АЗЫ ИСЛАМА ✔

Данная брошюра основана на книге муфтия Амина Джунди (ок.1813-1878) «Ислях ильм аль-халь» и составлена одним из самых известных англоязычных проповедников Фаразом Раббани. Русский перевод публикуется с разрешения автора.
Отзывы на англоязычное издание
«Эта книга полезна не только начинающим мусульманам. Для одних она станет отправной точкой получения знаний об исламе, другим книга послужит справочником».
Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Каусари (Великобритания)
««Азы ислама» – настоящий подарок для тех, кто стремится усвоить основные исламские положения, которые необходимо знать каждому мусульманину. Эта книга – прекрасное начало».
Шейх Ашраф Муниб (Иордания)
«Ни одна из известных мне книг не сравнится с данной в правильности, краткости и изящности представления основ исламского права ханафитской школы и базовых мусульманских убеждений. Фараз Раббани написал книгу, которая может помочь начинающим мусульманам в изучении ислама, практикующим верующим –в проверке своих познаний, а интересующимся исламом –в видении общей картины претворения религии в жизнь. Даст Аллах, эта книга будет долго служить на благо мусульманам, желающим изучать свою религию. Эта книга действительно эффективна».
Шейх Нух Ха Мим Келлер (Иордания)

Предисловие

بسم اهلل الرحمن الرحيم

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кому Аллах желает добра, Он дает понимание религии» (Бухари, 71; Муслим, 1037).

Аллах велел нам искренне поклоняться и подчиняться Ему из почтения, любви и благодарности к Нему. Аллах говорит в Коране:
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа только Ему, оставаться непоколебимыми, совершать молитву и выплачивать милостыню. Это истинная религия» (98:5).

Такое поклонение невозможно без знаний. В данной брошюре излагаются основы этих знаний в отношении веры, молитвы и ключевых моментов, связанных с нашей жизнью и отношениями с людьми. Основой служит ханафитская методология традиционного суннитского ислама. Цель брошюры – за короткое время сделать ваше поклонение Аллаху действительным, правильным и надлежащим.

И лишь Аллахом даруется успех.

Фараз Раббани
г.Амман (Иордания), 2004
ИМАН (Вера)
Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит возвращение»» (2:285).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто вернется к своему Господу, не будучи многобожником, войдет в рай» (Бухари, 129; Муслим, 280).
Вера в Аллаха
Слова «я верю в Аллаха» означают следующее: Я принимаю и верю в существование Всевышнего Аллаха, Его единственность и отсутствие иных богов. Аллах ни в ком не нуждается, а все остальное нуждается в Нем и полностью от Него зависит. Он – Творец всего и Тот, кто поддерживает существование всего и вся. Лишь Он достоин поклонения, никто иной этого не заслуживает.
Аллаха характеризуют все качества совершенства. Превыше Он всех несовершенных черт.
Качества Аллаха можно подразделить на три категории: личное качество, пять отрицающих и семь утверждающих качеств.
Его личное качество:
 Существование
Его отрицающие качества:
 Безначальность
 Бесконечность
 Единственность
 Самодостаточность
 Абсолютная непохожесть на творения
Его утверждающие качества:
 Жизнь
 Знание
 Воля
 Мощь1
 Слух
 Зрение
 Речь
Аллах абсолютно не похож на то, что мы способны вообразить. Посредством одного лишь разума понять Аллаха невозможно, ведь Он превыше того, чтобы быть постигнутым размышлением и умом.
Все иные Его качества возвращаются к указанным выше основным качествам, и именно они чаще всего упоминаются в Коране.
Вера в ангелов
Это означает веру в существование ангелов Аллаха. Они –почетные слуги Аллаха, которые не ослушиваются Его и делают так, как Он велит им. Они не различаются по полу, не едят и не пьют. У каждого ангела имеется своя задача. Среди них есть ангелы с более высоким статусом, а также ангелы-посланники.
Вера в писания
Это означает веру во все ниспосланные Аллахом книги. Из них четыре являются основными: Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса и Коран пророка Мухаммада (мир им всем и благословение Аллаха). Тора, Псалтырь и Евангелие, несмотря на то, что они ниспосланы Аллахом, были изменены людьми, а содержащиеся в них законы были отменены и заменены Кораном, последним из ниспосланных писаний. Его веления остаются действительными на все времена.
Вера в посланников
Это означает веру в пророков и посланников Аллаха, первым из которых был Адам (мир ему), а последним – наш господин Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Все, с чем приходили посланники, является истиной.
Все посланники обязательно обладают пятью качествами:
 правдивостью,
 благонадежностью,
 исполнением миссии по передаче послания,
 умом,
 безгрешностью.
Противоположные данным качества (ложь, предательство, невыполнение миссии по передаче послания, недостаток ума, греховность) не могут характеризовать посланников.
Наш посланник Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – лучший и последний посланник. То Священное Законодательство, с которым он прибыл, останется в силе до скончания веков.
Вера в Последний день
Это означает веру в то, что все умрут и затем будут воскрешены. Это также означает веру без всяких сомнений в:
 рай и ад
 Весы2
 Мост3
 Спрос4
 Расчет (после Воскрешения)
 Наказание (для некоторых грешников)
 Мучения (вечные для неверующих)
Вера в судьбу
Это означает веру в то, что добро и зло, польза и вред, определение и судьба – все это определяется Знанием, Волей, Мощью и Определением Аллаха. Теологи говорят, что это означает веру в то, что все поразившее вас ни за что не могло пройти мимо, а все миновавшее ни за что не могло поразить вас.
Примечание

1. Его Воля и Мощь объемлют все рационально возможное. Его Мощь приводит к существованию то, что определяется Его Волей (в соответствии с Его Знанием).
2. Ценность действий взвешивается на Весах. Разум не способен понять их истинную природу. В существова нии Весов есть своя мудрость: испытать веру раба Аллаха в Незримое, дать ему знать о награде и наказании, а также привести довод в его пользу или против него.
3. Данный Мост находится над Огнем. Обитатели рая смогут пересечь его, а обитатели ада соскользнут с него и упадут в Огонь. В своей книге «Ихъя улюмуд-дин» имам Газали (да пребудет над ним милость Аллаха) говорит, что те, кто в этом мире оставался стойким на Истинном пути, смогут пересечь этот Мост и будут спасены, а те, кто не был стойким в этом мире и нагружал свою душу грехами, соскользнут на первом же шагу.
4. Спрос произойдет в могиле. Человека будут расспрашивать два ангела, Мункар и Накир.
Виды поступков
В соответствии с Ханафитской школой исламского права,каждый поступок человека, отвечающего за свои действия, относится к одной из восьми категорий:

1. Обязательное (фард) – четкое веление, основанное на абсолютно достоверном тексте5 с ясным значением и без возможности иной интерпретации.
Человек должен верить в такие веления и действовать в соответствии с ними. Тот, кто отрицает их, вполне может стать из-за этого неверующим. Тот же, кто не исполняет их, грешен.
Если обязательный элемент того или иного действия пропущен, такое действие оказывается недействительным. Соответственно, при пропуске обязательного элемента молитвы (ее условия или одного из составляющих), молитва оказывается недействительной или невыполненной.
2. Необходимое (ваджиб) – четкое веление, подкрепленное текстом, в котором имеется теоретическая возможность иной интерпретации.
Отрицание таких велений приводит к порочности, но не к неверию. Отказ от их совершения – грех.
Пропуск необходимых элементов молитвы не аннулирует ее. Однако при умышленном пропуске одного из таких элементов необходимо повторить молитву. При пропуске по забывчивости необходимо совершить два дополнительных земных поклона в конце молитвы. Если и они были пропущены по забывчивости, необходимо повторить молитву.
3. Важная сунна (сунна муаккада) – поступки, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) или его сподвижники совершали в большинстве случаев, и которые не относились к обычным житейским действиям.
Неисполнение важной сунны не является грехом, но порицается. Однако если ее невыполнение входит в привычку,это является грехом, поскольку тем самым человек отворачивается от руководства пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), за которым нам было велено следовать.
4. Рекомендуемое (мустахаб) – те поступки, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал время от времени, или те, что относились к его житейским действиям.
Совершение их вознаграждается, но неисполнение не является ни греховным, ни порицаемым.
5. Дозволенное (мубах) само по себе не является ни вознаграждаемым, ни наказуемым. Однако если такие действия сопровождаются хорошим намерением, они вознаграждаются.6
6. Слегка порицаемое (макрух танзихан) – поступки, которые нам было велено не совершать, несмотря на отсутствие в них греха. Отказ от таких действий приводит к награде. Их совершение означает, что человек поступает не самым оптимальным образом.
7. Крайне порицаемое (макрух тахриман) – то, от чего нам было велено воздержаться текстом, в котором имеется теоретическая возможность иной интерпретации.
Отрицать такие веления нельзя, но к неверию это не приводит. Совершение таких поступков – грех.
8. Запрещенное (харам) – то, от чего нам было велено отказаться в абсолютно достоверном тексте.
Иными словами,мы должны совершать обязательные и необходимые действия и отказываться от крайне порицаемых и запрещенных поступков. Очень рекомендуется исполнять важную сунну и порицается оставлять ее без уважительной причины. Нужно исполнять рекомендуемое и не совершать слегка порицаемого.Дозволенное следует сопровождать хорошим намерением, чтобы оно стало вознаграждаемым;и следует избегать расточительности.
Путь любви и служения подразумевает исполнение всего того,что приказал Господь, независимо от степени строгости веления, и отказ от запрещенного Им, независимо от степени строгости запрета. Тем не менее, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил нам, что лучше всего осуществлять это постепенно и размеренно. Такой способ означает, что дополнительные действия мы берем на себя сбалансированным образом, который не сокрушает нас.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) приводил следующие слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Воистину, эта религия легка; а тот, кто делает ее чрезмерно трудной, оказывается сокрушенным ею. Так,оставайтесь стойкими, делайте то, что можете, и радуйтесь обещанной награде» (Бухари, 39; Муслим, 2816).
Примечание
1. Абсолютно достоверными текстами являются весь Коран, а также те хадисы, что были переданы большим количеством непрерывных цепочек рассказчиков (мутаватир-хадисы).
2. Расточительность в использовании дозволенного порицаема и даже может считаться грехом в случае чрезмерности.
Очищение
Всевышний Аллах говорит: «А если вы нечисты, то очиститесь» (Коран, 5:6).
А также: «Аллах любит очищающихся» (Коран, 9:108).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Очищение –половина веры» (Муслим, 223; Тирмизи, 3517; Ибн Маджа, 280).

Имам Газали (да пребудет над ним милость Аллаха) пояснял, что под очищением здесь подразумевается очищение как внешнее, что является условием действительности наших физических действий, так и внутреннее, что является условием вескости наших сердец и душ.
Полное омовение
Полное омовение состоит из трех обязательных действий:
1. полоскание рта;
2. промывание носа;
3. мытье всего тела.
Необходимо вымыть все, что можно вымыть без больших трудностей: в том числе, брови, уши, пупок, усы, бороду и все волосы. Женщинам следует снять сережки, чтобы вода прошла через проколотые отверстия.7

Женщинам необязательно расплетать косы или стремиться к тому, чтобы вода коснулась каждого заплетенного волоска, однако нужно, чтобы вода дошла до корней волос. Мужчинам же, наоборот, обязательно следует расплетать косички, даже если вода дошла до корней волос.
Описание полного омовения от начала до конца
Перед тем, как приступить к полному омовению, важной сунной являются следующие предварительные действия:
1. Начать во имя Аллаха и принять намерение 8 во время мытья кистей рук.
2. Удалить грязь9 со своего тела, если она есть.
3. Вымыть половые органы, даже если они чистые.
4. Полностью совершить малое омовение.
Затем начните полное омовение:
1. Вымойте все тело трижды, каждый раз начиная с головы, затем переходя к правому, а потом и к левому боку, вплоть до пальцев ног.
2. Важной сунной является растирание всего тела во время первого его мытья. Нет ничего плохого в том, чтобы использовать мыло и иные подобные вещества во время
полного омовения.
Порицаются следующие действия:
1. Обращение в сторону совершения молитв или исполнение мольб во время полного купания.
2. Растрата воды (неумеренная трата воды является грехом, а обычная растрата, как правило, порицается).
Примечание
7. Если на коже остается явно заметное водонепроницаемое вещество (например, краска, лак для ногтей, свечной воск), оно препятствует попаданию воды на кожу и приводит к незавершенности омовения (как малого, так и полного). Так же, даже если небольшой участок кожи останется немытым, омовение действительным не будет.
8. Человек намеревается совершить полное омовение или перейти в состояние ритуальной чистоты. Намерение представляет собой решимость души совершить то или иное действие. Формально, намерение – это твердая решимость в начале того или иного действия совершить его и стать ближе к Аллаху. Следует отме тить, что есть три момента, связанных с намерением:
(1) минимальное действительное с точки зрения исламского права намерение заключается в том, чтобы твердо решиться на исполнение действия;
(2) намерение, необходимое для получения награды, включает, помимо этого, стремление стать ближе к Аллаху; (3) время: условием является принятие намерения при начале действия или непосредственно до него.
9. К грязи («наджаса») относится все то, что выходит из интимных мест, гной из ран, кровь, рвотные массы (при рвоте полным ртом). Необходимо удалить всю грязь с тела и одежды. Грязь удаляется мытьем, пока не останется ее следов.
Малое омовение
Всевышний Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Когда встаете на молитву, умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток»10 (Коран, 5:6).
Усман (да будет доволен им Аллах) передает следующие слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «У любого, кто совершает малое омовение и делает это хорошо, его ошибки покидают его тело, даже из-под ногтей» (Муслим, 601).

Обязательные элементы малого омовения

В малом омовении имеются четыре обязательных действия:

1. Мытье всего лица: от верха лба до низа подбородка по длине и от одной ушной мочки до другой по ширине.
2. Полное мытье двух рук вплоть до локтей включительно.
3. Протирание четверти поверхности головы (выше ушей).
4. Полное мытье стоп ног, включая лодыжки.
Подробное описание малого омовения
Сунной является совершение малого омовения следующим образом:
1. Примите сердцем намерение, например: «Намереваюсь исполнить малое омовение ради Аллаха».11
2. Вымойте кисти рук до запястий включительно.
3. Произнесите имя Аллаха, например, сказав: «Бисмилля́х, уальхамдулилля́х» («Во имя Аллаха, и вся хвала Аллаху!»).
4. Трижды прополоскайте весь рот, используя суммарно три горсти воды.
5. Почистите зубы палочкой для зубов (мисваком) или зубной щеткой.12

6. Трижды промойте нос, каждый раз зачерпывая ладонью горсть воды. Рекомендуется подносить воду к ноздрям правой рукой, а выпускать ее оттуда левой.
7. Вымойте13 все лицо. Длина лица – от верха лба до низа подбородка, а ширина – от мочки одного уха до мочки другого. Это первый из четырех обязательных элементов малого омовения. Сунной является трех-кратное полное мытье лица. После этого проведите влажными пальцами сквозь бороду, если она длинная. Начинать мыть лицо рекомендуется со лба. Не следует сильно шлепать водой по лицу.
8. Вымойте полностью руки вплоть до локтей включительно. Это второе из четырех обязательных действий малого омовения. Сунной является трехкратное полное мытье рук. После этого сунной является проведение пальцами одной руки между пальцами другой. Мыть руки рекомендуется начинать с кончиков пальцев.
9. Протрите один раз четверть поверхности головы14 (выше ушей). Это третий из четырех обязательных элементов малого омовения. Сунной является протирание всей головы, начиная с верха лба. Рекомендуется также протереть тыльную часть шеи.
10. Протрите уши (оставшейся влагой на пальцах). Рекомендуется протереть тыльную часть ушей большими пальцами, ушные раковины – указательными,и вставить мизинцы в ушные каналы.
11. Вымойте стопы ног вплоть до лодыжек включительно. Это четвертое, последнее обязательное действие в малом омовении. Сунной является троекратное полное мытье стоп и однократное проведение пальцами рук между пальцами ног. Рекомендуется начать мытье с кончиков пальцев ног, протирать ноги левой рукой и проводить мизинцем между пальцами ног, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой.
12. Во время малого омовения сунной является следование вышеуказанному порядку действий, а также мытье частей тела одной за другой без чрезмерных задержек и протирание частей тела во время первого мытья. В течение всего омовения рекомендуется быть обращенным в сторону киблы (направления совершения молитв) и избегать брызг на себя. Нехорошо заниматься без необходимости мирскими разговорами во время омовения, растрачивать воду и оставлять без уважительной причины ту или иную сунну.15
События, аннулирующие малое омовение
1. Выход нечистот или газа из интимных мест (спереди или сзади).
2. Выделение крови или гноя из любой внешней части тела, независимо от того, происходит ли это само по себе или при помощи человека.16
3. Рвота полным ртом или более того, если выделяется не слизь, а иные вещества.
4. Сон лежа, полулежа или на боку.17
5. Потеря сознания, обморок.
6. Невменяемость.
7. Опьянение.
8. Громкий смех во время молитвы18, в которой есть поясной и земной поклоны.
9. Близость между мужчиной и женщиной, когда интимные органы напрямую касаются друг друга.19
Примечание
10. Данный аят Корана устанавливает обязательные действия малого омовения. Все остальное, то есть сунна и рекомендуемое, было установлено на основа нии действий пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
11. Не является необходимым произнесение намерения вслух. Но если это помогает напомнить себе о намерении, то это действие рекомендуется.
12. Чистка зубов во время малого омовения является важной сунной. Лучше всего делать это палочкой для зубов (мисваком), хотя для исполнения базовой сунны будет достаточно и зубной щетки. Рекомендуется также чистить зубы: (1) перед намазом, (2) если зубы пожелтели, (3) если испортился запах изо рта, (4) перед встр ечей с людьми, (5) для чтения Корана или религиозного текста. Палочку для зубов следует держать в правой руке. Если нет ни палочки, ни щетки, следует использовать грубую ткань или пальцы.
13. Для соблюдения условия «мытья» необходимо, чтобы вода капала с омываемой части тела, даже если упадет всего одна -две капли. Ибн Абидин при этом, однако, предупреждает, что это лишь определяет самый минимум, и порицается использовать настолько малое количество воды, что делает процесс похожим скорее на обтирание, чем на мытье.
14. Порицается обтирать голову более одного раза свежей водой.
15. В случае спешки лучше исполнить все сунны по одному разу, чем некоторые из них – по три.
16. Нечистоты, выходящие из интимных мест, аннулируют малое омовение сразу по их появлении на поверхности те ла. При появлении нечистот из иных мест омовение аннулируется только в том случае, если вещество вытечет из того места, из которого оно вышло (например, из раны), или вытекло бы, если б его не вытерли.
17. Если во время сна ягодицы прочно сидят на чем-либо, малое омовение остается в силе.
18. Громким смехом является тот, что мог бы услышать другой человек. Если смех столь тих, что его может услышать лишь сам смеющийся,намаз аннулируется, но малое омовение заново совершать не требуется. Смех во время погребального намаза, земного поклона после чтения особых аятов Корана и благодарственного земного поклона аннулирует действие (намаз или земной поклон), но не малое омовение.
19. Половой акт, даже без семяизвержения, делает полное омовение обязательным.
Молитва (намаз)
Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) приводил слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Молитва – свет» (Муслим, 223; Тирмизи, 3517; Ибн Маджа, 280).

Джабир (да будет доволен им Аллах) передавал следующее высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Пять (обязательных ежедневных) молитв подобны быстрой речке, протекающей перед вашим домом, в которой вы купаетесь пять раз в день» (Муслим, 668; Ахмад, 13863).
Внешняя действительность молитвы зависит от выполнения ее обязательных условий и составляющих. Правильность и адекватность ее исполнения зависит от совершения действий, являющихся необходимыми и сунной. Внутренняя суть молитвы заключается в искреннем обращении сердцем и разумом к Аллаху с почтением и покорностью.
В молитве имеется двенадцать обязательных действий: семь из них не являются непосредственно частью молитвы и называются условиями, а пять из них являются частью молитвы и называются ее составляющими.
Условия молитвы
К условиям действительности молитвы относятся:
1. Состояние ритуальной чистоты.20
2. Отсутствие на одежде, теле и месте молитвы нечистот (наджасы) или их наличие в извиняемом количестве.21
3. Прикрытие наготы. Мужчине нужно укрывать участок тела, следующий ниже пупка и до колен включительно. Женщины прикрывают все тело за исключением лица, рук до запястий и стоп ног (ниже лодыжек).22
4. Обращение в сторону киблы (Каабы в Мекке).
5. Знать и верить в то, что настало время молитвы.
6. Принять намерение перед началом молитвы.23
7. Произнесение начальной фразы молитвы («Алла́ху акьбар»). В обязательных намазах это следует делать стоя, если человек без больших трудностей способен стоять.
Составляющие молитвы
К составляющим молитвы относятся:
1. Исполнение обязательной молитвы стоя24, если человек способен стоять. Минимальным стоянием считается поза, когда руки, даже если их вытянуть вниз, не достигают колен.25
2. Произнесение фразы (фраз) Корана, равной по длине хотя бы аяту Корана, короткому или длинному.26 Следует отметить, что тот, кто следует за имамом (возглавляющим намаз), не читает ничего из Корана: обратное крайне порицается (макрух тахриман) и является грехом.
3. Поясной поклон – поза, когда руки, если их вытянуть вниз, могут достигнуть колен.
4. Земной поклон.
5. Последнее сидение, достаточное для произнесения ташаххуда.
Примечание
20. Для женщин это также означает, что они находятся не в состоянии менструации. Минимальный период месячных – три дня, максимальный – десять дней. Индивидуальной обязанностью женщины является знание основных правил, связанных с месячными.
21. Извиняемым количеством для нечистот является размер ямки на ладони человека, то есть круг с диаметром примерно в 5 см. Нечистоты удаляются мытьем. Другие способы описываются в более подробных учебниках.
22. По наиболее состоятельному мнению, женщинам необязательно укрывать стопы ног. Однако мнение, отличающееся большей предосторожностью, говорит о том, что их укрывать нужно, особенно в намазе.
23. Между намерением и начальной фразой молитвы («Алла́ху акьбар») не должно быть чрезмерных действий, не связанных с молитвой. Если намаз – дополнительный (необязательный), общего намерения будет достаточно (например, «Намереваюсь молиться»). Это относится и к молитвам, относящимся к важной сунне, хотя лучше указывать вид намаза (например, «Намереваюсь исполнить сунну магриба»). Намерение производится душой; произнесение же его вслух – рекомендуемое действие, если помогает сосредоточиться. При совершении обязательных намазов в намерение должен входить конкретный вид молитвы (количество ракаатов включать туда не требуется): например, «Намереваюсь исполнить обязательный магриб-намаз». За намерение засчитывается действие души, то есть если человек без сомнений и колебаний знает, какой намаз он совершает, это засчитывается за намерение . Проговаривание намерения вслух рекомендуется (мустахаб), если помогает в этом.
24. Разрешается молиться сидя в намазах, не являющихся обязательными и необходимыми. Но за молитву сидя полагается только половина награды намаза, совершенного стоя, за исключением случая, когда человек не способен исполнять намаз стоя. Однако сунну фаджра, согласно мнению Абу Ханифы (да пребудет над ним милость Аллаха), нужно всегда совершать стоя, если позволяет здоровье. Некоторые теологи также считают необходимым стояние в таравих-намазах.
25. Стояние необходимо для того, кто способен стоять и совершать земной поклон. Если человек может стоять, но земной поклон исполнять не может, ему рекомендуется молиться сидя, обозначая различные позы движениями головы.
26. Это минимум, при котором намаз будет действителен. Однако молящийся не должен ограничиваться этим: ему следует произносить необходимое (ваджиб) количество текста Корана. Согласно наиболее состоятельному мнению,условием действительности произнесения является то, чтобы человек мог слышать свой голос. Более мягкое, но при этом тоже веское, мнение гласит, что минимальным условием действительности является произнесение букв движением губ, пусть даже и беззвучным. Последнее мнение лучше использовать только для уже прошедших намазов, чтобы избежать их восстановления. Следует отметить, что теологи единогласны в том, что одно лишь прокручивание в мыслях не считается действительным произнесением. Поэтому, если намазы совершались даже без движения губ, нужно обязательно их повторить.
Необходимые (уаджиб) действия в молитве

К необходимым действиям относятся:27
1. Произнесение суры «Фатиха» (первой главы Корана) в любых двух циклах (ракаатах) обязательной молитвы и всех ракаатах дополнительных и витр-молитв.
2. Произнесение еще одной суры или слов Корана, равных по длине трем коротким аятам, в двух ракаатах обязательной молитвы и во всех ракаатах дополнительной и витр-молитв.
3. Совершение данного декламирования суры «Фатиха» и другой суры или аятов в первых двух ракаатах обязательной молитвы.
4. Исполнение двух последовательных земных поклонов в каждом ракаате.
5. В поясном и земном поклонах оставаться неподвижным хотя бы мгновение.28
6. Сидение после двух ракаатов в трех и четырех ракатных молитвах. Длительность сидения должна быть такой, чтобы можно было успеть произнести ташаххуд.
7. Произнесение ташаххуда (в первом сидении и) в конце молитвы.
8. Два приветствия (слова «Ас-саля́м») в конце молитвы (важной сунной является добавление к саляму слов «’алейкум уа рахматулла́х» и поворот головы направо при первом саляме и налево при втором).29
9. Произнесение «Алла́ху акьбар» в двух праздничных намазах (по три раза в каждом ракаате).
10. Тихое декламирование в дневной (зухр) и предвечерней (аср) молитвах. Минимальное действительное тихое декламирование подразумевает произнесение слов таким образом, чтобы человек мог слышать самого себя.30 Тот, кто исполняет молитву за имамом, не декламирует Коран, независимо от того, тихо или громко произносит аяты имам, но при этом исполняющий молитву за имамом произносит все мольбы во время молитвы.
11. Громкое декламирование имамом в утренней (фаджр), вечерней (магриб) и ночной (иша) молитвах. Тот, кто молится в одиночку, может читать как громко, так и тихо, как в дополнительных ночных молитвах.
Примечание
27. Если необходимое действие намаза пропущено, молитва от этого не аннулируется, однако необходимо повторить ее. Если же необходимое действие было пропущено по забывчивости, его можно восполнить двумя «земными поклонами забывчивости» в конце намаза. Эти два поклона исполняются после одного саляма. После них молящийся должен повторить последнее сидение , включая произносимые во время него мольбы, ташаххуд и салават Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Все это завершается, как в обычном намазе, двумя салямами.
28. Также необходимо (ваджиб) оставаться бездвижным хотя бы мгновение после распрямления от поясного поклона и во время сидения между двумя земными поклонами, согласно сильному мнению.
29. Также необходимо (ваджиб) произносить витр-мольбу (кунут) в витр-намазе. Она читается перед поясным поклоном. Ее предваряют слова «Алла́ху акьбар» и поднимание рук как в начале намаза. Витр-молитва представляет собой трехракаатный намаз, в каждом из ракаатов которого нужно произнести как суру «Фатиха», так и дополнительные аяты Корана. Совершается данная молитва после ночной (иша).
30. Согласно более мягкому, но при этом вескому, мнению минимальным действительным декламированием считается произнесение букв посредством движения губ, даже если оно беззвучно.
Исполнение молитвы
Для действительности молитвы должны быть выполнены определенные условия. Перед ее началом нужно:
1. Быть в состоянии ритуальной чистоты (совершив малое или большое омовение).
2. Обеспечить чистоту тела, одежды и места молитвы.
3. Укрыть наготу.
4. Обратиться в сторону киблы.
5. Убедиться, что настало время молитвы.
6. Принять намерение на тот вид молитвы, которую готовитесь совершить, и принять намерение на следование за имамом, если молитесь за ним (то есть не в одиночку).
Полное описание молитвы
1. Встаньте, слегка отодвинув одну стопу от другой, 31 и произнесите начальную фразу.32 Это обязательно. Необходимо (ваджиб), чтобы этой фразой были слова «Алла́ху акьбар».33 Эти слова также произносятся (уже без поднимания рук) при каждом переходе в другую позу молитвы, за исключением выпрямления после поясного поклона. Тот, кто возглавляет намаз, произносит эту фразу громко. В течение всей молитвы рекомендуется опускать глаза, чтобы не отвлекаться. Когда стоите, взгляд обращен на место, которого коснетесь во время земного поклона.
2. Непосредственно до произнесения начальной фразы молитвы поднимите руки (до уровня ушей для мужчин и до плеч для женщин). При этом держите голову прямо, а во время произнесения начальной фразы начните опускать руки. Когда руки подняты, рекомендуется, чтобы ладони были открыты, как обычно, и обращены в сторону киблы.
3. Сложите руки, положив правую поверх левой (под пупком для мужчин и на груди для женщин).
4. В первом ракаате тихо прочтите открывающую мольбу («Субха́накалла́хумма…»).
5. Если в молитве читаются аяты Корана, в первом (и только первом) ракаате тихо попросите о защите от Дьявола (то есть произнесите тагаввуз). Это делает имам и тот, кто молится в одиночку, поскольку они обязаны произносить аяты Корана. Когда же молитесь за имамом, проговаривать эту фразу не надо, ведь тот, кто следует за имамом, аяты не произносит, за исключением случая, когда вы пропустили один или более ракаатов (тогда нужно произнести данную фразу, когда поднялись для восполнения пропущенных ракаатов).
6. Произнесите хотя бы один аят Корана, когда возглавляете молитву или исполняете ее в одиночку. Это обязательно. Если совершаете молитву за имамом, аяты Корана, даже сура «Фатиха», не произносятся (как в тихих, так и громких молитвах).34 Если в молитве полагается произнесение аятов, необходимо (ваджиб) проговорить суру «Фатиха» в двух ракаатах обязательных молитв и во всех ракаатах иных молитв;35 а также произнести слова Корана длительностью хотя бы в три коротких аята в двух ракаатах обязательных молитв и во всех ракаатах иных молитв; и сделать это (то есть произнести суру «Фатиха» и аяты) в первых двух ракаатах обязательных молитв.
7. Возглавляя других людей в молитве, тихо декламируйте во всех ракаатах зухр- и аср-молитв, в двух последних ракаатах иша-молитвы и последнем ракаате магриб-молитвы; громко декламируйте в первых двух ракаатах.
8. Перед сурой «Фатиха» тихо произнесите слова «Бисмилля́хир-Рахма́нир-Рахи́м», а после нее тихо скажите: «А́ми́н».
9. Совершите поясной поклон. Это обязательно. Минимальным поясным поклоном считается тот, при котором вытянутые руки доходят до колен. Необходимо (ваджиб) оставаться бездвижным в поклоне хотя бы мгновение. Сунной для женщин является поклониться лишь немного (так, чтобы руки доходили лишь до колен) и не разъединять пальцы. Для мужчин же сунной является охватывание колен ладонями с распростертыми пальцами, направленными вниз, и чтобы спина и ноги при поклоне были прямыми, а голова находилась на одном уровне с поясницей. Во время поясного поклона рекомендуется смотреть на кончики стоп.
10. Трижды произнесите мольбу поясного поклона, то есть скажите: «Субха́на раббияль-‘азы́ м» («Слава моему Великому Господу!»).
11. После поклона выпрямитесь (то есть примите вертикальное положение). Это необходимо (ваджиб). Ваджибом также является оставаться бездвижным в таком положении хотя бы мгновение. Когда начинаете выпрямляться из поясного поклона, сунной является произнесение следующих слов: «Сами’алла́ху лиман хамидах» («Аллах слышит восхваляющих Его»), если возглавляете молитву или совершаете ее в одиночку. Те, кто молятся за имамом, слов этих не произносят. После этого скажите: «Раббана́ лякяль-хамд» («Господь наш, вся хвала – Тебе»). Молящиеся за имамом и в одиночку произносят эту фразу тихо. Имам тоже может произносить ее тихо, если пожелает.
12. Совершите земной поклон. Это обязательно. При этом необходимо, чтобы бо́льшая часть лба, нос, обе руки, колени и хотя бы по одному пальцу каждой ноги были на земле (полу). В поклоне необходимо оставаться бездвижным хотя бы мгновение. При переходе в земной поклон сунной является произнесение фразы «Алла́ху акьбар». По сунне следует опустить на землю сначала колени, затем руки, а потом уже лицо и нос. Мужчинам рекомендуется поставить руки на одном уровне с головой, а женщинам – на одном уровне с плечами. Сунной для мужчин является отделение живота от бедер, локтей от боков и предплечий от земли. Женщины же все делают ровно наоборот, прижимая живот к бедрам, локти – к бокам, предплечья – к земле, стараясь при этом расположиться как можно ниже (насколько это удобно). Рекомендуется смотреть на кончик носа.
13. Трижды произнесите мольбу земного поклона, сказав: «Субха́на раббияль-а‘ля́» («Слава моему Возвышенному Господу!»). Это очень важная сунна.
14. После земного поклона перейдите в сидячее положение. Для этого, как минимум, следует обязательно оторвать голову от земли и необходимо сесть так, чтобы ваша поза была ближе к сидению, чем к земному поклону, оставаясь в таком положении бездвижным хотя бы мгновение. Для мужчин сунной является сидение на левой стопе, правая же стопа при этом находится в вертикальном положении, а ее пальцы обращены в сторону совершения молитвы. Женщины сидят на левой ягодице, при этом их правое бедро находится на левом, а обе стопы расположены справа. По сунне следует, не наклоняясь, положить ладони на бедра так, чтобы кончики пальцев находились у края колена. Рекомендуется смотреть на бедра.
15. Совершите второй земной поклон. Это обязательно для каждого ракаата (цикла молитвы).
16. После поклона встаньте на следующий ракаат. Это обязательно. Сунной является поднимание сначала лица, затем рук, а потом уже колен. Поднимайтесь (в самом начале на кончиках пальцев ног) без сидения после поклона и без поддержки рук (если это позволяет здоровье).
17. Следующие ракааты аналогичны первому за исключением того, что не нужно поднимать руки, произносить открывающие мольбы и просить защиты от Дьявола.
18. После двух земных поклонов второго ракаата сядьте, как было описано ранее, для первого сидения молитвы. Это необходимо (ваджиб). Во время этого сидения необходимо проговорить свидетельство веры (ташаххуд). Во время произнесения слов «ащхаду алля́ иля́ха» сунной является сжимание пальцев (большой палец соединяется со средним) с подниманием указательного пальца. При произнесении слов «иллялла́х» опустите указательный палец.
19. Встаньте (как было описано ранее) на третий, а затем и на четвертый ракаат, если вы исполняете зухр-, аср- и иша-намазы, и только на третий ракаат, если совершается магриб-молитва. Необходимо (ваджиб) вставать без ненужных пауз, сразу после произнесения свидетельства веры (ташаххуда).
20. В третьем и четвертом ракаатах все исполняется так же, как в первых двух циклах. Однако в обязательных намазах во время стояния в третьем и четвертом ракаатах сунной является произнесение суры «Фатиха» или троекратное проговаривание слов «Субха́налла́х». В других же молитвах36 необходимо (ваджиб) произнести суру «Фатиха» и отрывок Корана, эквивалентный трем коротким аятам.
21. После земных поклонов последнего ракаата обязательно перейти в сидячее положение для последнего сидения молитвы (длительность такого сидения должна быть не менее времени для обычного произнесения ташаххуда). Необходимо полностью проговорить ташаххуд. Сунной является поднимание пальца.
22. После этого направьте благословение Пророку (мир ему и благословение), произнеся салават Ибрахима.
23. Перед тем, как произнести заключительные приветствия (салямы), сунной является обращение с мольбой к Аллаху. Для исполнения данной сунны достаточно произнести любую мольбу, но лучше, если это будет мольба из Корана или Сунны.37
24. Завершите молитву двумя приветствиями. Это необходимо (ваджиб). Сунной является двукратное произнесение фразы «Ассаля́му ‘алейкум уа рахматулла́хи уа баракя́тух», поворачивая голову (только) направо при первом приветствии и налево при втором, намереваясь при этом поприветствовать молящихся вместе с вами (даже если совершаете намаз в одиночку) и держа в мыслях имама в том приветствии, направление которого соответствует его местонахождению. Рекомендуется поворачивать голову так, чтобы соответствующая щека была обращена назад, а взгляд был обращен на плечо.
Примечание
31. Расстояние между стопами – в четыре пальца или так, как удобно, при умеренно близком расположении.
32. Начальную фразу произносят языком так, чтобы можно было услышать себя. Ее проговаривают после принятия намерения. Если начальная фраза или те слова, что обязательно нужно произносить во время намаза, лишь прокручиваются в мыслях без проговаривания, это является недостаточным и делает намаз недействительным.
33. Не должно быть ненужных чрезмерных задержек (в виде разговора, приема пищи и иного действия, аннулирующего молитву) между намерением и начальной фразой. Все действия намаза связаны с проговариванием языком за исключением намерения.
34. Тому, кто совершает намаз за имамом, крайне порицается (макрух тахриман) проговаривать суру «Фатиха» и аяты Корана.
35. Таких, как витр-намаз, сунна- и добровольные молитвы.
36. А именно: в необходимых, сунна — и добровольных намазах.
37. При вознесении мольбы своими словами необходимо, чтобы мольба не была похожей на обычную человеческую речь, то есть на все то, что обычно можно попросить у людей. Если молящийся попросит то, о чем обычно можно попросить людей (например, «О Аллах, выдай меня замуж за Зейда»), это аннулирует молитву. Неправильным будет произносить мольбу не на арабском языке.
Порицаемые (макрух) действия в намазе
Основными принципами здесь являются следующие:

1. Чрезмерные движения аннулируют намаз.
2. Ёрзание крайне порицается (макрух тахриман).
3. Небольшое действие или движение, которое не предусмотрено в молитве, слегка порицается (макрух танзихан), если только не обусловлено хорошей причиной или интересами молитвы.
4. Пропуск необходимого (ваджиб) действия крайне порицается.
5. Пропуск подтвержденной сунны слегка порицается.

Следующие действия порицаются в намазе:38

1. Исполнение молитвы (кроме извинительных случаев) в одежде, которую человек не одел бы в присутствии уважаемых людей.
2. Совершение намаза в одежде с изображениями людей или животных крайне порицается. Исключением является случай, когда такие изображения столь малы, что, если положить их на пол, их черты нельзя явно различить.
3. Зевание39 и потягивание во время молитвы.
4. Молитва в одежде, которая накинута на плечи, но в рукава которой не вдеты руки.
5. Закрывание глаз (за исключением случая, когда это помогает сосредоточиться: в таких обстоятельствах, данное действие может быть даже предпочтительным)
6. Исполнение мужчиной намаза с непокрытой головой.
7. Обращение пальцев ног не в сторону молитвы во время земного поклона и сидения.
8. Крайне порицаемо совершение намаза, когда нужно облегчиться. Если молящийся чувствует, что ему действительно нужно сходить в туалет (или пустить газы), необходимо прервать намаз, за исключением случая, когда человек боится, что время молитвы пройдет.
9. Следует ставить обе ноги на землю во время земного поклона: иное крайне порицается, ведь ставить пальцы одной ноги на землю обязательно, а обеих ног (пусть даже на мгновение) необходимо.
10. Произнесение аятов за имамом крайне порицается в любой (как громкой, так и тихой) коллективной молитве.
11. Лоб покрыт без уважительной причины во время земного поклона.
12. Поднимание рук во время поясного поклона или во время стояния после него.
13. Исполнение намаза с непокрытыми предплечьями или плечами.40

Действия, аннулирующие намаз

Молитва аннулируется следующими действиями:

1. Любое чрезмерное движение. Чрезмерными движениями, аннулирующими намаз, являются те, при взгляде на которые посторонний, не знающий, что вы молитесь, думает, что вы не совершаете намаз. Например, как еда, так и питье считаются чрезмерными действиями.
2. Разговор посредством произнесения одной буквы, которая сама по себе имеет смысл, или двух букв человеческой речи (независимо от того, случайно это было, умышленно или неумышленно).41
3. Стоны (говорить «Ах» и т.п.) или громкий плач от сожаления или боли. Однако если это происходит от поминания рая или ада, или же боль невыносима, то в этом случае на действительность намаза это не влияет.
4. Прокашливание без необходимости.42
5. Полностью отвернуть грудь от направления молитвы без необходимости.
6. Чтение аятов непосредственно из книги.
7. Совершение грубой и неизвинительной ошибки во время произнесения аятов, которая существенно изменяет значение.

Примечание

38. Если не указывается иное, данные действия относятся к слегка порицаемым (макрух танзихан).
39. Если зевота одолевает молящегося, ему нужно при зевке прикрыть рот для его сдерживания. Крайне порицается зевание в намазе, если оно вызвано умышленно и производится без необходимости. Вне молитвы это относится к слегка порицаемым действиям.
40. Если рукава засучены, лучше привести их в обычное состояние малозаметными движениями. Так же, если упала тюбетейка, ее лучше поднять и укрыть ею голову, если это можно сделать исключительно небольшими движениями.
41. Сюда относятся также приветствия в адрес других людей и ответ на их приветствия, смех, а также любые поминания Аллаха или аяты Корана, произносимые с намерением обращения к другому человеку.

42. Под необходимостью понимается дискомфорт, прочищение горла или улучшение проговаривания аятов и мольб.
ПУТЬ К СПАСЕНИЮ
Каждый морально ответственный человек должен денно и нощно помнить о следующих обязанностях:
1. Никогда не вступать в ту или иную сделку, если не знаете, разрешил ли ее Аллах.
2. Есть, пить и одеваться 43 дозволенным образом и на дозволенные средства.44
3. Доверие Всевышнему Господу 45, быть довольным Его Указом и благодарить Его за все имеющиеся блага.
4. Раскаиваться во всех грехах.46
5. Быть искренним в своём поклонении, не выставляя его напоказ и не кичась им.47
6. Не следовать за своими страстями, капризами, мирскими амбициями и наущениями Дьявола,если это идёт вразрез с указаниями Аллаха или может привести к греху или безрассудству.
7. Декламирование Корана, размышление над аятами и следование учениям Книги Аллаха.
8. Изучение Сунны (пути и действий) Пророка и Любимца Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), следование его руководству в поклонении Богу, делах, привычках, а также украшение своего внутреннего мира духовными качествами Пророка (мир ему и благословение Аллаха).48
9. Быть готовым к смерти.
10. Защищать свой язык от мерзких слов и речей.49
11. Не злословить, то есть не говорить о том или ином человеке в его отсутствии то, что ему не нравится, даже если это правда. Если же это неправда,то это клевета,ещё больший грех.50
12. Повелевать добро и запрещать зло.51
13. Хорошо вести себя с родителями 52 и родственниками.
14. Быть верным своим обещаниям.
15. Подавать милостыню нуждающимся, особенно тем, кому нечего есть.
16. Никогда даже не приближаться к блуду.53
Примечание
43. Заметим, что шелк разрешен для женщин, но не для мужчин. Мужчины также не могут носить золотые и серебряные украшения, за исключением серебряного кольца и украшения на мече (если намерением не является украшательство). Ни мужчинам, ни женщинам нельзя использовать золотую и серебряную посуду.
44. Это включает знание исламских норм дозволенного и запретного,исламских правил осуществления торговых сделок и обращение к заслуживающим доверия теологам в случае наличия сомнений.
45. Доверие своему Господу подразумевает надежду на одного лишь Него и страх только лишь перед Ним. Как сообщал Ибн Араби, доверие – один из пяти компонентов, посредством которых стремятся к суфийскому пути. Этими пятью компонентами являются: доверие Аллаху, уверенность, терпение, решимость и правдивость. То есть каждый разумный человек должен вверить все свои дела Аллаху и не полагаться на других, ведь Всевышний Аллах говорит:
«И тому, кто доверится Аллаху, Его будет достаточно» (Коран, 65:3).
46. Существует четыре условия действительного покаяния: сожаление о непослушании Аллаху, отказ от греховного действия, решимость не повторять его вновь и исправление допущенных несправедливостей (например, возвращение денег, причитающихся другим, или восполнение невыполненных богослужений).
47. Всевышний Аллах сказал нам:
«И кто желает встречи со своим Господом, пусть творит доброе дело и в поклонении своему Господу не стремится ублажить никого иного» (Коран, 18:110).
48. Чтобы жить по Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и привнести свет и значение в свою жизнь, нужно изучать одну из четырех суннитских школ исламского права (ханафитскую, шафиитскую, маликитскую или ханбалитскую) и следовать ей. Они являются средством постепенного претворения в жизнь руководства Корана и Сунны без чрезмерных строгостей и вольностей.
49. Сюда входит также отказ от тона и жестов, противоречащих исламскому праву, особенно это касается насмешек и сарказма.
50. Злословие может быть как явным (то есть выраженным в устном виде), так и посредством действий (например, мимики). Если человек совершил злословие, и тот человек, над которым оно было сделано, не узнал об этом, то в этом случае достаточно сожаления и раскаяния. В ином случае, нужно будет попросить прощения у этого человека, если только нет опасения, что это создаст проблемы и ухудшит отношения.
51. Добро – это то, что соответствует исламскому праву, а зло – то, что нарушает его. Повеление добра и запрет зла являются необходимыми только тогда, когда человек верит в то, что будет услышан. Если же он думает, что его не будут слушать, данное действие перестает быть необходимым, однако все же лучше дать совет другому, даже если это навредит вам. Но если от этого человек станет хуже или укрепится в своих проступках, лучше тогда хранить молчание. Повеление добра и запрет зла нужно делать с добротой и мягкостью, и, всегда когда возможно, в частном порядке.
52. «Ваш Господь повелел вам поклоняться лишь Ему и (проявлять) доброту перед родителями» (Коран, 18:23).
Приказ быть добрыми к родителям носит безусловный характер. Даже когда речь идет о соблюдении собственных прав, нужно проявлять уважение к родителям и говорить соответствующим образом.
53. В том числе опускать глаза, а также не смотреть и не слушать ничего недозволенного.
Приложение 1: «Подробно о сунна-намазах»

Существует ряд сунна-намазов (дополнительных молитв),связанных с каждым из обязательных намазов.
Некоторые из них являются подтвержденными (важными) суннами, другие являются неподтвержденными суннами.
В отношении мудрости, заложенной в установлении данных сунна-молитв, имам Хаскафи в своей книге «Ад-дурр-уль-мухтар» писал следующее: «Сунна-молитвы, исполняемые после обязательных намазов, были установлены для восполнения недостатков в обязательных молитвах. А сунна-намазы, совершаемые до обязательных молитв, предписаны для отрыва Дьявола от его жадности».
Существуют двенадцать молитвенных циклов (ракаатов), связанных с обязательными молитвами и относящихся к подтвержденной сунне.
Умм Хабиба (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если верующий раб Аллаха совершает ради Всевышнего Аллаха двенадцать ракаатов (молитвенных циклов) помимо обязательных намазов, Аллах построит для него дом в раю» (Муслим, 1729).
К этим словам Тирмизи добавляет следующее очень достоверное повествование: «Четыре до зухра (дневного намаза), два ракаата после него, два после магриба (вечерней молитвы), два после иши (ночного намаза) и два до фаджра (утренней молитвы)».
Данными двенадцатью ракаатами являются:
— два до фаджра,
— четыре до зухра,
— четыре до и после пятничной молитвы,
— а также два ракаата после зухра, магриба и иши.
Намазы, связанные с обязательными и являющиеся неподтвержденной сунной:
— два ракаата после зухра (это еще два ракаата помимо двух циклов подтвержденной сунны),54
— четыре ракаата до асра,
— шесть ракаатов после магриба,
— четыре ракаата до иши и четыре после иши.
[Данное приложение составлено на основе статьи шейха Сохейля Ханифа.]
Примечание
54. Эти два ракаата могут быть исполнены отдельно после двух ракаатов подтвержденной сунны, исполняемых после зухр-намаза, или же вместе с ними, то есть единой четырех ракаатной молитвой («Радд аль-мухтар» Ибн Абидина).
Приложение 2: О сомнениях
Постоянные сомнения и опасения толкнувшись с такой ситуацией, следует установить, что нужно делать, и просто сделать это. Не думайте о проблеме и не беспокойтесь о ней. Вместо этого размышляйте и благодарите: размышляйте о данных вам благах Аллаха и благодарите Его за них языком и сердцем. Это лекарство, которое уведет от вас Дьявола и отчаяние.
Во-первых, будьте предусмотрительны.
Важно спокойно понять, каковы правила относительно имеющегося вопроса. Задайте столько конкретных вопросов, сколько требуется; не выдумывайте ответ сами. Затем поймите, что вы делали не так (если были ошибки), и к чему все это привело.
Во-вторых, не терзайтесь безосновательными сомнениями.
Крайне важно, чтобы у человека не было безосновательных сомнений. Как правило, это происходит от незнания сунны или из-за того, что действуют вопреки здравому смыслу.
Поэтому следует предпринять необходимые действия, как описывалось выше, и не выходить за их рамки.
Наша ответственность не безгранична, ведь Всевышний Аллах сообщил нам:
«Аллах не нагружает души бо́льше того, что они способны вынести».[Сура 2 «аль-Бакара» (Корова), аят 286].
После того как вы предприняли адекватные меры, вы, по умолчанию, считаетесь лишенными ошибок. А затем мы применяем важный принцип исламского права: «Уверенность нельзя отменить сомнением» (Ибн Нуджейм. «Аль-ашбах уаль-назаир» и «Маджаллят аль-ахкям аль — ‘адлия»).
Это означает, что если вы уверены в чем-то – например, в действительности того или иного вашего богослужения (а действительность является допущением по умолчанию для всех действий человека), – то мы продолжаем считать его действительным, пока не будем уверены в обратном. Одни лишь предполагаемые возможности и даже правдоподобные вероятности не могут изменить это.
Главными принципами исламского права в этом отношении являются следующие:
1. Уверенность не отменяется сомнением.
2. Уверенность отменяется только уверенностью.
3. Допущение по умолчанию в отношении того или иного вопроса эквивалентно уверенности.
4. Допущением по умолчанию во всех вопросах является действительность и безошибочность.
5. Сомнения и предположения не имеют сами по себе никаких последствий в отношении действительности.
А значит, пока вы не уверены, что та или иная молитва недействительна, ее восстанавливать не надо. Однако следует предпринять меры, указанные в абзаце, посвященном «предусмотрительности».
Ибн Абидин (рахимахуЛлах) указывает на то, что крайне порицается следование своим сомнениям и опасениям, будь они о действительности того или иного богослужения или же касаются того, «насколько сложно» то или иное предписание шариата. Такие сомнения – от Дьявола, а Всевышний Аллах велел нам отвергать его наущения.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) – милость. Эта религия – милость. Она – средство достижения милости, успеха и счастья. Если человек не обнаруживает этого, значит, он что-то делает не так. «Спросите обладателей напоминания, если не знаете», – говорит нам Аллах в Коране.
Это важное заключение! Если находитесь в сомнении, не пытайтесь сами выводить правила, а ищите достоверные знания: либо из книги, которую способны понять, либо от людей, имеющих авторитетное традиционное образование.
Приложение 3: Избранные мольбы и суры
1. Очищение
Начиная малое омовение, следует сказать:
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحيِمِ

Бисмилля́хир-Рахма́нир-Рахи́м («Во имя Милостивого и Милосердного Аллаха»)
или
Бисмилля́хи уальхамдулилля́х («Во имя Аллаха, и вся хвала Аллаху!»).
После малого омовения говорят:

أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، وأشهد أن محمدا عبده ورسوله

Ащхаду алля́ иля́ха иллялла́хууахдаху ля́ шари́кя лях. Уа ащхаду анна Мухаммадан ‘абдуху́ уа расу́люх («Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, Единственного и без сотоварищей; и свидетельствую, что Мухаммад –Его раб и посланник»)
и
اللهم اجعلني من التوابين ، واجعلني من المتطهرين

Алла́хуммадж’альни́минат-таува́би́на уадж’альни́ миналь-мутатоххири́н («О Аллах, сделай так, чтобы я стал одним из часто кающихся и из числа очищенных»).

2. Намаз
Открывающая мольба:

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، وَتَبَارَكَ اسْمُكَ، وَتَعَالَى جَدُّكَ، وَلَا إِلَهَ غَيْرُك

Субха́накялла́хумма уа бихамдикя, уа таба́ракясмукя, уа Та’а́ля́ джаддукя, уа ля́ иля́ха гойрукь («Слава Тебе, Аллах, и вся хвала! Да будет благословенно Имя Твое и возвышена Мощь Твоя! Нет бога кроме Тебя»).
Мольба о защите от Дьявола:

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

А’у́зу билля́хи минаш-шайто́нир-раджи́м («Прошу у Аллаха защиты от проклятого Дьявола»).
Сура «Фатиха»:

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ (1)

الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ (2)

الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ (3)

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ (4)

إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ (5)

اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ (6)

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ (7)

Бисмилля́хир-Рахма́нир-Рахи́м.
Альхамдулилля́хи раббиль-‘а́лями́н, ар-Рахма́нир-Рахи́м, Ма́лики яумид-ди́н, ийя́кя на’буду уа ийя́кя наста’и́н, ихьдинас-сыра́толь-мустакы́м, сыра́тол-лязи́на ан’амта ‘алейхим гойриль-магду́би ‘алейхим уаляд-до́лли́н.
Короткие суры
Сура «Ихляс»:
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ (1)

اللَّهُ الصَّمَدُ (2)

لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ (3)

وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ (4)

Бисмилля́хир-Рахма́нир-Рахи́м.

Куль хувалла́ху ахад, Алла́хус-сомад, лям ялид уа лям ю́ ляд, уа лям якулляху́ куфуван ахад.
Сура «Фаляк»:

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ (1)

مِن شَرِّ مَا خَلَقَ (2)

وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ (3)

وَمِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ (4)

وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ (5)

Бисмилля́хир-Рахма́нир-Рахи́м.

Куль а’у́зу бираббиль-фаляк, мин шарри ма́ холяк, уа мин шарри го́сикын иза́ уакоб, уа мин шаррин-наффа́са́ти филь-‘укод, уа мин шарри ха́сидин иза́ хасад.
Сура «Ан-Нас»:

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ (1)

مَلِكِ النَّاسِ (2)

إِلَهِ النَّاسِ (3)

مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ (4)

الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ (5)

مِنَ الْجِنَّةِ وَ النَّاسِ (6)

Бисмилля́хир-Рахма́нир-Рахи́м.

Куль а’у́зу би Раббин-на́с, Маликин-на́с, Иля́хин-на́с, мин шарриль-васва́силь-хонна́с, аллязи́ ювасвису фи́ суду́рин-на́с, миналь-джиннати уан-на́с.
Другие мольбы
Во время поясного поклона:
سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ
Субха́на Раббияль-‘Азы́м («Слава моему Великому Господу!»).
Поднимаясь после поясного поклона:
سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ
Сами’алла́ху лиман хамидах («Аллах слышит восхваляющих Его»).
رَبَّنَا وَلَكَ الحَمْدُ
Раббана́ лякяль-хамд («Господь, вся хвала Тебе!»).
Во время земного поклона:
سُبْحَانَ رَبِّيَ الْأَعْلَى
Субха́на Раббияль-А’ля́ («Слава моему Всевышнему Господу!»).
Ташаххуд:
التَّحِيَّاتُ لِلّهِ و الصَّلَوَاتُ و الطَّيِّبَاتُ َ السَّلامُ عَلَيْكَ اَيُّهَا النَّبِىُّ
وَ رَحْمَةُ الله وَ بَرَكَاتُهُ ألسَّلامُ عَلَيْنَا وَ عَلَى عِبَادِ اللهِ
الصَّالِحيِن اَشْهَدُ اَنْ لا اِلَهَ اِلاَّ اللهَ
وَ اَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُه وَ رَسُولُهُ
Ат-тахийя́ту лилля́хи уас-солява́ту уат-тоййиба́т. Ассаля́му ‘алейкя айюхан-набийю уа рахматулла́хи уа баракя́тух. Ассаля́му ‘алейна́ уа ‘аля́ ‘иба́дилля́хис-со́лихи́н. Ащхаду алля́ иля́ха иллялла́х. Уа ащхаду анна Мухаммадан ‘абдуху́ уа расу́люх.
Салават Ибрахима:
اللهمَّ صَلِّ عَلىَ مُحَمَّدٍ وَ عَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى اِبْرَاهِيمَ
وَ عَلَى آل اِبْرَاهِيم اِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ
اللهمَّ بَارِكْ عَلىَ مُحَمَّدٍ وَ عَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى اِبْرَاهِيمٍ
وَ عَلَى آل اِاِبْرَاهِيمِ اِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ
Алла́хумма солли ‘аля́ Мухаммадиу-уа ‘аля́ а́ли Мухаммадин кяма́ солляйта ‘аля́ Ибра́хи́ма уа ‘аля́ а́ли Ибра́хи́м, уа ба́рикь ‘аля́ Мухаммадиу-уа ‘аля́ а́ли Мухаммадин кяма́ ба́ракьта ‘аля́ Ибра́хи́ма уа ‘аля́ а́ли Ибра́хи́м, филь-‘а́лями́на иннакя хами́дум-маджи́д.
Короткие мольбы
Рекомендуется использовать мольбы, которые возносил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), например:
اللَّهُمَّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ظُلْمًا كَثِيرًا، وَلاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا أَنْتَ، فَاغْفِرْ لِي مَغْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ، وَارْحَمْنِي، إِنَّكَ أَنْتَ الغَفُورُ الرَّحِيمُ
Алла́хумма инни́ золямту нафси́ зульман кяси́рау-уа ля́ ягфируз-зуну́ба илля́ ант, фагфирь ли́ магфиратам-мин ‘индикя уархамни́, иннакя анталь-Гафу́рур-Рахи́м
или
Я́ муколлибаль-кулю́ би, саббит кольби́ ‘аля́ ди́никь.
Дополнительно:
Раббигфирь ли́ уа ли ва́лидайя, Раббирхамхума́ кяма́ раббая́ни́ согы́ра.

Автор: Шейх Фараз Раббани аль-Ханафи (хафизахуЛлах)
Книга: «Азы Ислама»