Шейх уль-Ислам, обновитель религии, Абуль-Фатх Такиюддин Мухаммад ибн Али ибн Вахб аль-Кушайри аль-Малики аш-Шафии, известный как Ибн Дакик аль-Ид, родился в месяце Ша`бан 625-го года по хиджре/1228-го по милади. Он родился на берегу Красного моря, когда его родители направлялись в Аравию для совершения хаджа. Его родители были благочестивыми и праведными людьми. Отец его, Мадждуддин Абул-Хасан Али, был в своё время известным учёным маликитского мазхаба. Мать его была дочерью известного учёного аль-Муктараха.

Несомненно, большая заслуга в том, что Ибн Дакик стал известным во всём исламском мире учёным, принадлежит и его родителям. В хадисе говорится: «Нет сомнения в том, что мольбы трёх человек будут приняты Аллахом: мольба угнетённого, мольба путника и мольба отца за ребёнка»1. Приводят, что по прибытии в Мекку отец брал его на руки во время обхождения Каабы и обращался с мольбой к Аллаху, чтобы сын стал праведным учёным. И действительно, как и мечтал отец, сын его стал великим учёным.

Ибн Дакик рос в Египте, в городке Кус, что находится на берегу Нила. Он начал обучение наукам у своего отца и выучил наизусть Коран, а также изучил книги по фикху маликитского мазхаба, так как отец его был, как мы говорили, учёным маликитского мазхаба. Потом Ибн Дакик заинтересовался шафиитским мазхабом и начал изучать фикх шафиитского мазхаба у учёных своего города.

Говорят, два человека не насытятся: ищущий знания и ищущий мирское. Ибн Дакик был из числа тех, кто не мог насытиться знаниями. Дни и ночи он проводил за чтением книг и, как сообщают, каждую ночь читал один или два тома из трудов учёных. Когда он нашёл многотомный труд по шафиитскому праву имама ар-Рафии «Шархуль-Кабир», то купил эту книгу за тысячи дирхамов и, пока не прочитал полностью, ограничивался лишь обязательными молитвами и всё внимание уделял чтению этой книги.

После того как Ибн Дакик обучился у учёных своего города, он отправился в Каир, так как Каир был одним из центров исламского мира и там можно было встретить крупных учёных Шариата.

Ибн Дакик обучался в Каире у имама Иззуддина ибн Абдуссалама, хафиза аль-Мунзири и многих других великих учёных. Затем он отправился в Дамаск, а после в Аравию. Затем из Аравии он отправился в Александрию. Ибн Дакик преуспел в изучении наук, и вскоре его имя стало известно в исламском мире. Как признали его современники, а также учёные последующих веков, он достиг высочайшего уровня, которого достигали лишь единицы в его время, то есть уровня муджтахида. Ибн Дакик преподавал в крупных научных центрах Египта и занимал должность судьи в Египте.

Вместе с тем он был очень скромным и богобоязненным человеком. Он говорил: «Я не сказал ни одного слова и не совершил ни одного поступка, прежде не продумав, как я отвечу за это в Судный день перед Аллахом».

Один из учёных, в доме которого часто останавливался Ибн Дакик, рассказывает, что когда бы ни заглядывал к нему – находил гостя совершающим молитвы или размышляющим над вопросами религии. Он лишь на короткое время ложился после утреннего намаза, и ему этого вполне хватало. Говорят, более сорока лет он проводил ночи таким образом – в молитвах и размышлении. Бывало так, что ночью в молитве он читал какой-либо аят из Корана и повторял этот аят до утра.

Ибн Дакик был из тех учёных, которые не ограничивались лишь знаниями текстов Шариата. Он понимал, что без искренности и чистоты не может быть истинного поклонения, и поэтому уделял большое внимание следованию пути праведников. Имам аль-Яфии в книге «Миръатуль-джинан» сказал: «Он имел хорошее мнение о шейхах и праведниках. Я слышал, что он посещал одного из шейхов, и когда подъезжал к его дому, то слезал с лошади, снимал чалму и заходил внутрь лишь в простенькой шапочке на голове. Однажды он пожаловался одному из суфиев по поводу посторонних мыслей во время молитвы – и тогда шейх сказал ему: «Отвратительно сердце, в котором присутствует что-либо, кроме Аллаха». Когда при Ибн Дакике упомянули этого суфия, он сказал: «Он рядом со мной лучше, чем тысячи факихов».

Ибн Дакик также посещал известного суфийского шейха Абуль-Хасана аш-Шазали. Джалалуддин ас-Суюти в книге «Тайиду л-хакикати алияти ва ташйиду ат-тарикати аш-шазалияти» пишет: «Шейх Ибн Атаиллах сказал в книге «Латаифул-минан»: «Я слышал, как Такиюддин Ибн Дакик говорил: “Я не видел более знающего Аллаха учёного, чем Абуль-Хасан аш-Шазали”».

Также Ас-Суюти в этой же книге пишет: «Шейха Абуль-Хасана аш-Шазали посещали известные учёные, такие как Ибн Абдуссалам и Ибн Дакик. И это вместе с тем, что Ибн Дакик критиковал приверженцев учения о единении и считал их сумасшедшими. Если бы он видел в речах Аш-Шазали хоть малую толику этого, то он был бы из числа первых, кто выступил против этого».

Ибн Дакик покинул этот мир 11 числа месяца Сафар 702-го года по хиджре/1303-го по милади, в пятничный день, в возрасте 77 лет2.

 

Некоторые его труды:

«Аль-Ильмам аль-джами` ахадис аль-ахкам », «Ихкам аль-Ахкам фи шарх Умдат аль-Ахкам», «Шарх китаб ат-Табризи филь-Фикх», «Аль-Иктирах фи улюм аль-истилях», «Шарх аль-Арбаин ан-Навави», «Шарх Мухтасар ибн аль-Хаджиб», «Иктинасу Саваних», «Шарх мукаддимату матризи фи усуль аль-фикх».

Его учителя:

Его отец Мадждуддин аль-Кушайри, имам Иззуддин ибн Абдуссалям, хафиз Абдул-Азым аль-Мунзири, Абуль-Хасан ибн Хибатиллях аш-Шафии, Абуль-Хасан ан-Ни`аль аль-Багдади, Абуль-Аббас бин Ни`ма аль-Макдиси, Абдуррахман аль-Багдади аль-Бакаль, Кади аль-Куда Абуль-Фадль Яхья ибн Мухаммад аль-Курши, хафиз Абуль-Хасан аль-Аттар, Абуль-Маали Ахмад ибн аль-Мутаххар, и другие.

Его ученики:

Абу Хайян аль-Андалуси, Мухаммад ибн Исмаил ибн Джахбаль аль-Каляби аль-Халяби, Кади аль-Куда Алляуддин аль-Кунавий, Фатхуддин ибн Сайид ан-Нас, Кутбуддин ибн Мунир аль-Халяби, Кади аль-Куда Ильмуддин аль-Ихнаи, Шамсуддин ибн Джамиль ат-Туниси, Шамсуддин ибн Адлян, Шарафуддин аль-Ихмими, и другие.
Обновитель религии (муджаддид):

Сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах будет посылать для этой общины каждые сто лет того, кто будет возрождать (обновлять) для них их религию».3 Ибн Дакик аль-Ид был обновителем религии седьмого века хиджры, по единогласному мнению ученых.

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал:

وَلم ندرك أحدا من مَشَايِخنَا يخْتَلف فِي أَن ابْن دَقِيق الْعِيد هُوَ الْعَالم الْمَبْعُوث على رَأس السبعمائة الْمشَار إِلَيْهِ فِي الحَدِيث المصطفوي النَّبَوِيّ صلى الله عَلَيْهِ وَسلم قَائِله وَسلم وَأَنه أستاذ زَمَانه علما ودينا

«Ни один из наших шейхов не отрицает то, что Ибн Дакик аль-Ид является ученым, посланным в начале седьмого века, указанным в хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И он – учитель своего времени в науках и религии».4

Хафиз аз-Захаби  (673-748 х/1274-1348 м) перечисляя муджаддидов каждого века сказал:

وَعَلَى رَأْس السَّبعِ مائَة شَيْخنَا أَبُو الفَتْحِ ابْنُ دَقيق العِيْد

«В седьмом веке им был наш шейх — Абуль-Фатх ибн Дакик аль-Ид».5

Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/ 1445-1505 м) в своей касыде о муджаддидах, перечисляя их говорит:

والسايع الراقي إلى المراقي * ابن دقيق العيد بإتفاق 

«Седьмой, поднимающийся к лестнице — Ибн Дакик аль-Ид, по единогласному мнению».6

Хафиз аль-Аджлуни (1087-1162 х/1676-1749 м) сказал:

وفي السابعة ابن دقيق العيد

«В седьмом Ибн Дакик аль-Ид».7

Имам Салахуддин ас-Сафади (696-764 х/1296-1363 м) сказал:

وعَلى رَأس الْمِائَة السَّابِعَة الشَّيْخ تَقِيّ الدّين ابْن دَقِيق الْعِيد

«В седьмом веке шейх Такиюддин ибн Дакик аль-Ид».8

Можно привести множество подобных цитат, но мы ограничимся на этом.

 

Высказывания ученых о нем:

Имам Камалуддин аль-Удфуви (685-748 х/1286-1347 м) сказал о нем в книге «ат-Тали`у сса`ид аль-джамиу асмаа нуджабаисса`ид»:

التقي ذاتاً ونعتا، والسالك الطريق التي لا عوج فيها ولا أمتا، والمحرز من صفات الفضل فنوناً مختلفة وأنواعاً شتى، والمتحلي بالحالتين الحسنيين صمتا وسمتا، إن عرضت الشبهات أذهب جوهر ذهنه ما عرض، أو اعترضت المشكلات أصاب شاكلتها بسهم فهمه فأصاب الغرض

«Он богобоязненный в своей сущности и в качествах, следующий путем, в котором нет искривлений (недостатка). Обладатель превосходных качеств различных видов. Имеющий два прекрасных качества в молчании и спокойствии. Если появятся сомнения, то драгоценность его мысли удалит их. Если появятся трудности, то внушивший их падет стрелой его мышления, и он достигнет цели».

Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 х/1274-1348 м) сказал о нем в «Тазкират аль-Хуффаз»:

ابن دقيق العيد الإمام الفقيه المجتهد المحدث الحافظ العلامة شيخ الإسلام تقي الدين أبو الفتح محمد بن علي بن وهب بن مطيع القشيري المنفلوطي الصعيدي المالكي والشافعي, صاحب التصانيف

قال الحافظ قطب الدين الحلبي: كان الشيخ تقي الدين إمام أهل زمانه وممن فاق بالعلم والزهد على أقرانه عارفًا بالمذهبين إمامًا في الأصلين حافظًا متقنًا في الحديث وعلومه ويضرب به المثل في ذلك، وكان آية في الحفظ والإتقان والتحري شديد الخوف دائم الذكر لا ينام الليل إلا قليلا ويقطعه فيما بين مطالعة وتلاوة وذكر وتهجد حتى صار السهر له عادة وأوقاته كلها معمورة لم ير في عصره مثله.

«Ибн Дакик аль-Ид – имам, факих, муджтахид, мухаддис, хафиз, выдающийся ученый, Шейх уль-Ислам Такиюддин Абуль-Фатх Мухаммад ибн Али ибн Вахб ибн Мути` аль-Кушайри аль-Манфулути ас-Са`иди аль-Малики и аш-Шафии, автор многих трудов.

Хафиз Кутбуддин аль-Халяби сказал: «Шейх Такиюддин является имамом своего времени, тем, кто превзошел своих сверстников знаниями и аскетизмом. Изучивший два мазхаба, имам в усулях, хафиз в науках хадиса, которого ставили в пример. Обладал точной и удивительной памятью, сильной богобоязненностью, постоянно поминающий Аллаха. Уделял время для сна лишь короткое время между чтением [Корана], поминанием Аллаха и тахаджудом. В последствии бодрствование для него стало обычным делом и все свое время он проводил с пользой. В его время ему не было равных»».9

Также аз-Захаби сказал в «Му`джаму-ш-шуюх аль-кабир»:

كَانَ عَلامَةً فِي الْمَذْهَبَيْنِ عَارِفًا بِالْحَدِيثِ وَفُنُونِهِ سَارَتْ بِمُصَنَّفَاتِهِ الرُّكْبَانُ.

«Был выдающимся ученым двух мазхабов, разбирающийся в науке хадиса и ее отраслях. За его трудами отправлялись верхом».10

Имам Абдуллах ибн Саид аль-Яфии аль-Йамани аш-Шафии (698-768 х/1298-1366 м) сказал о нем:

وكان رأساً في العلم والعمل عديم النظير أجل علماء وقته، وأكبرهم قدراً، وأكثرهم ديناً وعلماً وورعاً واجتهاداً في تحصيل العلم ونشره

«Он был предводителем в знаниях и деяниях, не имеющим равных среди ученых своего времени. Он был величественнее их и был больше них в плане религии, знания, богобоязненности и усердия в достижении знания и его распространения».11

Имам Зайнуддин Абу Хафс Ибн аль-Варди (691-749 х/1292-1349 м) сказал:

وفيهَا: توفّي القَاضِي تَقِيّ الدّين مُحَمَّد بن دَقِيق الْعِيد قَاضِي الْقُضَاة الشَّافِعِيَّة بالديار المصرية إِمَام فَاضل زاهد متقشف، وَولي مَوْضِعه القَاضِي بدر الدّين مُحَمَّد بن جمَاعَة الْحَمَوِيّ
«В этот год умер кади Такиюддин Мухаммад ибн Дакик аль-Ид — главный кадий шафиитов Египта, превосходный имам, аскет оставивший все. Занял его место кади Бадруддин Мухаммад ибн Джама`а аль-Хамави».12

Имам Салахуддин ас-Сафади (696-764 х/1296-1363 м) сказал о нем:

وَكَانَ إِمَامًا متفنناً مُحدثا مجوداً فَقِيها مدققاً أصولياً أديباً نحوياً شَاعِرًا ناثراً ذكياً غواصاً على الْمعَانِي مُجْتَهدا وافر الْعقل كثير السكينَة بَخِيلًا بالْكلَام تَامّ الْوَرع شَدِيد التدين مديم السهر

«Он был — предводителем в нескольких науках, хадисоведом, ученым по таджвиду, факихом знающим тонкости, ученым по усулю, писателем, грамматиком, поэтом, прозаиком, остроумным, углубляющимся в смыслы, муджтахидом, разумным, очень спокойным, скупым на слова, с полноценной набожностью, сильным в соблюдении религии, постоянно бодрствующим».13

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал о нем:

الشَّيْخ الإِمَام شيخ الْإِسْلَام الْحَافِظ الزَّاهِد الْوَرع الناسك الْمُجْتَهد الْمُطلق ذُو الْخِبْرَة التَّامَّة بعلوم الشَّرِيعَة الْجَامِع بَين الْعلم وَالدّين والسالك سَبِيل السَّادة الأقدمين أكمل الْمُتَأَخِّرين وبحر الْعلم الَّذِي لَا تكدره الدلاء ومعدن الْفضل الَّذِي لقاصده مِنْهُ مَا يَشَاء وَإِمَام الْمُتَأَخِّرين كلمة لَا يجحدونها وَشَهَادَة على أنفسهم يؤدونها مَعَ وقار عَلَيْهِ سِيمَا الْجلَال وهيبة لَا يقوم الضرغام عِنْدهَا لنزال هَذَا مَعَ مَا أضيف إِلَيْهِ من أدب أزهى من الأزهار وألعب بالعقول لَا أَدْرِي بَين يَدي هَذَا الشَّيْخ مَا أَقُول أسْتَغْفر الله من الْعقار

قَالَ أَبُو الْفَتْح ابْن سيد النَّاس الْيَعْمرِي الْحَافِظ لم أر مثله فِيمَن رَأَيْت وَلَا حملت عَن أجل مِنْهُ فِيمَا رَأَيْت وَرويت وَكَانَ للعلوم جَامعا وَفِي فنونها بارعا مقدما فِي معرفَة علل الحَدِيث على أقرانه مُنْفَردا بِهَذَا الْفَنّ النفيس فِي زَمَانه بَصيرًا بذلك سديد النّظر فِي تِلْكَ المسالك أذكى ألمعية وأزكى لوذعية لَا يشق لَهُ غُبَار وَلَا يجْرِي مَعَه سواهُ فِي مضمار

وَكَانَ حسن الاستنباط للْأَحْكَام والمعاني من السّنة وَالْكتاب بلب يسحر الْأَلْبَاب

قلت وَلم ندرك أحدا من مَشَايِخنَا يخْتَلف فِي أَن ابْن دَقِيق الْعِيد هُوَ الْعَالم الْمَبْعُوث على رَأس السبعمائة الْمشَار إِلَيْهِ فِي الحَدِيث المصطفوي النَّبَوِيّ صلى الله عَلَيْهِ وَسلم قَائِله وَسلم وَأَنه أستاذ زَمَانه علما ودينا

«Шейх уль-Ислам, имам, хафиз, аскет, набожный, муджтахид мутлак (совершенный муджтахид), знаток шариатских наук, объединивший в себе глубокие знания и искреннюю веру. Он следовал пути выдающихся предшественников и являлся совершеннейшим из последующих. Он был морем знаний, которое не мутнеет и кладезю благородства, от которого желающий мог получать все желаемое. Имам последних, от слова которого не отрекались, был свидетелем для самих себя, к которому относились с уважением, даже лев не устоял бы перед его достоинством и величием в схватке, плюс к этому блестящее воспитание, цветущий разум. Не знаю, что и сказать об этом шейхе. Прошу Аллаха о прощении.

Хафиз Абуль-Фатх ибн Сайид ан-Нас аль-Я`мури сказал: «Я не видел подобного ему человека среди тех, кого знал, и не могу преподнести то, что передавал и увидел от него за промежуток времени. Он объединял в себе различные науки, был самым знающим среди сверстников о недостатках (`илял) хадисов, единственным в этой важной отрасли науки, в свое время. Был проницателен в этой отрасли, обладал соображением, острым умом, если говорил, то другие не могли и одного слова вставить. Его слова попадали в цель и язык не поворачивался его перебивать. Был недосягаем и вместе с ним такого не заслуживал никто. Умел хорошо выносить постановления и объяснять значение слов из Корана и Сунны…

Я скажу: Ни один из наших шейхов не отрицает то, что Ибн Дакик аль-Ид является ученым, посланным в начале седьмого века, указанным в хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И он – учитель своего времени в науках и религии».14

Хафиз Ибн Касир (701-774 х/1301-1373 м) сказал о нем:

ابن دقيق العيد هو الشيخ الإمام العلامة شيخ الإسلام قاضي القضاة أحد علماء وقته، بل أجلهم وأكبرهم علمًا ودينًا وورعًا تقشفًا ومداومة على العلم في ليلة ونهاره مع كبر السن والشغل بالحكم، وله التصانيف المشهورة، والعلوم المذكورة، ولد بمدينة ينبع من أرض الحجاز في يوم السبت الخامس والعشرين من شعبان سنة خمس وعشرين وست مائة، ونشأ بديار مصر، واشتغل أولا بمذهب الإمام مالك، ودرس فيه بمدينة قوص، ثم تمذهب للشافعي رحمه الله، حصل فيه الغاية دراية ونقلا وتوجيها، وبرع في علوم كثيرة لا سيما في علم الحديث، فاق فيه أقرانه، وبرز على أهل زمانه، ورحل إليه الطلبة من الآفاق، ووقع على علمه وورعه وزهده الاتفاق، وكانت وفاته يوم الجمعة الحادي عشر من شهر صفر سنة ثلاث وسبع مائة بالقاهرة، ودفن بالقرافة الصغرى.

«Ибн Дакик аль-Ид – шейх, имам, выдающийся ученый, шейх уль-Ислам, главный судья — один из ученых своего времени, даже более того самый выдающийся из них своими знаниями, религией, набожностью и отрешённостью. Постоянно занятый знаниями и вынесением решений днем и ночью вопреки своему преклонному возрасту. Он автор известных трудов. Родился в городе берущий начало в Хиджазе, в субботу 25-го Шабана 625 года, рос в Египте, вначале изучал маликитский мазхаб и обучался в городе Кус. Затем перешел на мазхаб аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, и достиг высокого уровня в понимании мазхаба, его передаче и правом на свое мнение в мазхабе (ваджх). Также искусно владел остальными науками, особенно в наукой хадиса, где превзошёл своих сверстников. Он превзошел тех, кто жил в его время, к нему потянулись студенты со всех концов. Все единогласно признали его знания, набожность и аскетизм. Умер он в пятницу 11-го числа месяца Сафар 703-го года в Каире и похоронен в «Карафату Сугра»».15

Имам Ибн Рифа аш-Шафии (645-710 х) сказал:

ولا يختلِف اثنانِ: أنّ ابنَ عبدِ السلامِ وتلميذَه ابنَ دقيقِ العيدِ بلَغا رُتبةَ الاجتهاد

«Не станут спорить два человека в том, что Ибн Абдуссалям и его ученик Ибн Дакик аль-Ид достигли иджтихада».16

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) пишет в «Дураруль-Камина»:

وَقَالَ البرزالي مجمع على غزارة علمه وجودة ذهنه وتفننه فِي الْعُلُوم واشتغاله بِنَفسِهِ وَقلة مخالطته مَعَ الدّين المتين وَالْعقل الرصين قَرَأَ مَذْهَب مَالك ثمَّ مَذْهَب الشَّافِعِي ودرس بالفاضلية فيهمَا وَهُوَ خَبِير بصناعة الحَدِيث عَالم بالأسماء والمتون واللغات وَالرِّجَال وَله الْيَد الطُّولى فِي الْأَصْلَيْنِ والعربية وَالْأَدب نَشأ بقوص وَتردد إِلَى الْقَاهِرَة وَكَانَ شيخ الْبِلَاد وعالم الْعَصْر فِي آخر عمره وَيذكر أَنه من ذُرِّيَّة بهز بن حَكِيم الْقشيرِي وَكَانَ لَا يُجِيز إِلَّا بِمَا حدث بِهِ 

وَقَالَ ابْن الزملكاني إِمَام الْأَئِمَّة فِي فنه وعلامة الْعلمَاء فِي عصره بل وَلم يكن من قبله من سِنِين مثله فِي الْعلم وَالدّين والزهد والورع تفرد فِي عُلُوم كَثِيرَة وَكَانَ يعرف التَّفْسِير والْحَدِيث وَكَانَ يُحَقّق المذهبين تَحْقِيقا عَظِيما وَيعرف الْأَصْلَيْنِ والنحو واللغة وَإِلَيْهِ النِّهَايَة فِي التَّحْقِيق والتدقيق والغوص على الْمعَانِي أقرّ لَهُ الْمُوَافق والمخالف وعظمته الْمُلُوك وَكَانَ السُّلْطَان لاجين ينزل لَهُ عَن سَرِيره وَيقبل يَده وَكَانَ صَحِيح الِاعْتِقَاد قَوِيا فِي ذَات الله وَلَيْسَ الْخَبَر كالعيان

وَقَالَ ابْن سيد النَّاس لم أر مثله فِيمَن رَأَيْت وَلَا حملت عَن أجل مِنْهُ فِيمَن رويت قَرَأت عَلَيْهِ جملَة من الْمَحْصُول وَكنت مستملي تصانيفه والمتصدر لافادته طلبته بدار الحَدِيث من جِهَته وَكَانَ للعلوم جَامعا وَفِي فنونها بارعاً وَلم يزل حَافِظًا لِلِسَانِهِ مُقبلا على شَأْنه ونفع نَفسه على الْعلم وقصرها وَلَو شَاءَ الْعَاد أَن يحصر كَلِمَاته لحصرها وَله تخلق وبكرامات الصَّالِحين تحقق وعلامات العارفين تعلق

«Аль-Барзали сказал: «В нем были объединены: обширные знания, превосходство соображения, мастерство в науках, работа над самим собой, редкая согласованность с верой, уравновешенный ум. Сначала изучал маликитский мазхаб, затем шафиитский. Учился у самых лучших учителей этих мазхабов. Был специалистом в области хадиса, знающим имена передатчиков, тексты хадисов, языки, а также знатоком в определении лжецов и доверенных [передатчиков]. Ему принадлежит большая заслуга в двух основах (усулюддин и усуль аль-фикх), в грамматике, литературе. Вырос в Кусе, затем отправился в Каир и был там шейхом государства, и к концу жизни стал ученым эпохи».

Ибн аз-Замалкани сказал: «Он был имамом над имамами в своей отрасли, ученым над учеными своей эпохи. До него даже не было подобного ему в вере, знании, аскетизме, набожности. Он был единственным во многих отраслях наук. Хорошо знал тафсир, хадис, детально изучал оба мазхаба обширным исследованием. Знал обе основы (усулюддин и усуль аль-фикх), грамматику, язык. Обладал большой заслугой в детальном изучении, уточнении, глубине смыслов. Одобряющий и противоречащий выражали ему признательность, его почитали правители. Султан Ляджин спускался с кресла и целовал ему руку. Он был человеком с правильным вероубеждением, сильным в знаниях о сущности Аллаха. Увиденное воочию не то, что услышанное.

Ибн Сайид ан-Нас сказал: «Мои глаза не видели подобного ему, и я не получал [знания] ни у кого величественнее чем он из тех, кто передавал мне [риваяты]. Я читал с ним одну часть из книги «Махсуль». Я был одним из тех, кто имел множество его трудов, и тем, кто получал пользу от них. Я получал знания от него в «Даруль-хадис». Он владел разными сферами наук, был способным, оберегал свой язык, работал над собой, брал пользу из знаний, ограничивал себя исключительно знаниями. Если бы кто-то решил перечислить все его достоинства, то он не смог бы остановиться [перечислив их все]. В нем проявились качества и чудеса праведных, а также признаки познавших Аллаха».17

Имам Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032-1089 х/1623-1679 м) сказал:

ويحكى أن ابن عبد السّلام كان يقول: ديار مصر تفتخر برجلين في طرفيها، ابن منير بالإسكندرية، وابن دقيق العيد بقوص.

«Передается, что Ибн Абдуссалам говорил: «Египет гордится двумя людьми со своих окраин: Ибн Муниром из Александрии и Ибн Дакиком из Куса»».18

 

  • 1.Передали Абу Дауд и ат-Тирмизи
  • 2.Использован материал с сайта assalam.ru
  • 3.Передали Абу Дауд, аль-Хаким, Ибн Асакир и другие.
  • 4.Таджуддин ас-Субки, «Табакат шафиийя аль-кубра», 9/209
  • 5.Аз-Захаби, «Сияр а`лям ан-нубаля», 14/203
  • 6.Аль-Манави, «Файдуль Кадир», 2/357
  • 7.Аль-Аджлуни, «Кашфуль Хафа», 1/244
  • 8.Ас-Сафади, «Аль-Вафи би аль-Вафайят», 4/140
  • 9.Аз-Захаби, «Тазкиратуль Хуффаз», 4/1482
  • 10.Аз-Захаби, «Му`джаму-ш-шуюху ль-кабир», 2/249
  • 11.Аль-Яфии, «Миръат аль-Джинан», 2/232
  • 12.«Тарих ибн аль-Варди», 2/244
  • 13.«Аль-Вафи биль-Вафийят», 4/138
  • 14.«Табакат шафиийя аль-кубра», 9/209
  • 15.Ибн Касир, «аль-Бидайя ва ан-Нихайя», 1/952
  • 16.Ибн Хаджар аь-Хайтами, «Тухфатуль Мухтадж», 10/109
  • 17.Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Дураруль-Камина», 5/349
  • 18.Ибн аль-Имад, «Шазарат аз-Захаби», 8/12