Термины и положения, принятые в мазхабе Ханафи
1. При упоминании сообщений термином «Захиру-р-Риваййа», следует понимать, что эти сообщения исходят от трех главных Имамов мазхаба:
Имама Абу Ханифа, Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада аш-Шэйбани.
2. Термины, которые используются без упоминания имени, подразумевают:
«Имам» — Имама Абу Ханифа.
«Шейхайн» – Абу Ханифа и Абу Йусуф.
«Тарафейн» – Абу Ханифа и Мухаммад.
«Имамейн»; «Сахабейн» – Абу Йусуф и Мухаммад.
«Ас-Сани» – Абу Йусуф.
«Ас-Салис» – Мухаммад.
«Асхабуна» — Имамы Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шэйбани.
«Мэшайых» – Имамы мазхаба, жившие после Имама Абу Ханифа.
«Мутекаддимун» – Имамы – ученые по Религиозному Праву (Фикху), жившие до имама Шэмс-уль-Аимма аль-Халвани (ум. в 465/1063).
«Мутеаххырун» – Имамы — Правоведы, жившие после имама Шэмс-уль-Аимма аль-Хальвани (ум. в 465/1063) и до имама Хафиз-уд-Дина аль-Бухари (ум. в 693/1038). К ним относятся: Абу Зайд ад-Дэбуси (430/1038); Аль-Паздави (482/1089); Ас-Сэрахаси (490/1097); Аль-Касани (587/1191); Аль-Баджи (474/1081) и Ибн-и Рушд аль-Хафид (520/1081). (IAk:131).
3. В мазхабе принято положение, при котором муфтии могут давать фетвы лишь на основе согласованного мнения упомянутых трех Имамов по сообщениям «Захиру-р-Риваййа». При наличии разного подхода Имамов к данному вопросу, фетва дается лишь по Иджтихаду (мнению) Имама Абу Ханифа.
При расхождении слов Имама А’зама с согласованным мнением имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шэйбани, можно пользоваться утверждениями любой из сторон, но только в случае затруднений.
Муфтий не может давать фетвы, не согласующиеся с трудами ни одного из этих муджтахидов! Такие разъяснения не могут считаться фетвами школы Имама А’зама Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах.
4. Фетвы мазхаба дают с соблюдением уровня муджтахидов:
Вначале ищут ответ в соответствии с мнением Имама Абу Ханифа. Если этот вопрос Имамом не рассматривался, то смотрят на иджтихад Имама Абу Йусуфа. Затем уже обращаются к иджтихаду Имама Мухаммада аш-Шэйбани, затем – Имама Зуфара, затем — Имама Хасана б. Зийада, да будет милостив к ним Аллах!
При стесненных обстоятельствах, муфтий может давать фетву по иджтихаду любого из пяти упомянутых имамов, входящих в высший ряд муджтахидов мазхаба, не соблюдая субординацию.
Хвала Аллаху Господу миров!
Абу Асад аль-Ханафи.
1. При упоминании сообщений под термином «Захиру-р-Риваййа», следует понимать, что эти сообщения исходят от трех главных Имамов мазхаба: Имама Абу Ханифы, Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада аш-Шайбани.
2. Термины, которые используются без упоминания имени, подразумевают:
«Имам» — Имам Абу Ханифа.
«Шейхайн» – Абу Ханифа и Абу Йусуф.
«Тарафейн» – Абу Ханифа и Мухаммад.
«Имамейн»; «Сахабейн» – Абу Йусуф и Мухаммад.
«Ас-Сани» – Абу Йусуф.
«Ас-Салис» – Мухаммад.
«Асхабуна» — Имамы Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шайбани.
«Машайых» – Имамы мазхаба, жившие после Имама Абу Ханифы.
«Мутакаддимун» – Имамы-ученые по Религиозному Праву (Фикху), жившие до имама Шамс-уль-Аимма аль-Халвани (ум. в 465/1063).
«Мутааххырун» – Имамы-Правоведы, жившие после имама Шамс-уль-Аимма аль-Хальвани (ум. в 465/1063) и до имама Хафиз-уд-Дина аль-Бухари (ум. в 693/1038). К ним относятся: Абу Зайд ад-Дабуси (430/1038); Аль-Паздави (482/1089); Ас-Сарахаси (490/1097); Аль-Касани (587/1191); Аль-Баджи (474/1081) и Ибн-и Рушд аль-Хафид (520/1081). (IAk:131).
3. В мазхабе принято положение, при котором муфтии могут давать фетвы лишь на основе согласованного мнения упомянутых трех Имамов по сообщениям «Захиру-р-Риваййа». При наличии разного подхода Имамов к данному вопросу, фетва дается лишь по Иджтихаду (мнению) Имама Абу Ханифы.
При расхождении слов Имама А’зама с согласованным мнением имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шайбани, можно пользоваться утверждениями любой из сторон, но только в случае затруднений.
Муфтий не может давать фетвы, не согласующиеся с трудами ни одного из этих муджтахидов! Такие разъяснения не могут считаться фетвами школы Имама А’зама Абу Ханифы, да будет милостив к нему Аллах.
4. Фетвы мазхаба дают с соблюдением уровня муджтахидов:
В начале ищут ответ в соответствии с мнением Имама А’зама Абу Ханифы. Если этот вопрос Имамом не рассматривался, то смотрят на иджтихад Имама Абу Йусуфа. Затем уже обращаются к иджтихаду Имама Мухаммада аш-Шайбани, затем – Имама Зуфара, затем — Имама Хасана б. Зийада, да будет милостив к ним Аллах!
При стесненных обстоятельствах, муфтий может давать фетву по иджтихаду любого из пяти упомянутых имамов, входящих в высший ряд муджтахидов мазхаба, не соблюдая субординацию.
Хвала Аллаху Господу миров!
Из книг: «Tamİlmihal»- M. Sıddık G. 1996, İstanbul; «Ibn-I Abidin (Fihrist, TerimlerSozluguveKaynaklari)» — (IAk) – Istanbul, 1980.
(Абу Асад аль-Ханафи, «Ахлю-с-Сунна вальДжама’а»)
[В книге «Улема-уль-муслимин…», изданной в Стамбуле, Абдулваххаб Шаьрани (ум. в 973/1565) пишет:
«При работе над своей книгой «Адиллат-иль-мазахиб» я внимательно изучил иджтихад Имама Абу Ханифы и его учеников. В результате этих исследований я пришёл к выводу, что все труды этих великих учёных опираются на айаты Корана, на Хадисы, или на согласованное мнение сподвижников Пророка Аллаха. Такие муджтахиды как Имам Малик, Имам Шафии, Имам Ханбали и другие давали восторженную оценку трудам Имама Абу Ханифы. Следовательно, не стоят и ломаного гроша рассуждения некоторых, с позволения сказать «учёных», которые не смогли по достоинству оценить огромное значение трудов великого Имама… Сравнивать труды этих критиков с работами Имама, всё равно, что сравнивать сочинения школьника с трудами профессора. Если они «звёзды», то Имама можно сравнить с «солнцем» на научном небосклоне. И при свете Абу Ханифы, да будет на него милость Аллаха Тааля, эти «звёзды» становятся просто невидимыми».
Один из современников Имама Абу Ханифы Абу Мути свидетельствует:
«Как-то раз, когда мы вместе с Имамом были в мечети в городе Куфе, к нам подошли учёные Суфьян Саури, Имам Мукатил, Хаммад бин Салама, Имам Джафар Садык и другие (да будет милостив к ним Аллах) и обратились к Имаму со словами: «Мы слышали, что ты пользуешься знаниями, полученными путём сопоставления аналогий. Не слишком ли это опасно. Ведь первым, кто начал делать сопоставления, был Иблис». Это было сразу после утренней молитвы. Так вот, Абу Ханифа вплоть до полуденной молитвы отвечал на их вопросы. Разъяснял способы получения им скрытых знаний. Рассказал об основных методах, применяемых в его школе. Он говорил:
«Ответ на поставленный вопрос в начале я ищу в Благородном Коране. Не найдя там, ищу в Хадисах, мною собранных. Не найдя и там, смотрю, каково было согласованное мнение сподвижников по этому вопросу. Если этот вопрос ими обсуждался, и они не пришли к согласованному мнению, то опираюсь на мнение большинства из них. Если и этого нет, то только в этом случае решаюсь на использование аналогий – аль-Кыяс».
В подтверждение сказанному он привёл множество примеров. После этого они все встали и начали пожимать ему руки, признали его главой учёных и просили прощения за то, что ,возможно, огорчили по незнанию. На что он им ответил: «Да простит Аллаху Тааля и меня и вас».
[«Mizan-ül-kübra»-Абдулваххаб Ша’рани.]