Автор: Имам Хафиз Джалалуддин ас-Суюты
بسم الله الرحمن الرحيم
والحمد لله رب العالمين
والصلاة والسلام على أشرف الأنبياء والمرسلين
سيدنا محمد وعلى آله وصحبه أجمعين
Вся хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину (саййидина) Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
Имам хафиз Джалалуддин ас-Суюти, рахимахуллах, написал статью под названием «Благие намерения в проведении мавлида». Она издана и находится в его собрании фетв «Хави лиль-Фатава». Ниже мы кратко изложим её содержание.
Вопрос: как относится Шариат к проведению мавлида в месяце Раби уль-Авваль? Одобряется это или нет? И будет ли воздаяние тому, кто устраивает мавлид?
Ответ:
В основе мавлида – собрание людей, чтение Корана, повествование о знаменательных событиях, произошедших на рассвете пророческой миссии Посланника Аллаха и о знамениях, которые можно было наблюдать в ночь его рождения. Затем собравшихся угощают. Празднование дня рождения Пророка относится к благим новшествам, за которое люди получают вознаграждение, ведь такими мавлидами мы возвеличиваем Пророка и выражаем радость по поводу его рождения.
Далее имам Суюти, рахимахуллах, приводит слова шейха аль-Факихани, рахимахуллах, – одного из поздних маликитских учёных, который не одобрил проведение мавлидов, назвал их порицаемым новшеством и сказал, что проведение мавлидов не основано на Коране и Сунне. Имам Факихани, в свою очередь, приводит слова имама Абу Амра ибн аль-‘Аля, рахимахуллах:
«Месяц, в котором родился Пророк , – это месяц, в котором он и покинул наш мир, поэтому радость не предпочтительней скорби».
Имам Суюти отвечает на слова: «Я не знаю основы для мавлида ни в Коране, ни в Сунне…»:
«Отсутствие знаний не значит, что основы нет, ведь имам хафиз ибн Хаджар Аскаляни, рахимахуллах, сказал, что мавлид основан на Сунне. А я нашел ещё одно основание, о котором и пойдёт речь».
На слова: «…мавлид – это новшество, привнесённое бездельниками, а не исламскими учеными», – имам Суюти, рахимахуллах, отвечает:
«Празднование мавлида ввёл Музаффар1 – правитель местности Ирбиль. Он был богобоязненным и религиозно образованным человеком, который стремился приблизиться к Всевышнему Аллаху. На этом празднике вместе с ним присутствовало много учёных и праведников, и никто из них не выступил против этого. Говорится, что ибн Дихья2 одобрил его и написал об этом книгу. Все учёные, одобрившие мавлид, были очень набожными».
Имам Суюти, рахимахуллах, комментирует слова шейха аль-Факихани, рахимахуллах: «…(мавлид) не является желательным (мандуб)»:
«Иногда желательное действие (мандуб) основано на прямом (открытом) тексте, а иногда на аналогии (кыяс). В Сунне нет прямого доказательства, однако мы можем найти его через аналогию (кыяс), используя два основания, о которых мы поговорим чуть позже».
Далее имам Суюти отвечает на слова: «Он не может быть дозволен…»:
«Нововведения могут быть не только запретными и нежелательными. Они также могут быть и дозволенными, и желательными, и обязательными».
Имам Навави, рахимахуллах, пишет в «Тахзиб аль-асма ва ллюгат»:
«Нововведение в Шариате – это введение в практику того, чего не было прежде, во времена Пророка . Они делятся на дозволенные и порицаемые».
Шейх Иззуддин ибн Абдуссалям, рахимахуллах, в книге «Кава’ид» пишет:
«Новшества подразделяются на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные и запретные. Определить, к какой из вышеперечисленных разновидностей относится то или иное новшество, можно, сопоставив его с основными положениями Шариата. Новшество, которое соотносится с обязательным положением, также становится обязательным (например, написание книг) и т. д.».
Имам аль-Байхаки, рахимахуллах, в книге «Манакиб аш-Шафии» приводит слова имама Шафии, рахимахуллах:
«Есть два вида нововведений: те, которые противоречат Корану, Сунне и единогласному мнению ученых (иджма), ведут к заблуждению; нововведения же, не противоречащие этим основам, одобряются».
Затем имам Суюти отвечает на слова: «…это месяц, в котором Пророк и покинул наш мир»:
«Рождение Пророка – это величайшая милость для нас, а его смерть – огромное горе. Шариат призывает нас благодарить за блага и терпеливо переносить беды. Нам также велено совершать жертвоприношение по случаю рождения ребенка (акыка), выражая таким образом радость и благодарность Аллаху за новорожденного. Однако мы не должны совершать ни жертвоприношение, ни что-либо другое из перечисленного из-за чьей-либо смерти. Более того, нам даже запрещено чрезмерно оплакивать покойного».
Далее имам Суюти, рахимахуллах, приводит слова ибн Хаджара аль-Аскаляни, рахимахуллах, о проведении мавлида:
«Празднование мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу салих), но вместе с этим оно заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при праздновании дня рождения Пророка остерегаться всего запретного, то следует относиться к мавлиду как к благому новшеству. В противном же случае, мавлид порицается. Я нашёл достоверный источник-доказательство (основу) для проведения мавлида, а именно хадис, приводимый в двух сахихах (Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает о том, что, когда Пророк прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: «Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу, алейхи ссалям. Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю». Этот факт свидетельствует о том, что можно выражать благодарность за оказанные Аллахом милости и отведенные Им беды. А что может быть величественнее дня, в котором появился на свет Пророк милости ?»
Имам Суюти, рахимахуллах, продолжает: «Я нашёл ещё одно доказательство мавлиду. Это хадис, который приводит имам аль-Байхаки, рахимахуллах, от Анаса, разы Аллаху анху, что Посланник Аллаха совершил жертвоприношение за себя после ниспосланного ему Пророчества, хотя его дедушка Абдуль Мутталиб совершил его на седьмой день жизни Пророка а акыка не повторяется. Пророк повторил его, потому что хотел выразить благодарность Аллаху за то, что был ниспослан как милость мирам, и за почёт к его общине.
Также я прочёл слова имама хафиза Шамсуддина ибн Джазари, рахимахуллах, в книге «’Араф ат-та’риф фи мавлид аш-шариф»:
«После смерти Абу Ляхаба его видели во сне и спросили, где он. Он ответил: «В Аду, но мне облегчается наказание каждый понедельник за то, что я обрадовался, услышав о рождении Мухаммада»».
Хафиз Шамсуддин ибн Насыруддин ад-Димашки, рахимахуллах, сказал:
«Если этому неверному, который опорочен в Коране и которому обещаны вечные муки, наказание облегчается каждый понедельник только из-за того, что он обрадовался рождению Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, то, что ждёт мусульманина, который верует в Единого Бога (муваххида3) и всю свою жизнь радуется рождению Пророка ?!»
Слова имама Суюти, рахимахуллах, завершились.
1.
Ибн Касир в своей книге «Аль-бидая ван-нихая» описывает Музаффара (полное имя – Абу Саид ибн Зайнуддин Али) как одного из самых щедрых и славных правителей. Он выделяет такие его качества, как храбрость, справедливость, религиозная образованность. Каждый год в месяце Раби уль-Авваль он проводил торжества по случаю дня рождения Пророка , то есть мавлид.
Шейх Абу Хаттаб ибн Дихья написал книгу о мавлиде, которую назвал «Аттанвир филь мавлиди аль-башир ван-назир», и подарил её Музаффару, за что тот вознаградил его тысячей динаров. Он (Музаффар) участвовал в осаде крепости Акка, занятой крестоносцами, выкупил из плена мусульман , общее количество которых достигло шестидесяти тысяч. Его жена -Рабиа Хатун бинт Айюб — рассказывала, что Музаффар раздавал свое имущество бедным, а сам ходил в рубахе, которая стоила 5 дирхамов. Замуж за него её выдал Салахуддин аль-Аюби (её брат).
2.
В своей книге «О смерти избранных» Ибн Хилликан, рахимахуллах, изложил биографию Аль-Хафиза ибн Дихья, рахимахуллах, где написал, что тот был одним из известных и высокочтимых учёных. Он посетил Сирию и Ирак. Ибн Дихья прибыл в Ирбиль в 604 г. хиджры и стал свидетелем того, как правитель Музаффар отмечал мавлид. Он написал книгу о мавлиде и прочел её королю. Его наградили тысячей динаров. Музаффар разрешил читать эту книгу вслух во время мавлида.
3.
Муваххид – тот, кто исповедует таухид (Единобожие). Таухид – убеждённость в том, что Аллах Един в Своей сущности, атрибутах и действиях.
Хафиз Суюти родился в понедельник вечером в месяце раджаб в 849 г. по хиджре что соответствует сентябрю 1445 г. по христианскому летоисчислению, в г. Каир, полное имя Абдуррахман ибн Абу Бакр ибн Мухаммад Аль-Хузайри.
Ас-Суюти, родился в очень религиозной и ученой семье, отец его был крупным и авторитетным ученным, когда он скончался ему было 6 лет, не достигнув и восьми лет он выучил Коран наизусть, в том же возрасте он выучил наизусть несколько книг по фикху, усулу и хадису.
О Суюти заботились несколько ученных из товарищей его отца, особое влияние на него оказал ханафитский ученный Камаль ибн Химам, который являлся на то время одним из выдающихся факихов, влияние Камаля на него было велико в особенности это проявлялось в отчуждении от султанов и представителей власти. Имам Суюти много путешествовал ради науки и знаний, затем преподавал «хадис» в медресе «Шайхунийя» , по достижению сорока лет он всецело посвятил себя поклонению и сочинению книг.
Ибн Ияс в своей книге «история Египта» упоминает что Суюти написал 600 книг и посланий, в области фикха, тафсира, хадиса, усуль, грамматики, красноречия, суфизма, истории, адаба и т.д. Великий ученый Ассуюти (да будет доволен им Аллах) покинул этот мир 19 джумад аль-уля, 911 г. по хиджре, соответственно 20/10/1505 г. по христианскому летоисчислению.