[Махмуд Шакир] говорит[1]:
«Во времена своей молодости, в начале пути получения знаний я прочитал
предисловие шейха Рашида Рида к «Асрар аль-баляга» и обнаружил в этой книге
упрек в адрес труда ас-Саккаки, а потом и порицание книг ас-Саада ат-Тафтазани и
его пояснений к книге «Тальхис аль-мифтах» аль-Хатыба аль-Кизвини, о которых он
сказал: «Мертвые знаки, которые по невежеству были названы знанием»[2].
Я также ознакомился с книгой «Ат-Тальхис фи улюм аль-баляга», которую прокомментировал
устаз Абдур-Рахман аль-Баркуки, и увидел, как он в предисловии тоже обвиняет ас-Саккаки
теми же словами, что и шейх Рашид, а затем он[3] пишет о достоинствах шейха Абдо:
«И так было долгое время, пока не появился в этом веке имам, которого воспитывал
сам Аллах и которому внушил в виде Откровения полезное знание, поддержав его
знамениями истины, имам, которого Аллах послал как милость для языка и
религии…»[4]
[Устаз Махмуд Шакир продолжает]:
«И я не переставал задавать вопросы себе и тем, кто был старше меня и застал время,
когда я еще не родился, и я узнал, что сказанное Рашидом Рида и аль-Баркуки
повторяет то, что сказал Мухаммад Абдо про книги, которые преподавались
студентам в Азхаре, и они приняли эти слова без анализа и исследования.
И само это качество не является признаком людей знания. Это лишь поспешность и
пустословие. Такое отвержение этих книг приведет к презрению, будет отталкивать
от этих книг и в итоге выльется в издевательство над их авторами»[5].
Критика шейха Абдо не ограничилась книгами по риторике — его порицание обрушилось на
все книги, которые преподавались в Азхаре: по фикху, грамматике и по другим наукам в
области арабского языка и религии. Его критика распространилась, ее разнесли языки
слабейших студентов Азхара, окружавших его, и другие группы.
И это стало первой трещиной в исламском наследии и первым призывом к отказу от длинной
истории написания книг и от всего, что написали наши поздние ученые. Студенты стали
говорить о таком полном отказе, и это впиталось в их сердца, которые были молоды и не
способны отличить истину от ошибки… И это привело к издевательству над наследием, а
издевка — это глубинная болезнь, которая закрывает все пути к знанию и пониманию[6].
[1] С. 17-29. И я советую читателю прочитать все это полностью. Может быть, я приведу
эти слова полностью по другому поводу.
[2] «Асрар аль-баляга» и «Даляиль аль-иджаз» имама Абдуль-Кахира аль-Джурджани – это
два первоисточника в науке красноречия. Имам ас-Саккаки сократи и систематизировал
эти две книги, а потом был написан краткий матн «Талхис аль-мифтах» аль-Кизвини,
который стал основным текстом по арабской риторике. И к нему написали много
комментариев, но самый известный из них – это «Аль-Мутавваль» имама ат-Тафтазани,
который затем его тоже сократил и назвал «Мухтасар аль-маани». Эти книги легли в
основу преподавания арабской риторики, но они были написаны сложным языком, в них
использовалось большое количество терминов из области логики, что осложняло их
изучение. А устаз Махмуд Шакир пишет о том, как его современники критиковали эти
книги. Прим. Абу Али.
[3] То есть аль-Баркуки. Прим. Абу Али.
[4] Пусть читателя не удивляет то, в какой порицаемой манере человек этой школы хвалит
другого. То, как аль-Баркуки хвалит своего шейха Мухаммада Абдо, — ничто по сравнению
с тем, как Мухаммад Абдо хвалит своего шейха аль-Афгани: «Он обладал такой
способностью убеждать, что мог заставить ангелов сомневаться в Том, Кому они
поклонялись, и пророков в своем Откровении». Астагфируллах!
Можете посмотреть на эти слова, выведенные его почерком в книге «Манхадж аль-
мадраса аль-аклия» Фахда ар-Руми (1:159).
[5] Это очень важное наставление для студента, чтобы не совершить такую же ошибку.
Как же наша молодежь нуждается в этом совете!
[6] Это удивительные слова! В них раскрыта суть болезни и причины ее появления. Я
надеялся, что устаз более подробно растолкует свои слова, о чем просил его по телефону,
но он, да помилует его Аллах, ушел из жизни, прежде чем успел это сделать.