Книга о посещении больного, а также о проводах покойного, молитве по нему, присутствии при его погребении и пребывании у его могилы после его погребения.
ГЛАВА 144
О ПОСЕЩЕНИИ БОЛЬНОГО.
894 — Сообщается, что аль-Бара бин `Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел нам навещать больного, провожать покойного, произносить благопожелание чихнувшему, способствовать выполнению клятвы того, кто её даёт, помогать притесняемому, отвечать на приглашение приглашающего и распространять приветствия.[1] (Аль-Бухари; Муслим)
895 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Пять вещей входят в число обязанностей всех мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать покойного, отвечать на приглашение и желать блага чихнувшему. (Аль-Бухари; Муслим)
896 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— В День воскресения Всемогущий и Великий Аллах скажет: «О сын Адама, Я болел, а ты не навестил Меня!» (Тот человек, к которому Он обратится,) скажет: «О Господь мой, как же я (могу) навестить Тебя, когда Ты — Господь миров?!» (Аллах) скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой заболел, а ты не навестил его? Разве не знал Ты, что если бы ты его навестил, то нашёл бы рядом с ним и Меня? О сын Адама, Я просил тебя накормить Меня, но ты Меня не накормил!» (Человек) скажет: «О Господь мой, как же я (могу) накормить Тебя, когда Ты — Господь миров?!» (Аллах) скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой просил тебя накормить его, а ты не накормил его? Разве не знал ты, что если бы ты накормил его, то (потом) непременно нашёл бы это у Меня?[2] О сын Адама, Я просил у тебя воды, а ты не напоил Меня!» (Человек) скажет: «О Господь мой, как же я (могу) напоить Тебя, когда Ты — Господь миров?!» (Аллах) скажет: «У тебя просил воды такой-то раб Мой, а ты не напоил его! Разве не знал ты, что если бы ты напоил его, то (потом) непременно нашёл бы это у Меня?» (Муслим)
897 — Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Навещайте больного, кормите голодного и освобождайте испытывающего затруднения.[3](Аль-Бухари)
898 — Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, мусульманин, навестивший брата своего, пребывает среди хурфату-ль-джанна до тех пор, пока не вернётся.» (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что такое «хурфату-ль-джанна»?», — и он сказал: «Райские плоды.» (Муслим)
899 — Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться с мольбами к Аллаху до самого вечера за любого мусульманина, навестившего больного мусульманина утром, если же он навестит (больного) вечером, семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться к Аллаху с мольбами за него до самого утра, а в раю для него будут собраны плоды. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис.»)
900 — Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Когда один отрок из числа иудеев, прислуживавший пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, заболел, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл навестить его. Он сел у его изголовья и сказал ему: «Прими ислам!» Тот посмотрел на находившегося рядом отца, который сказал ему: «Повинуйся Абу-ль-Касиму!», — и (этот отрок) принял ислам. А после этого пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел (оттуда), говоря: «Хвала Аллаху, который спас его от огня!» (Аль-Бухари)
ГЛАВА 145
О ТОМ, С КАКИМИ МОЛЬБАМИ СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К АЛЛАХУ ЗА БОЛЬНОГО.
901 — Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что когда человек жаловался на что-либо или на (мучавшую его) язву (или: … рану), пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно делал пальцами такие движения (тут Суфйан бин `Уйаййна, передавший этот хадис, коснулся указательным пальцем земли, а потом поднял его,) и говорил больному: «С именем Аллаха! Земля нашей страны вместе со слюной кого-нибудь из нас, и будет исцелён наш больной с дозволения нашего Господа!»[4] /Би-сми-Лляхи! Турбату арди-на би-рикати ба`ди-на, йушфа сакыму-на би-зни Рабби-на!/ (Аль-Бухари; Муслим)
902 — Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда навещал больных из числа членов своей семьи, проводил своей правой рукой (по телу больного) и говорил:
— Удали эту болезнь, Господь людей, и исцели! Ты — Целитель, нет исцеления, кроме Твоего исцеления, (исцели же так, чтобы после этого) не осталось болезни! /Азхиби-ль-ба`са, Рабба-н-наси,-шфи ва Анта-ш-Шафи, ля шифа`а илля шифа`у-кя шифа`ан ля йугадиру сакаман!/ (Аль-Бухари; Муслим)
903 — Сообщается, что (как-то раз) Анас, да будет доволен им Аллах, спросил Сабита, да помилует его Аллах: «Не прочитать ли над тобой заговор посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?» Он сказал: «Конечно!», — и (тогда Анас, да будет доволен им Аллах,) сказал: «О Аллах, Господь людей, удаляющий болезнь, исцели, Ты — Целитель и нет целителя, кроме Тебя, (исцели же так, чтобы после этого) не осталось болезни! /Аллахумма, Рабба-н-наси, музхиба-ль-ба`си,-шфи Анта-ш-Шафи, ля шафийа илля Анта шифа`ан ля йугадиру сакаман!/ (Аль-Бухари)
904 — Сообщается, что Са`д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, навестивший меня во время болезни, сказал: «О Аллах, исцели Са`да, о Аллах, исцели Са`да!» /Аллахумма-шфи Са`дан, Аллахумма-шфи Са`дан!/ (Муслим)
905 — Сообщается, что (однажды) Абу Абдуллах Усман бин Абу-ль-Ас, да будет доволен им Аллах, пожаловался посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на боль в теле и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему:
— Положи руку на (то место) своего тела, которое болит, и трижды скажи: «С именем Аллаха!» /Би-сми-Лляхи!/, — после чего скажи семь раз: «Прибегаю к защите всемогущества Аллаха и Его мощи от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь!» /А`узу би-`иззати-Лляхи ва кудрати-хи мин шарри ма аджиду ва ухазиру!/ (Муслим)
906 — Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Если кто-нибудь[5] навестит больного, срок жизни которого ещё не истёк, и(, находясь) у него, семь раз скажет: » Прошу Великого Аллаха, Господа великого трона, исцелить тебя!» /Ас`алю-Ллаха-ль-`Азыма, Рабба-ль-`арши-ль-`азыми, ан йашфийа-кя!/, — Аллах обязательно исцелит его от этого недуга. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис.» Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис, удовлетворяющий требованиям аль-Бухари.»)
907 — Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (как-то раз) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, навестил одного заболевшего бедуина, входя же к больному, которого он навещал(, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) обычно говорил:
— Не беда, (болезнь тебя) очистит, если пожелает Аллах.[6] /Ля ба`са, тахурун ин ша`а-Ллаху./ (Аль-Бухари)
908 — Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, явился Джибрил, и спросил (его): «О Мухаммад, ты жалуешься на болезнь?», — и он сказал: «Да.»[7] (Тогда Джибрил) сказал: «Именем Аллаха заклинаю тебя от всего того, что доставляет тебе мучения, от зла любого человека и от дурного глаза завистника! Да исцелит тебя Аллах, именем Аллаха заклинаю тебя!» /Би-сми-Лляхи аркы-кя мин кулли шайй`ин йу`зи-кя, мин шарри кулли нафсин ау `айни хасидин! Аллаху йашфи-кя, би-сми-Лляхи аркы-кя!/ (Муслим)
909 — Сообщается, что Абу Са`ид аль-Худри и Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, засвидетельствовали, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— (Когда человек) произносит слова «Нет бога, кроме Аллаха» /Ля иляха илля-Ллаху/ и «Аллах велик»/Аллаху акбар/, его Господь подтверждает (сказанное им) и говорит: «Нет бога, кроме Меня, и Я велик.» И когда (человек) говорит: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища» /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху, ля шарикя ля-ху/, — (Господь) говорит: «Нет бога, кроме Меня одного, и нет у Меня сотоварища.» И когда (человек) говорит: «Нет бога, кроме Аллаха, Ему принадлежит владычество и Ему — хвала» /Ля иляха илля-Ллаху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду/, — (Господь) говорит: «Нет бога, кроме Меня, Мне принадлежит владычество и Мне — хвала». И когда (человек) говорит: «Нет бога, кроме Аллаха, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха»[8] / Ля иляха илля-Ллаху, ва ля хауля, ва ля куввата илля би-Лляхи/, — (Господь) говорит: «Нет бога, кроме Меня, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Меня.»
(И они засвидетельствовали, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) часто говорил:
— Огонь не поглотит того, кто станет произносить (эти слова) во время своей болезни, а потом умрёт. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис.»)
ГЛАВА 146
О ТОМ, ЧТО ЧЛЕНОВ СЕМЬИ БОЛЬНОГО ЖЕЛАТЕЛЬНО СПРАШИВАТЬ О ЕГО СОСТОЯНИИ.
910 — Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
— После того, как Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, вышел от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, болевшего той болезнью, от которой он умер, люди спросили: «О Абу-ль-Хасан,[9] как себя чувствует этим утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?», — (на что) он ответил: «Хвала Аллаху, сегодня утром он поправился!»[10] (Аль-Бухари)
ГЛАВА 147
О ТОМ, ЧТО (СЛЕДУЕТ) ГОВОРИТЬ (ЧЕЛОВЕКУ), ПОТЕРЯВШЕМУ НАДЕЖДУ ВЫЖИТЬ.
911 — Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
— Я слышала, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, опиравшийся на меня, говорил: «О Аллах, прости меня, помилуй меня и присоедини меня к высшему обществу![11]» /Аллахумма-гфир ли, ва-рхам-ни ва альхык-ни би-р-рафикы-ль-а`ля!/ (Аль-Бухари; Муслим)
912 — Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
— Я видела, как находившийся при смерти посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рядом с которым стояла чаша с водой, погружал свою руку в эту чашу, после чего проводил (влажной рукой) по своему лицу и говорил: «О Аллах, помоги мне (вынести) тяготы смерти и предсмертной агонии!» /Аллахумма, а`инни ` аля гамарати-ль-маути ва сакярати-ль-маути!/ (Ат-Тирмизи)
ГЛАВА 148
О ТОМ, ЧТО (ЧЛЕНАМ) СЕМЬИ БОЛЬНОГО И ТЕМ, КТО ЕМУ СЛУЖИТ, ЖЕЛАТЕЛЬНО НАКАЗЫВАТЬ, ЧТОБЫ ОНИ ХОРОШО К НЕМУ ОТНОСИЛИСЬ И ТЕРПЕЛИВО ПЕРЕНОСИЛИ ДОСТАВЛЯЕМЫЕ ИМ ТРУДНОСТИ, ЧТО ОТНОСИТСЯ И К ТЕМ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ УЖЕ БЛИЗКИ К СМЕРТИ ЛИБО ВВИДУ СМЕРТНОГО ПРИГОВОРА (ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ) ИЛИ В КАЧЕСТВЕ ВОЗДАЯНИЯ РАВНЫМ, ЛИБО ПО КАКОЙ-НИБУДЬ ИНОЙ ПРИЧИНЕ.
913 — Передают со слов Имрана бин аль-Хусайна, да будет доволен Аллах ими обоими, что как-то раз к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, явилась одна женщина из племени джухайна, забеременевшая в результате прелюбодеяния, которая сказала ему: «О посланник Аллаха, я совершила то, что требует наказания[12], так подвергни же меня (этому наказанию)!»[13] Тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, призвал к себе её опекуна и сказал (ему): «Обращайся с ней хорошо[14], а когда она родит, приведи её ко мне.» (Этот человек так) и сделал, (а когда после родов он привёл её,) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отдал соответствующее распоряжение[15] и одежду на ней крепко затянули[16], потом по его приказу её подвергли побиванию камнями, а потом он совершил по ней заупокойную молитву.[17] (Муслим)
ГЛАВА 149
(В КОТОРОЙ ГОВОРИТСЯ) О ТОМ, ЧТО БОЛЬНОМУ ПОЗВОЛИТЕЛЬНО ГОВОРИТЬ: «МНЕ БОЛЬНО», — ИЛИ: «МНЕ ОЧЕНЬ БОЛЬНО», — ИЛИ: «Я ЧУВСТВУЮ НЕДОМОГАНИЕ», — ИЛИ: «О, МОЯ ГОЛОВА!», — И (ПРОИЗНОСИТЬ) ПОДОБНЫЕ ЭТИМ (СЛОВА), И В КОТОРОЙ РАЗЪЯСНЯЕТСЯ, ЧТО В ЭТОМ НЕТ НИЧЕГО НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО, ЕСЛИ ТАКИЕ СЛОВА ПРОИЗНОСЯТСЯ НЕ ОТ НЕГОДОВАНИЯ И НЕ ИЗ-ЗА ПРОЯВЛЕНИЯ НЕТЕРПЕНИЯ.
914 — Сообщается, что (Абдуллах) Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
— (Однажды) я зашёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, страдавшему (от сильной горячки), дотронулся до него и сказал: «О посланник Аллаха, какая у тебя сильная горячка!» Он сказал: «Да, и, поистине, болею я подобно (сразу) двоим из вас!» (Аль-Бухари; Муслим)
915 — Сообщается, что Са`д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Когда я тяжело заболел, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл навестить меня, и я сказал: «Поистине, болезнь уже довела меня до крайности! Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет … «
Далее (Са`д, да будет доволен им Аллах,) передал этот хадис до конца. (Аль-Бухари; Муслим)
916 — Сообщается, что аль-Касим бин Мухаммад сказал:
— (Однажды) Аиша, да будет доволен ею Аллах, (у которой болела голова,) воскликнула: «О, моя голова!», — что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сказал: «Нет, это я скажу: «О, моя голова!» «[18]
Затем (аль-Касим) передал этот хадис до конца. (Аль-Бухари)
ГЛАВА 150
О ТОМ, ЧТО УМИРАЮЩЕМУ СЛЕДУЕТ НАПОМИНАТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВ «НЕТ БОГА, КРОМЕ АЛЛАХА» /ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ-ЛЛАХУ/.
917 — Передают со слов Му`аза, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Тот (человек), последними словами которого (станут слова) «Нет бога, кроме Аллаха», войдёт в рай. (Этот хадис приводят Абу Дауд и аль-Хаким, сказавший: «Иснад его является достоверным.»)
918 — Сообщается, что Абу Са`ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Внушайте своим умирающим, чтобы они произносили слова «Нет бога, кроме Аллаха».» (Муслим)
ГЛАВА 151
О ТОМ, ЧТО СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПОКОЙНОМУ ЗАКРЫВАЮТ ГЛАЗА.
919 — Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:
— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вошёл к Абу Саламе,[19]когда взор его уже угас. Он закрыл ему глаза, а потом сказал: «Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним.» Близкие (покойного) стали громко причитать, и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Не призывайте на себя ничего, кроме блага,[20] ибо после любых ваших слов ангелы станут говорить: «Амин».» А потом он сказал: «О Аллах, прости Абу Саламе, и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех,[21] кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!» /Аллахумма-гфир ли-Аби Салама, ва-рфа` дараджата-ху фи-ль-махдийина, ва-хлюф-ху фи `акыби-хи фи-ль-габирина, ва-гфир ля-на ва ля-ху, йа Рабба-ль-`алямина, ва-фсах ля-ху фи кабри-хи ва наввир ля-ху фихи!/ (Муслим)
[1] — См. хадис № 847 и примечания к нему.
[2] — То есть: получил бы за это награду от Меня.
[3] — Здесь имеется в виду либо оказавшийся в плену, либо тот, кто не в состоянии уплатить долг.
[4] — Имеется в виду, что сначала пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, смачивал слюной указательный палец и касался им земли, а потом наносил получавшуюся смесь слюны и почвы на больное место, произнося эти слова.
[5] — Имеется в виду кто-нибудь из мусульман.
[6] — Имеется в виду, что болезнь относится к числу ниспосылаемых свыше испытаний, и в том случае, когда человек проявляет терпение перед лицом подобного испытания, оно по воле Аллаха становится средством очищения от его грехов и возвышения в обоих мирах.
[7] — Речь идёт не о жалобах в буквальном смысле слова, а о том, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, страдавший от сильного недомогания, кому-то сказал о том, что болеет.
[8] — Вторую часть этой фразы можно перевести и по-другому: … лишь Аллах даёт силу и мощь.
[9] — Абу-ль-Хасан (отец аль-Хасана) — кунья Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.
[10] — Возможно, что Али, да будет доволен им Аллах, дал такой ответ, руководствуясь какими-то признаками улучшения состояния здоровья пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
[11] — «Ар-рафику-ль-а`ля»: здесь имеется в виду либо Аллах, одним из имён которого является имя «Рафик», либо ангелы, либо пророки, правдивейшие и праведники.
[12] — Эта женщина имела в виду, что она совершила такое преступление, на которое имеется указание в Коране, в силу чего оно подлежит обязательному наказанию (хадд).
[13] — Подобная просьба объяснялась тем, что она решила искупить свой грех и понести наказание за него в этом мире, а не в мире вечном.
[14] — Отдав такое веление, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, по достоинству оценивший раскаяние этой женщины, оградил её от проявлений гнева её родственников.
[15] — Имеется в виду распоряжение подготовить её к смертной казни через побивание камнями (раджм).
[16] — То есть: крепко завязали её концы, чтобы во время казни она не могла раскрыться.
[17] — Данный хадис является частью хадиса № 22.
[18] — Этот разговор имел место незадолго до болезни и смерти пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
[19] — Муж Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими.
[20] — То есть: не говорите: «Горе мне!», — и не произносите слов, подобных этим .
[21] — То есть: замени его Собой, Своими заботами