Автор: Шейх Фараз Раббани
Вопрос:
Носить цветную одежду с орнаментом — харам? Должны ли мы выбирать только однотонные расцветки? Мне часто приходилось слышать разные мнения на этот счёт. Например, говорят, что однотонный платок без всяких украшений — это «хороший хиджаб», потому что он более скромный. С другой стороны, я слышала мнение, что можно оставаться скромной и в красивом платке, платки с рисунком более приятны глазу, чем однотонные, и их тоже можно носить, потому что выглядеть ужасно женщина тоже не должна. Я в замешательстве. Что же подразумевает хороший хиджаб?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том. Вся хвала Аллаху, мир и благословение Аллаха нашему любимому Посланнику, его семье, сподвижникам и тем, кто следует за ними.
Знание о хиджабе мы получили из аятов Корана. В суре Ан-Нур Всевышний Аллах сказал:
«Скажи (о пророк!) верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и, оберегая своё целомудрие, избегать незаконных сношений и не показывать обольщающую мужчин телесную красоту — места, на которых женщина носит украшения: грудь, шея, плечи, кроме лица и кистей рук. Скажи им (о пророк!), чтобы они прикрывали места, видные в вырезе одежды, как грудь и шея, набрасывая на них свои головные покрывала. Пусть они не показывают своей красы никому, кроме своих мужей и родственников, за которых им запрещено по Шариату выходить замуж: отцов, отцов своих мужей, своих сыновей, сыновей своих мужей от других жён или своих братьев и сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или женщин-подруг (мусульманок), из свободных или невольниц, или своих служанок — свободных или рабынь, или слуг из мужчин, не испытывающих нужды в женщинах, например, очень старых мужчин-слуг, а также детей, которых не постигло влечение к женщинам. Потребуй от них также (о пророк!) не делать того, что может привлечь внимание мужчин к скрытым под одеждой украшениям, например, когда бьют ногой об пол, чтобы звук браслетов на ногах, скрытых под одеждой, был слышен. Обращайтесь (о верующие!) к Аллаху с покаянием и просите у Него прощения за то, в чём вы нарушили Его наставления и законы, и следуйте нравственным назиданиям религии, чтобы вы были счастливыми в своей ближайшей жизни и в дальней жизни!»1
В другом аяте Корана в суре Аль-Азхаб сказано следующее:
«О пророк! Скажи своим жёнам, дочерям и женщинам верующих (мужчин), чтобы они пониже опускали свои широкие головные покрывала (покрывая ими одежду). Это будет им удобнее, чтобы отличить их от других женщин и чтобы они не подверглись оскорблениям. Поистине, Аллах прощающ и милосерден к тем, кто перестал совершать грехи!»2
Один из самых известных хадисов, доказывающих обязательность хиджаба, звучит следующим образом:
«Айша, разыАллаху анха, передаёт, что Асма, дочь Абу Бакра, разыАллаху анху, пришла к Посланнику Аллаха в прозрачной одежде. Он подошёл к ней и сказал: „О Асма! Когда девушка достигает половой зрелости, нельзя ей показывать больше, чем это и это“. И он указал на лицо и кисти рук» (Абу Дауд).
Это доказательства обязательности хиджаба. Что касается формы хиджаба, то она может меняться в зависимости от местных обычаев. Учёные единогласны в том, что хиджаб должен закрывать всё тело женщины, кроме овала лица и кистей рук. Некоторые учёные из числа ханафитов сказали, что открытыми могут оставаться лицо, кисти рук, а также стопы. Одежда, которая выполняет функцию хиджаба, должна быть плотной и просторной. Другими словами, она должна быть такой, чтобы не были видны ни цвет кожи, ни очертания фигуры. Голову необходимо покрывать чем-то вроде химара, т. е. головным покрывалом/накидкой. Головное покрывало должно закрывать волосы, шею, уши и грудь. Кроме того, женщине не следует наносить макияж или пользоваться духами при выходе из дома. Макияж и духи в корне противоречат смыслу хиджаба. Ни для кого не секрет, что на Западе целая индустрия выстроена на том, чтобы сделать женщину настолько соблазнительной, насколько возможно — с помощью косметики, духов, открытой одежды и постоянно меняющихся причёсок. Это не тот внешний вид, к которому стремимся мы — мусульманки.
Что касается тканей, цветов и фасонов одежды, то вы можете выбирать их на свой вкус, если они отвечают выдвигаемым к хиджабу требованиям. Желательно носить джильбаб — длинную одежду, покрывающую всё тело. Тем не менее, длинная широкая туника с длинной юбкой тоже отвечают требованиям скромности. Если вы посмотрите на то, как одеваются мусульмане по всему миру, увидите множество примеров — от арабской абайи до иранского чадора, от афганской бурки до малайских костюмов туника с юбкой, от костюмов в деловом стиле до индо-пакистанского шальвар камиз. Вы увидите разные ткани, цвета и фасоны. Все они могут удовлетворять основным требованиям к хиджабу, то есть выступать в качестве скромной одежды, покрывающей волосы и всё тело. В Иране и арабском мире традиционна чёрная одежда, а в Африке и Юго-Восточной Азии — цветная, и нельзя сказать, что то или другое неприемлемо. В разнообразии сила уммы. Не думаю, что те, кто говорит вам, что чёрный хиджаб — хороший хиджаб, а хиджаб с цветочками — плохой хиджаб, правы. Если вы соблюдаете скромность в одежде и одеты так, что не привлекаете к себе внимания, всё в порядке. Проблемы могут в том случае, если одежда бросается в глаза или слишком кричащая. Выбор цветов в одежде за вами. Действуйте на своё усмотрение.
А Аллах знает лучше. И только Аллах даёт успех.
Вопрос:
Обязательно ли носить джильбаб (покрывало поверх одежды, закрывающее всё тело, — прим. пер.)?
Ответ (отвечает шейх Фараз Раббани):
Всевышний Аллах говорит:
«О пророк! Скажи своим жёнам, дочерям и женщинам верующих (мужчин), чтобы они пониже опускали свои широкие головные покрывала (покрывая ими одежду). Это будет им удобнее, чтобы отличить их от других женщин и чтобы они не подверглись оскорблениям. Поистине, Аллах прощающ и милосерден к тем, кто перестал совершать грехи!»3
Отвечая на этот вопрос, муфтий Мухаммад ибн Адам (аль-Кавсари) сказал:
«Джильбаб [коранический термин, переведённый выше как „покрывало“] — это одежда, которую должна надевать женщина, когда появляется перед посторонними людьми. Эта одежда должна быть широкой, свободно спадающей, скромной и полностью скрывать тело».
Под покрывалом понимается одежда, которая:
1. закрывает аурат;
2. плотная — не просвечивает;
3. свободная;
4. скромная.
Учёные указали на то, что это может быть отдельное свободное одеяние, которое носят поверх другой одежды, или просто широкая одежда, отвечающая перечисленным выше требованиям.
Вассалам.
Вопрос:
Обязана ли девочка подросток надеть джильбаб, как только достигнет совершеннолетия? Или просто не облегающей одежды будет достаточно?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.
Как только девочка достигла возраста полового созревания (и незадолго до этого времени тоже) она должна носить перед посторонними мужчинами (всеми, кроме близких родственников, за которых нельзя выходить замуж) одежду, которая должна быть:
1) свободной, так как носить облегающую одежду запрещено;
2) достаточно плотной, чтобы нельзя было различить цвет кожи;
3) достаточно длинной, чтобы закрыть всё тело.
Кроме того, женщина должна стараться не носить одежду, которая будет причиной повышенного внимания к ней согласно особенностям культуры той местности, где она проживает. Например, яркие цвета — это норма для Африки, но в Канаде на женщину в такой одежде будут обращать повышенное внимание.
Если одежда женщины отвечает перечисленным выше требованиям, на ней нет обязанности носить джильбаб или абаю в арабском стиле.
Важнее то, насколько скромен нрав девушки. Пророк , что скромность — это одна из частей веры, а в другом хадисе он сказал, что только она приносит благо. В наше время скромность — редкое явление, поэтому тот, кому она дарована, должен быть счастлив, что обладает таким прекрасным качеством.
А Аллах знает лучше.
1.
Коран, сура 24, 31-ый аят.
2.
Коран, сура 33, 59-ый аят.
3.
Сура Аль-Азхаб, 59-ый аят.