Вопрос:
Иногда я читаю в мечети Коран ожидая намаза, в это время муаззин произносит азан, как мне поступать продолжить чтение Корана или отвечать азану?
Ответ:
Если вы находитесь в мечети отвечать азану для вас не будет обязательным, но желательно остановить временно чтение Куръана и отвечать азану, как приводится в книге «Ас-сиая» том 2, стр. 52, Аллями Абдульхай Аль-Лякнави, и в «Раддуль мухтар» том 1, стр. 294:
[ قُلْتُ: قَطْعُ قِرَاءَةِ الْقُرْآنِ لَيْسَ بِوَاجِبٍ كَمَا يَفْصَحُ عَنْهُ لَفْظُ الْأَفْضَلِ الْوَاقِعِ فِي الْعُيُونِ، وَإِنَّمَا كَانَ مُسْتَحَبًّا لِئَلَّا يَخْتَلَّ بِنَظْمِ الْقُرْآنِ…. وَفِي «النِّهَايَةِ»: فِي «الْعُيُونِ»: قَارِئٌ سَمِعَ النِّدَاءَ الْأَفْضَلُ لَهُ أَنْ يُمْسِكَ وَيُجِيبَ لِوُرُودِ الْأَثَرِ]. (السعاية: 2/52 للعلامة عبد الحي اللكهنوي، رد المحتار: 1/294).
Оставлять чтение Куръана не является ваджибом, что становится ясным из книги «Аль-Уюн», но является мустахабом (желательным) чтобы не мешать чтением Куръана, если он отвечает языком (азану) и читает Куръан во время паузы муаззина то это разрешено.
В книге «Ан-Нихая» передаётся из книги «Аль-Уюн», что читающему Куръан лучше остановиться и отвечать на азан, потому что это приходит из хадиса:
«إِذَا سَمِعْتُمُ الْمُؤَذِّنَ فَقُولُوا مِثْلَ مَا يَقُولُ»
«Когда вы слышите азан муаззина повторяйте за ним».
А Аллах знает лучше.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин