Вопрос:
01.02.13. Ассалям уалейкум ва рахматуллахи ва баракатух! Альхамдулилляхи — у меня родилась дочь! В связи с этим в благодарность Всевышнему Аллаху намереваюсь совершить жертвоприношение (акыка). Порядок жертвоприношение аналогичен Курбан-байраму? На основании изложенного прошу Вас разъяснить последовательность действий при совершении акыка, как правильно произнести намерение, какие слова необходимо произнести, а также что еще делается после рождения ребенка. с благодарностью и уважением Линар.
Ответ:
Уа алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатуху, Линар.
Поздравляем Вас с рождением дочери. Дети — это источник радости и украшения этого мира, дарованные Всевышним Аллахом родителям. Согласно сунне, после рождения ребенка желательно совершить следующее:
1) Прочесть азан в его правое ухо, а в левое камат. Абу Рафиъ (да смилуется над ним Аллах) рассказывал: «Я видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал азан в ухо Хасану ибн Али, когда его родила Фатима». (Абу Дауд 5105, ат-Тирмизи 1514.)
Делается это сразу, как только ребенок родился. Читать нужно не громко и не обязательно нараспев. Цель чтения азана заключается в том, чтобы первое, что мог услышать ребенок, придя в этот мир, били слова Единобожия, а так же для того чтобы отогнать шайтана. Ведь Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда читается азан для намаза, шайтан, чтобы не слышать его, поворачивается и убегает, испуская ветры….».
Если азан не был прочитан при рождении, то его можно прочесть, когда ребенку будут давать имя. Если азан не прочтут и тогда, то в этом нет греха.
2) Дать ребенку хорошее имя. Сделать это можно как в первый день, так и на седьмой день, после рождения. Как известно, имя человека — это его визитная карточка. По имени можно определить его род, национальность и вероисповедание. Поэтому подбирая имя ребенку, очень важно, чтобы оно не только красиво звучало, но и соответствовало этим критериям, и несло в себе достойное значение.
Здесь вся ответственность лежит на родителях. Передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «В Судный день Вас призовут по имени и по имени вашего отца. Поэтому давайте детям хорошие имена».
3) Согласно сунне, на седьмой день после рождения ребенка, в знак благодарности Аллаху, родителям желательно совершить жертвоприношение, заколов за мальчика двух баранов (овец или коз), а за девочку одного. Такое жертвоприношение называется акика. Если нет возможности, то за мальчика можно заколоть одного барана.
Совершение акикы желательно, но не обязательно. Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Каждый младенец заложник, который освобождается акикой на седьмой день его жизни». (Ахмад)
Животное должно соответствовать требованиям жертвоприношения на Курбан-айт. т.е. оно должно достичь годовалого возраста, быть полностью здоровыми и не иметь изъянов. Ниет необязательно произносить словами, достаточно намерения в сердце. Перед закалыванием следует сказать: «Бисмиллах, Аллаху Акбар «, а затем желательно добавить: «Это за сына (дочь) (назвать по имени) ради Твоего (О, Аллах!) довольства», и перерезать ножом шейные артерии животного.
Акику нельзя заменить выплатой в денежном эквиваленте. Необходимо совершить именно закалывание животного. Мясо от акики можно раздавать неимущим или же использовать для организации праздника, на который приглашаются родственники и друзья. Желательно часть раздать, а часть подать на угощение. Родителям ребенка, за которого совершается акика, дозволяется есть это мясо. Если родители не смогли совершить акику на седьмой день, то это можно сделать на 14 или на 21 день после рождения. Если не получилось и в эти дни, то можно в другие, как будет удобно родителям.
4) Побрить голову ребенку. На седьмой день после рождения ребенка, независимо от того мальчик это или девочка, желательно побрить ему голову. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «За каждого новорожденного следует приносить жертву (акика) на седьмой день после его рождения, а также побрить ему голову и дать ему имя». (Ибн Маджа 3165. Хадис достоверный. См. «Мишкатуль-Масабих» 4153).
Брить нужно всю голову, начиная справа. Некоторое родители не выполняют эту сунну из-за боязни поранить дитя. Но следует знать, что бритье головы полезно для ребенка. Во-первых, это стимулирует рост новых, более крепких волос. Во-вторых, младенец не будет чувствовать дискомфорта, его голова не будет чесаться и потеть.
После этого желательно взвесить сбритые волосы ребенка, и выплатить милостыню в соответствии со стоимостью золота или серебра такого же веса. Сообщается, что когда родился аль-Хасан, внук Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своей дочери Фатиме, да будет доволен ею Аллах: «Побрей его голову, и дай в качестве подаяния серебро, вес которого равен весу его волос». (Ахмад 6/390, аль-Байхакъи 9/304).
5) Также, на седьмой день после рождения мальчика, можно совершить обрезание. Как известно, обрезание является полезной процедурой, поскольку предотвращает развитие многих заболеваний, требующих хирургического вмешательства. Например, фимоза и парафимоза (сужение крайней плоти), а также некоторых раковых заболеваний.
Обрезание является сунной большинства Пророков, да благословит их Аллах и приветствует. Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил жертвоприношение (акику) за Хасана и Хусейна, и сделал им обрезание на седьмой день (с момента рождения)». (ат-Табарани в «ас-Сагъире» 2/122, аль-Байхакъи 8/324).
Если не получилось совершить обрезание на седьмой день, то можно это сделать и позже, но лучше до того времени, когда ребенок станет совершеннолетним.
Источник: azan.kz
: أولا — ذكر الإمام ابن عابدين في حاشيته:
(…. ثُمَّ يَعِقُّ عِنْدَ الْحَلْقِ عَقِيقَةً إبَاحَةً عَلَى مَا فِي الْجَامِعِ الْمَحْبُوبِيِّ ،
أَوْ تَطَوُّعًا عَلَى مَا فِي شَرْحِ الطَّحَاوِيِّ ،
وَهِيَ شَاةٌ تَصْلُحُ لِلْأُضْحِيَّةِ تُذْبَحُ لِلذَّكَرِ وَالْأُنْثَى سَوَاءٌ فَرَّقَ لَحْمَهَا نِيئًا أَوْ طَبَخَهُ بِحُمُوضَةٍ أَوْ بِدُونِهَا مَعَ كَسْرِ عَظْمِهَا أَوْ لَا وَاِتِّخَاذِ دَعْوَةٍ أَوْ لا ).
ثانيا — يجوز اشتراك أكثر من شخص في البدنة الواحدة بشرط أن يكون الجميع قاصدا القربة فإن تخلفت نية أحدهم كأن أراد اللحم فقط لم يصح.
والله تعالى أعلم.
عند الحنفية:
المباح: هوما خيَّر الشارعُ المكلَّف بين فعله وتركه، ولا يلحقه مدح ولا ذم شرعي بفعله وتركه.
أما التطوع: فهو التبرُّعُ، وهو التقرُّبُ إلى اللهِ تعالى بما ليس بفَرضٍ من العباداتِ.