Имам Абу Джафар ибн Мухаммад ибн Саляма аль-Азди аль-Хаджри ат-Тахави родился в деревне Таха в Египте. Его предки, родом из Йемена, переселились в Египет после того, как тот стал частью халифата. Есть разные мнения насчет даты рождения имама – 229/843, 230/ 844, 238/852 и 239/853 года упоминаются у разных биографов. Ас-Самани, да помилует его Аллах, утверждает, что он родился в 229-м году, и это верное мнение. Умер он в Египте в 321/933.
Его кормилицей была супруга великого мухаддиса Абу Мусы аль-Мисри – одного из учителей Абу Давуда и Насаи. Первым его учителем стала мать. Она была знающей женщиной, непосредственно училась у имама аш-Шафии. Ее брат, имам аль-Музани , известен как самый влиятельный сторонник шафиитского мазхаба в Египте и лучший ученик имама аш-Шафии, поэтому в книгах она фигурирует либо как Ухт Мизани, либо как Умм Тахави. Так же, как и ее брат, она посещала уроки имама Шафии и даже стала всесторонне образованным ученым определенной значимости в шафиитском мазхабе.
Имам ас-Суюти, да помилует его Аллах, пишет о ней:
«Она посещала кружок имама аш-Шафии, и имам Рафии ссылается на нее в разделе о закяте. Также о ней упоминают Субки и Аснави в сборнике биографий ученых-шафиитов».
Неудивительно, что, окруженный такими людьми, имам ат-Тахави, да будет доволен им Аллах, был склонен к изучению религиозных наук еще в детстве. Еще ребенком он выучил весь Коран наизусть и посещал уроки своего отца, а затем и других ученых.
Имам Тахави глубоко изучал хадис и фикх, его считали одним из величайших мухаддисов и факихов своего времени. Абу Исхак аш-Ширази, рахимахуллах, пишет, что он был последним имамом ханафитского фикха в Египте .
Он начал изучать шафиитский фикх под руководством дяди (брата матери) имама аль-Музани, да будет доволен им Аллах, затем принялся за изучение ханафитского мазхаба под руководством шейха Абу Джафара Ахмада ибн Аби Имрана , который впоследствии стал главным кади Египта в 270/883.
В 268-м (882) году ат-Тахави направляется в Сирию для дальнейшего изучения ханафитского фикха и становится учеником кади Абу Хазима Абдуль-Хамида ибн Джафара, который на тот момент был главным судьей Сирии .
Он брал хадис у большого числа шейхов, особенно тех, кто посещал Египет в то время. У него также было много видных учеников.
Имам ат-Тахави провел всю свою жизнь, преподавая и составляя книги. Только недавно была найдена часть его огромного труда по тафсиру. Лишь его работы по ихтиляфу, по сообщению его биографов, составляют 130 томов. К сожалению, они не дошли до наших дней. Однако часть этого труда в сокращенном варианте, которую сделал великий алим-ханафит и муфассир Абу Бакр аль-Джассас (умер в 370/981), сохранилась в рукописном виде в Стамбуле.
Он написал труд по классификации хадисов, а также сборник хадисов, которые он заучил от своего дяди — имама аль-Музани — под названием «Сунан аш-Шафии». Он также автор известного труда «Шарх маани аль-асар» — комментария ко всем хадисам, относящихся к вопросам фикха.
Самая важная из его работ по фикху — это, пожалуй, «Мухтасар», к которому ученые-ханафиты написали несколько подробных комментариев.
Самым же известным из его трудов стала работа по акыде «Баян ас-Сунна валь-Джамаа», известная как «Акыда ат-Тахавийя». Это небольшой по объему, но огромный по важности текст на все времена, перечисляющий все то, что должен знать и во что должен верить каждый мусульманин.
«Акыда ат-Тахавийя» содержит положения, насчет которых нет разногласий ни среди сподвижников, ни среди табиинов, ни среди великих ученых исламского мира, таких как имамы четырех мазхабов и их значимые последователи. Принципы, которые перечисляет имам ат-Тахави, целиком и полностью взяты из первоисточников нашей религии: Благородного Корана и достоверных хадисов.
Почему следует читать «акыду» имама ат-Тахави ? 1. Первой причиной является тот факт что эта книга одна из самых ранних текстов по вероубеждению которая достоверно дошла до нас. И в ней автор приводит основы вероубеждения Ахлю Cунна . 2. Автором этой книги является один из величайших ученных уммы живший в первые 3 века, современниками которого являлись имам аль-Бухари, Муслим, аль-Музани (ученик аш-Шафии) который являлся его дядей и у кого он брал знания. 3. Также одной из причин является тот факт что убеждения изложенные в этой книге исповедовал один из Факихов Уммы за которым уже 14 веков как следуют мусульмане имам Абу Ханифа и его ученики.
Имам Абу Джафар ат-Тахауи аль-Ханафи великий учёный мухаддис
Имам учился у всех авторитетов по хадисам, живших в его время.
Аль-Бадр аль-Айни сказал, что когда умер Ахмад ибн Ханбаль, юному ат-Тахауи было 12 лет. Когда скончался аль-Бухари, ему было 27 лет. Когда же умер Муслим, ему было 32 года. Когда же ушел из жизни ибн Маджа, он достиг 44 лет. В то время, когда умер Абу Дауд, ему исполнилось 46 лет. Когда умер ат-Тирмизи, ему было 59 лет. Когда же скончался Насаи, он достиг 74 лет.
Шейхуль Ислам аль-Каусари аль-Ханафи также передает это, добавляя, что по единогласному мнению ученых, он соединил в себе знания о хадисах и исламском правоведении (фикхе).
Имам аль-Каусари пишет, что этого мнение придерживались такие учёные как имамы аль-Айни, аз-Захаби и другие, и что лишь ибн Таймия единственный, кто сказал, что имам ат-Тахауи не был знатоком хадисов, но ибн Касир в своей книге «Аль-Бидайа уа-н-нихайа» опроверг это и сказал: «Он – один из надежнейших и авторитетных передатчиков, и один из великих знающих наизусть хадисы».
Имам аль-Каусари называет вердикт ибн Таймийи «еще одной из его случайных спекуляций». Он говорит: «Никто не сомневался в знаниях ат-Тахауи о слабых хадисах (или хадисах с дефектами), кроме того, личные дефекты которого неизлечимы, и пусть Аллах спасет нас от такого» .
? См. Каусари. «Макалят». С. 5 00