миров?!» (Аллах) скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой просил тебя накормить его, а ты не накормил его? Разве не знал ты, что если бы ты накормил его, то (потом) непременно нашёл бы это у Меня?[2] О сын Адама, Я просил у тебя воды, а ты не напоил Меня!» (Человек) скажет: «О Господь мой, как же я (могу) напоить Тебя, когда Ты — Господь миров?!» (Аллах) скажет: «У тебя просил воды такой-то раб Мой, а ты не напоил его! Разве не знал ты, что если бы ты напоил его, то (потом) непременно нашёл бы это у Меня?» (Муслим)

897 — Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Навещайте больного, кормите голодного и освобождайте испытывающего затруднения.[3](Аль-Бухари)

898 — Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, мусульманин, навестивший брата своего, пребывает среди хурфату-ль-джанна до тех пор, пока не вернётся.» (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что такое «хурфату-ль-джанна»?», — и он сказал: «Райские плоды.» (Муслим)

899 — Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться с мольбами к Аллаху до самого вечера за любого мусульманина, навестившего больного мусульманина утром, если же он навестит (больного) вечером, семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться к Аллаху с мольбами за него до самого утра, а в раю для него будут собраны плоды. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис.»)

900 — Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Когда один отрок из числа иудеев, прислуживавший пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, заболел, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл навестить его. Он сел у его изголовья и сказал ему: «Прими ислам!» Тот посмотрел на находившегося рядом отца, который сказал ему: «Повинуйся Абу-ль-Касиму!», — и (этот отрок) принял ислам. А после этого пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел (оттуда), говоря: «Хвала Аллаху, который спас его от огня!» (Аль-Бухари)

ГЛАВА 145

О ТОМ, С КАКИМИ МОЛЬБАМИ СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К АЛЛАХУ ЗА БОЛЬНОГО.

901 — Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что когда человек жаловался на что-либо или на (мучавшую его)  язву (или: … рану), пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно делал пальцами такие движения (тут Суфйан бин `Уйаййна, передавший этот хадис, коснулся указательным пальцем земли, а потом поднял его,) и говорил больному: «С именем Аллаха! Земля нашей страны вместе со слюной кого-нибудь из нас, и будет исцелён наш больной с дозволения нашего Господа!»[4] /Би-сми-Лляхи! Турбату арди-на би-рикати ба`ди-на, йушфа сакыму-на би-зни Рабби-на!/ (Аль-Бухари; Муслим)

902 — Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда навещал больных из числа членов своей семьи, проводил своей правой рукой (по телу больного) и говорил:

— Удали эту болезнь, Господь людей, и исцели! Ты — Целитель, нет исцеления, кроме Твоего исцеления, (исцели же так, чтобы после этого) не осталось болезни! /Азхиби-ль-ба`са, Рабба-н-наси,-шфи ва Анта-ш-Шафи, ля шифа`а илля шифа`у-кя шифа`ан ля йугадиру сакаман!/ (Аль-Бухари; Муслим)

903 — Сообщается, что (как-то раз) Анас, да будет доволен им Аллах, спросил Сабита, да помилует его Аллах: «Не прочитать ли над тобой заговор посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?» Он сказал: «Конечно!», — и (тогда Анас, да будет доволен им Аллах,) сказал: «О Аллах, Господь людей, удаляющий болезнь, исцели, Ты — Целитель и нет целителя, кроме Тебя, (исцели же так, чтобы после этого) не осталось болезни! /Аллахумма, Рабба-н-наси, музхиба-ль-ба`си,-шфи Анта-ш-Шафи, ля шафийа илля Анта шифа`ан ля йугадиру сакаман!/ (Аль-Бухари)

904 — Сообщается, что Са`д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:

 — Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, навестивший меня во время болезни, сказал: «О Аллах, исцели Са`да, о Аллах, исцели Са`да!» /Аллахумма-шфи Са`дан, Аллахумма-шфи Са`дан!/ (Муслим)

 905 — Сообщается, что (однажды) Абу Абдуллах Усман бин Абу-ль-Ас, да будет доволен им Аллах, пожаловался посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на боль в теле и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему:

 — Положи руку на (то место) своего тела, которое болит, и трижды скажи: «С именем Аллаха!» /Би-сми-Лляхи!/, — после чего скажи семь раз: «Прибегаю к защите всемогущества Аллаха и Его мощи от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь!» /А`узу би-`иззати-Лляхи ва кудрати-хи мин шарри ма аджиду ва ухазиру!/ (Муслим)

 906 — Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

 — Если кто-нибудь[5] навестит больного, срок жизни которого ещё не истёк, и(, находясь) у него, семь раз скажет: » Прошу Великого Аллаха, Господа великого трона, исцелить тебя!» /Ас`алю-Ллаха-ль-`Азыма, Рабба-ль-`арши-ль-`азыми, ан йашфийа-кя!/, — Аллах обязательно исцелит его от этого недуга. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис.» Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис, удовлетворяющий требованиям аль-Бухари.»)

 907 — Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (как-то раз) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, навестил одного заболевшего бедуина, входя же к больному, которого он навещал(, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) обычно говорил:

 — Не беда, (болезнь тебя) очистит, если пожелает Аллах.[6] /Ля ба`са, тахурун ин ша`а-Ллаху./ (Аль-Бухари)

 908 — Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, явился Джибрил, и спросил (его): «О Мухаммад, ты жалуешься на болезнь?», — и он сказал: «Да.»[7] (Тогда Джибрил) сказал: «Именем Аллаха  заклинаю тебя от всего того, что доставляет тебе мучения, от зла любого человека и от дурного глаза завистника! Да исцелит тебя Аллах, именем Аллаха заклинаю тебя!» /Би-сми-Лляхи аркы-кя мин кулли шайй`ин йу`зи-кя, мин шарри кулли нафсин ау `айни хасидин! Аллаху йашфи-кя, би-сми-Лляхи аркы-кя!/ (Муслим)

 909 — Сообщается, что Абу Са`ид аль-Худри и Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, засвидетельствовали, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— (Когда человек) произносит слова «Нет бога, кроме Аллаха» /Ля иляха илля-Ллаху/ и «Аллах велик»/Аллаху акбар/, его Господь подтверждает (сказанное им) и говорит: «Нет бога, кроме Меня, и Я велик.» И когда (человек) говорит: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища»  /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху, ля шарикя ля-ху/, — (Господь) говорит: «Нет бога, кроме Меня одного, и нет у Меня сотоварища.» И когда (человек) говорит: «Нет бога, кроме Аллаха, Ему принадлежит владычество и Ему — хвала» /Ля иляха илля-Ллаху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду/, —  (Господь) говорит: «Нет бога, кроме Меня,  Мне принадлежит владычество и Мне — хвала». И когда (человек) говорит: «Нет бога, кроме Аллаха, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха»[8] / Ля иляха илля-Ллаху, ва ля хауля, ва ля куввата илля би-Лляхи/, — (Господь) говорит: «Нет бога, кроме Меня, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Меня.»

(И они засвидетельствовали, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) часто говорил:

— Огонь не поглотит того, кто станет произносить (эти слова) во время своей болезни, а потом умрёт. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис.»)

ГЛАВА 146

О ТОМ, ЧТО ЧЛЕНОВ СЕМЬИ БОЛЬНОГО ЖЕЛАТЕЛЬНО СПРАШИВАТЬ О ЕГО СОСТОЯНИИ.

910 — Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

— После того, как Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, вышел от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, болевшего той болезнью, от которой он умер, люди спросили: «О Абу-ль-Хасан,[9] как себя чувствует этим утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?», — (на что) он ответил: «Хвала Аллаху, сегодня утром он поправился!»[10] (Аль-Бухари)

ГЛАВА 147

О ТОМ, ЧТО (СЛЕДУЕТ) ГОВОРИТЬ (ЧЕЛОВЕКУ), ПОТЕРЯВШЕМУ НАДЕЖДУ ВЫЖИТЬ.

911 — Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

— Я слышала, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, опиравшийся на меня, говорил: «О Аллах, прости меня, помилуй меня и присоедини меня к высшему обществу![11]» /Аллахумма-гфир ли, ва-рхам-ни ва альхык-ни би-р-рафикы-ль-а`ля!/ (Аль-Бухари; Муслим)

912 — Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

— Я видела, как находившийся при смерти посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рядом с которым стояла чаша с водой, погружал свою руку в эту чашу, после чего проводил (влажной рукой) по своему лицу и говорил: «О Аллах, помоги мне (вынести) тяготы смерти и предсмертной агонии!» /Аллахумма, а`инни ` аля гамарати-ль-маути ва сакярати-ль-маути!/ (Ат-Тирмизи)

ГЛАВА 148

О ТОМ, ЧТО (ЧЛЕНАМ) СЕМЬИ БОЛЬНОГО И ТЕМ, КТО ЕМУ СЛУЖИТ, ЖЕЛАТЕЛЬНО НАКАЗЫВАТЬ, ЧТОБЫ ОНИ ХОРОШО К НЕМУ ОТНОСИЛИСЬ И ТЕРПЕЛИВО ПЕРЕНОСИЛИ ДОСТАВЛЯЕМЫЕ ИМ ТРУДНОСТИ, ЧТО ОТНОСИТСЯ И К ТЕМ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ УЖЕ БЛИЗКИ К СМЕРТИ ЛИБО ВВИДУ СМЕРТНОГО ПРИГОВОРА (ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ) ИЛИ В КАЧЕСТВЕ ВОЗДАЯНИЯ РАВНЫМ, ЛИБО ПО КАКОЙ-НИБУДЬ ИНОЙ ПРИЧИНЕ.

913 — Передают со слов Имрана бин аль-Хусайна, да будет доволен Аллах ими обоими, что как-то раз к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, явилась одна женщина из племени джухайна, забеременевшая в результате прелюбодеяния, которая сказала ему: «О посланник Аллаха, я совершила то, что требует наказания[12], так подвергни же меня (этому наказанию)!»[13] Тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, призвал к себе её опекуна и сказал (ему): «Обращайся с ней хорошо[14], а когда она родит, приведи её ко мне.» (Этот человек так) и сделал, (а когда после родов он привёл её,)  пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отдал соответствующее распоряжение[15] и одежду на ней крепко затянули[16], потом по его приказу её подвергли побиванию камнями, а потом он совершил по ней заупокойную молитву.[17] (Муслим)

ГЛАВА 149

(В КОТОРОЙ ГОВОРИТСЯ) О ТОМ, ЧТО БОЛЬНОМУ ПОЗВОЛИТЕЛЬНО ГОВОРИТЬ: «МНЕ БОЛЬНО», — ИЛИ: «МНЕ ОЧЕНЬ БОЛЬНО», — ИЛИ: «Я ЧУВСТВУЮ НЕДОМОГАНИЕ», — ИЛИ: «О, МОЯ ГОЛОВА!», — И (ПРОИЗНОСИТЬ) ПОДОБНЫЕ ЭТИМ (СЛОВА), И В КОТОРОЙ РАЗЪЯСНЯЕТСЯ, ЧТО В ЭТОМ НЕТ НИЧЕГО НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО, ЕСЛИ ТАКИЕ СЛОВА ПРОИЗНОСЯТСЯ НЕ ОТ НЕГОДОВАНИЯ И НЕ ИЗ-ЗА ПРОЯВЛЕНИЯ НЕТЕРПЕНИЯ.

914 — Сообщается, что (Абдуллах) Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

— (Однажды) я зашёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, страдавшему (от сильной горячки), дотронулся до него и сказал: «О посланник Аллаха, какая у тебя сильная горячка!» Он сказал: «Да, и, поистине, болею я подобно (сразу) двоим из вас!» (Аль-Бухари; Муслим)

915 — Сообщается, что Са`д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Когда я тяжело заболел, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл навестить меня, и я сказал: «Поистине, болезнь уже довела меня до крайности! Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет … «

Далее (Са`д, да будет доволен им Аллах,) передал этот хадис до конца.  (Аль-Бухари; Муслим)

916 — Сообщается, что аль-Касим бин Мухаммад сказал:

— (Однажды) Аиша, да будет доволен ею Аллах, (у которой болела голова,) воскликнула: «О, моя голова!», — что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сказал: «Нет, это я скажу: «О, моя голова!» «[18]

Затем (аль-Касим) передал этот хадис до конца. (Аль-Бухари)

ГЛАВА 150

О ТОМ, ЧТО УМИРАЮЩЕМУ СЛЕДУЕТ НАПОМИНАТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВ «НЕТ БОГА, КРОМЕ АЛЛАХА» /ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ-ЛЛАХУ/.

917 — Передают со слов Му`аза, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Тот (человек), последними словами которого (станут слова) «Нет бога, кроме Аллаха», войдёт в рай. (Этот хадис приводят Абу Дауд и аль-Хаким, сказавший: «Иснад его является достоверным.»)

918 — Сообщается, что Абу Са`ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Внушайте своим умирающим, чтобы они произносили слова «Нет бога, кроме Аллаха».» (Муслим)

ГЛАВА 151

О ТОМ, ЧТО СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПОКОЙНОМУ ЗАКРЫВАЮТ ГЛАЗА.

919 — Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вошёл к Абу Саламе,[19]когда взор его уже угас. Он закрыл ему глаза, а потом сказал: «Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним.» Близкие (покойного) стали громко причитать, и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Не призывайте на себя ничего, кроме блага,[20] ибо после любых ваших слов ангелы станут говорить: «Амин».» А потом он сказал: «О Аллах, прости Абу Саламе, и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех,[21] кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!» /Аллахумма-гфир ли-Аби Салама, ва-рфа` дараджата-ху фи-ль-махдийина, ва-хлюф-ху фи `акыби-хи фи-ль-габирина, ва-гфир ля-на ва ля-ху, йа Рабба-ль-`алямина, ва-фсах ля-ху фи кабри-хи ва наввир ля-ху фихи!/ (Муслим)


[1] — См. хадис № 847 и примечания к нему.

[2] — То есть: получил бы за это награду от Меня.

[3] — Здесь имеется в виду либо оказавшийся в плену, либо тот, кто не в состоянии уплатить долг.

[4] — Имеется в виду,  что  сначала  пророк,  да  благословит  его Аллах и да  приветствует, смачивал  слюной  указательный палец и  касался им земли,  а потом наносил получавшуюся смесь слюны и почвы на больное место, произнося эти слова.

[5] — Имеется в виду кто-нибудь из мусульман.

[6] — Имеется в виду,  что  болезнь относится к числу ниспосылаемых свыше испытаний, и в том случае,  когда  человек  проявляет  терпение  перед лицом  подобного  испытания,  оно  по воле   Аллаха становится  средством очищения от его грехов и возвышения в обоих мирах.

[7] — Речь  идёт  не  о жалобах в буквальном смысле слова, а о том, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,  страдавший  от сильного недомогания,  кому-то сказал о том, что болеет.

[8] — Вторую часть этой фразы можно перевести и по-другому: … лишь Аллах даёт силу и мощь.

[9] — Абу-ль-Хасан (отец аль-Хасана)    кунья Али бин  Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.

[10] — Возможно, что Али, да будет доволен им Аллах, дал такой ответ,   руководствуясь  какими-то признаками улучшения состояния здоровья пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

[11] — «Ар-рафику-ль-а`ля»: здесь имеется в виду либо Аллах, одним из имён которого является имя «Рафик»,  либо ангелы, либо пророки, правдивейшие и праведники.

[12] — Эта  женщина  имела в виду,  что она совершила такое преступление,  на  которое имеется указание  в  Коране,  в силу чего оно подлежит обязательному наказанию (хадд).

[13] — Подобная  просьба  объяснялась тем, что она  решила искупить свой  грех и понести наказание за него в этом  мире, а не в мире вечном.

[14] — Отдав такое  веление,  пророк,  да благословит его Аллах и да приветствует, по достоинству оценивший раскаяние этой женщины, оградил её от проявлений  гнева  её  родственников.

[15] — Имеется  в  виду  распоряжение подготовить её к смертной казни через побивание камнями (раджм).

[16] — То есть:  крепко завязали её концы,  чтобы  во время казни она не могла раскрыться.

[17] — Данный хадис является частью хадиса № 22.

[18] — Этот разговор имел место незадолго до болезни и смерти пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

[19] — Муж Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими.

[20] — То есть: не говорите: «Горе мне!», — и не произносите слов, подобных этим .

[21] — То есть: замени его Собой, Своими заботами