Убайдуллах бин Уалид рассказывал: «Абу Джафар Мухаммад бин Али однажды сказал нам:
«Имеет ли кто нибудь из вас смелость засунуть руку в карман своему другу и взять из него столько, сколько ему надо?»
Мы сказали: «Нет».
На что он сказал: «Тогда вы не братья другу другу, как вы это возомнили».
[«Хильят аль-аулия» 3/187].
Ибн Айша, да смилуется над ним Аллах говорил: «Были времена когда человек если хотел унизить (или очернить) своего брата, обращался со своими нуждами к другому».
[«Маджалис уа джауахир аль-ильм» 4/406].
Яхья бин Муаз, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Самый худший брат это тот:
— Кого ты вынужден попросить чтобы он сделал за тебя дуа,
— Тот, перед кем приходится льстить или поступать с ним так, как это удобно ему (чтобы не обидеть)
— И перед кем тебе приходится оправдываться (или у которого приходится просить прощение)
[«Мухтасар минхадж аль-касидин» 96].
Один из праведных предшественников пришёл к своему другу домой. Тот спросил его:
«Что тебя ко мне привело?»
Он ответил: «На мне долг 400 дирхамов». Тот зашёл домой, отсчитал деньги, вышел и отдал ему. А затем вернулся домой в слезах.
Ему его жена сказала: «Почему ты не оправдался как-нибудь, чтобы не давать ему эти деньги, если тебе это было так тяжко. (т.е. она подумала, что он плачет из-за денег). На что он ответил: «Я плачу от того, что я не интересовался его делами, что ему пришлось прийти и просить».
[«Ат-табсыра» 2/263].
Малик бин Мигуаль, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Когда я встречал Тальху бин Мусаррифа, он мне говорил: «Встреча с тобой слаще мёда».
[«Альихуан» 138].
Однажды Ибрахим бин Адхам, да смилуется над ним Аллах, вышел в путь с тремя товарищами, и они зашли в пути в одну мечеть, и на улице был сильный холод, а у мечети небыло дверей.
И когда они заснули, Ибрахим встал около входа (закрывая его собой) и простоял так до утра. И когда у него спросили, почему он не спал? Он ответил: «Боялся, что вы замерзнете и поэтому закрыл собой вход».
[«Ат-табсыра» 2/263].
Имам Хатыб аль-Багъдади говорил:
“Что же касается сообщений праведников, аскетов, поклоняющихся и мудрецов, то наличие у этих сообщений иснадов является украшением этих сообщений, однако это не является условием для того, чтобы их можно было передавать”.
См. “аль-Джами’ аль-ахлякъ ар-рауи” 2/316.
Что с вами? Почему вы не помогаете друг другу?
Коран (37:25)
«Поистине, верующие — братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, — может быть, вы будете помилованы» (49-10).
Всевышний сделал нас братьями мусульманской уммы. В Коране говорится (смысл): «Поистине, муъмины (верующие) – это братья» (Сура 49, аят 10).
В хадисе говорится: «Мусульманин мусульманину — брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении» (Муслим).
Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрой, который передаёт слова Посланника Аллаха(мир ему и благословление): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: ответить на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, ответить на его зов и чтение за него дуа: «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнет». В хадисе, говорится: «Когда встретишь его, то приветствуй, если он попросит совета, то посоветуй». (Муслим)
В другом хадисе говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим, чего не желаешь себе». (Ахмад) А также в хадисе говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит чего-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют». ( Бухари и Муслим)
В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг другу» (Сура «Аль-Фатх», аят 29).
Ибну Аббас, комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада: когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: «О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него!». Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: «О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его!».
В достоверном хадисе, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал:
«В любви и милосердии друг другу верующие подобны телу [человека]: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и лишается сна». (Бухари Муслим)
В другом хадисе говорится: «Кого не волнуют проблемы мусульман — тот не из них!». Нельзя наносить какой-либо вред мусульманам, даже думать об этом нельзя.
В другом хадисе, говорится: «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман». (Бухари Маслим)
Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим.
Посланник Аллаха сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим!» (Табрани, Абу Давуд, Ахмад).
Мусульманину следует проявлять вежливость, благожелательность, довольство при общении с людьми.
В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен» (Байхаки).
Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах):
«Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защити соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия!» (Хараити, Байхаки).
Также следует воздержаться от хулы на братьев по вере, нельзя даже слушать хулу в их адрес.
В хадисе говорится: «Клеветник в Рай не войдёт!» (Бухари, Муслим).
Нельзя также держать обиду на мусульманина более трёх дней, какой бы большой обида ни была.
В хадисе сказано: «Не подобает мусульманам прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более, чем на три дня, отворачиваться друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто поприветствует первым!» (Бухари, Муслим).
Обязанностью мусульманина также является совершение добра всем людям, как хорошим, так и плохим.
В хадисе сказано: «Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим, после уверования, признаком (основой) ума» (Табрани).
Но если известно, что плохой человек, которому сделали добро, воспользуется этим для совершения дурного, то по отношению к нему нельзя совершать добро.
Мусульманину запрещено переступать порог дома другого мусульманина без его разрешения.
В хадисе сказано: «Разрешения [войти в чужой дом] попроси трижды. Если получишь разрешение – входи, а если нет – возвращайся обратно» (Бухари, Муслим).
Если разрешение не дано, то нельзя обижаться на это.
Обязанностью мусульманина также является соблюдение справедливости по отношению к другим людям. Следует поступать по отношению к другим так же, как бы тебе хотелось, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
В хадисе говорится: «Кто желает отдаления от ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог – Один, и Мухаммад – Его посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие» (Хаким).
Обязанностью мусульманина является также проявление почтения к уважаемому человеку.
В хадисе сказано: «Если прибудет к вам авторитетный среди своего народа человек, то и вы окажите ему почтение!» (Хаким).
إِنَّ ٱ للَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَو ۡ مٍ حَتَّى ٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِم ۡۗ
«Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не изменят то, что в них» (13:11).
«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы».
(49:10 Коран)
Аллах говорит:
وَقُلْ جَاءَ الْحَقُّ وَزَهَقَ الْبَاطِلُ ۚ إِنَّ الْبَاطِلَ كَانَ زَهُوقًا
Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель».
В трёх вещах нет пользы:
1)богатство в руках жадного;
2)меч в руках трусливого;
3)перо в руках лицемера.
وقال تعالى: وَلا تَنَازَعُوا فَتَفْشَلُوا وَتَذْهَبَ رِيحُكُمْ
Сказал Всевышний: «Не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил!» (8:46)
وقال صلى الله عليه وسلم لا تباغضوا ولا تحاسدوا، ولا تدابروا، ولا تقاطعوا، وكونوا عباد الله إخوانا، المسلم أخو المسلم
Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу, и не порывайте отношений друг с другом! Будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин брат мусульманину!»
«Если тебе захочется упомянуть недостатки своего товарища, вспомни о своих собственных»
Ибн ‘Аббас
«Аз-зухд», Имам Ахмад ибн Ханбаль