Является ли чтение Фатихи рукном?

По нашему мнению чтение суры Фатиха не считается рукном в намазе. Имам Шафи‛и же, да помилует его Всевышний Аллах, говорит: Она считается (рукном), и если молящийся оставит хотя бы одну букву из суры Фатиха в каком-либо из ракятов, то его намаз недействителен. В доказательство он приводит слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

لَا صَلَاةَ إلَّا بِفَاتِحَةِ الْكِتَابِ

«Нет намаза без Открывающей Писание (Фатихи)».
А так же то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не переставал читать Фатиху в каждом ракяте.
Нашим же доказательством являются слова Всевышнего Аллаха:

فَاقْرَءُوا مَا تَيَسَّرَ مِنْ الْقُرْآنِ [المزمل: 20]

«Так читайте же из Корана то, что легко для вас» — (Аль-Муззаммиль, 73/20)
Назначение Фатих рукном – добавлениие к этому шариатскому тексту. По нашему мнению это равносильно отмене этого текста поэтому это не может быть установленным на основании «одиночного сообщения» (сообщение не доходящего до степени мутаватир).

Кроме этого цель чтения это возвеличивание Аллаха языком, а это догстигается как чтением Фатихи, так и чтением другой суры. В итоге, факт то, что категория рукна юридически может устанавливаться только на основании категорического доказательства. Да конечно «одиночное сообщение» делает чтение Фатихи обязательным, но оно не устанавливает категорического знания. Поэтому Фатиха считается обязательной (на основании этого одиночного предания», и даже считается скверным оставлять чтение Фатихи. Но то, что это рукн, устанавливается только на основании категорического доказательства, то есть аята.

 

(Мабсут Сарахси)

Источник:  mazhabhanafi.com