Автором тафсира «Ануарут-танзиль» является Имам Байдауи (рохматул-лахи аляйхи).
Полное имя имама Байдауи: Кази казиев Насируддин Абул-Хайр Абдуллах ибн Омар ибн Мухаммад ибн Али Аль-Байдауи Аш-Ширази Аш-Шафии.
Национальность: перс.
Имам Байдауи – ученый ахлюс-сунны уаль-джамаа, факих,[1] усули,[2] мутакаллим,[3] мухаддис,[4] муфассир[5] және ученый наху.[6]

Имам Ибн Кази Шахба, в своем труде «Табакат», сказал следующее: «Имам Байдауи является автором многих книг, ученый и шейх Азербайджана, кази Шираза».
Имам Сабуки сказал: «Имам Байдауи – великий имам, щедрый человек и набожный святой».
Имам Ибн Хабиб сказал: «Все ученые высоко ценили труды имама Байдауи».
Имам Байдауи родился в городе Байда, вблизи Шираза. Точная дата рождения точно неизвестна. Известно только, что он родился в начале 7-го года по хиджре.
Имам Байдауи является автором, в общей сложности, более 15 трудов.
По мнению имама Ас-Сабуки и имама Аль-Аснауи, имам Байдауи скончался в 691 году, по утверждению же имама Ибн Касира имам Байдауи скончался в 685 году, в городе Тибризе, и похоронен рядом с могилой имама Ширази (Тибриз).
Среди трудов имама Байдауи особо следует отметить «Аль-Манхадж» (фикх) и комментарии к нему, «Ат-Тауалиг» (усулюд-дин), а также его тафсир «Ануарут-танзиль уа асрарут-таауиль».
«Ануарут-танзиль уа асрарут-таауиль» относится к тафсирам среднего размера. В этом тафсире имама Байдауи, согласно грамматике арабского языка, гармонируют тафсир и таауиль. Все доводы и доказательства тафсира соответствуют убеждению ахлюс-сунны уаль-джамаа.
В предисловии своего тафсира имам байдауи сказал следующее: «У меня было намерение написать книгу, которая вбирала бы в себя тафсиры сахабов и табигинов (да будет доволен ими Аллах), которые дошли до меня, ценные мнения ученых, которые жили до меня, виды восьми кираатов. Но по причине того, что собранных мной сведений было не достаточно, я не осмеливался приступить к составлению тафсира. Теперь же Всевышний Аллах дал мне возможность составить этот тафсир. Таким образом я назвал свою книгу «Ануарут-танзиль уа асрарут-таауиль».
На то, что он закончил свой тафсир имам Байдауи указал в 5 томе, на 204 странице.
На самом деле тафсир имама Байдауи является мухтасаром (сокращенным вариантом) тафсира имама Замахшари «Аль-Кашшаф». И особенность тафсира имама Байдауи в том, что в нем отсутствуют вопросы, связанные с изложением игтикада (убеждения) мугтазилитов. Но следует заметить, что в тафсире имама Байдауи можно встретить и мнения имама Замахшари. Следующее сходство тафсира имама Байдауи и имама Замахшари в том, что в обоих тафсирах, в конце каждой сур приводятся хадисы о ее достоинствах. И не смотря на то, что среди хадисов, приведенных имамом Байдауи, встречаются слабые хадисы, муфассиры дают высокую оценку его тафсиру. Также наряду с тем, что имам Байдауи приводит в своем тафсире мутауатир и шазз риуаяты, в его хадисы много сведений, касающихся видов кираата, грамматики арабского языка, а также требований шариата, связанных с тем или же иным аятом.
Так как имам Байдауи был последователем шафиитского мазхаба, вопросы, связанные с фикхом. В его тафсире излагаются с точки зрения шафиитского мазхаба. Наряду с этим, при разъяснении смысла некоторых аятов, имам Байдауи, наряду с мнением ахлюс-сунны уаль-джамаа, приводит мнение ученых мугтазилитов и хариджитов, и в конце указывает на приоритетные стороны мнения приверженцев ахлюс-сунны уаль-джамаа.
Также следует упомянуть, что в своем тафсире имам Байдауи, по мере необходимости, приводит сведения «исраилият» (сведения от Бани Исраил), и указывает на них словами «в риуаяте сказано» или же «сказано, что».

Абдуссамад Махат Аль-Ханафи
[1] Ученый шариата, фикха.
[2] Ученый акиды.
[3] Акида.
[4] Ученый хадиса.
[5] Ученый тафсира.
[6] Грамматика арабского языка.

 

Источник

 

тафсир имама Байдави