بِسْمِ اللهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيْمِ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Намаз – это второй основной столп ислама, являющийся самым великим и наилучшим поклонением. В День Суда в первую очередь будет спрошено о намазе. Намаз не разрешается пропускать ни в путешествии, ни дома, ни в молодости, ни в старости, ни будучи здоровым, ни больным, ни в состоянии мира, ни в страхе, ни в коем случае. Намаз – это преграда между куфром и исламом, он является отличительной чертой между верующим и неверующим.
Это важное поклонение требует от нас, чтобы его совершали правильно, соблюдая его требования и порядок. Если читать намаз, не выполняя его требований, и неправильным образом, то есть опасность, что вместо причины довольства Аллаха, он может стать грехом и бременем.
Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
صلوا كما رأيتمونى اصلى
«Читайте намаз так, как вы видели меня, читающим намаз». (Бухари т.1, стр.88).
Как читал намаз Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)? Данная книга является подробным ответом на этот вопрос.
Нельзя читать намаз, как хотим, а надо читать его так, как показал Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) на своём примере. Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) тот же, который следует из Корана, потому что вся жизнь Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) являлась образцом Корана. Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) тот же, который следует из хадисов, первым передатчиком которых является благословенная и священная группа сахабов (радиаллаху ‘анхум). Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) тот же, который подтверждается жизнью сахабов (радиаллаху ‘анхум), потому что они жили по тому образу, который называется «усвай расуль» (образ жизни Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)).
Имеется много книг о намазе и как его читать, поэтому не было необходимости в новой книге по этой теме. Но в этом ряду данная книга выделяется среди остальных тем, что в ней о намазе Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) рассказано не из книг по фикху, а из аятов Корана и достоверных хадисов. И утверждение о том, что фикх ханафи точно соответствует Корану и хадису, имеет основательные доказательства. Поэтому для людей, которые злятся, услышав слово «фикх», приведены отличные и золотые доказательства, которые обратятся к их разуму и успокоят их сердца. И чтобы можно было остановить усилия так называемых авторов, которые при помощи своих книг и заявлений постоянно пропагандируют, что их способ намаза доказан из достоверных хадисов, а у имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейхи) и его товарищей, кроме письменного изложения фикха, ничего нет.
В этой книге автор, для того чтобы объяснить какой-нибудь вопрос, если есть соответствующий аят Корана, привёл аят Корана, потому что согласно принципам фикха ханафи, для вывода заключения Коран стоит впереди хадиса, а не наоборот. Но если нет аята Корана, касающегося этого вопроса, то ясно, что в этом случае в доказательство будет приведён достоверный хадис, а если о каком-либо вопросе имеются несколько хадисов, противоречащих друг другу, тогда высказывания и практика первых передатчиков религии сахабов (радиаллаху ‘анхум) станут причиной предпочтения одного хадиса над другими.
Данные принципы фикха ханафи имеют настолько высокую степень, что самый упорствующий не сможет отказаться от них, а также не сможет привести принципы лучше.
Для объяснения вопроса не ссылались на какую-нибудь книгу по фикху ханафи. Конечно же, в некоторых местах приведены краткие обзоры и наблюдения из книг по мазхабам маликитов, шафи‘итов и ханбалитов, для того чтобы бы это стало причиной большего усилия и укрепления.
На учёных-ханафитов ссылались в тех вопросах, в которых противники приписали им неправильные вопросы, поэтому, кроме разоблачения их обмана, осведомляли читателей о планах противников.
Для единогласных вопросов удовлетворились одной или двуми ссылками, а для спорных вопросов и, особенно, в которых имеется сильное разногласие, например, «кыраат хальфаль имам» (чтение «Фатихи» за имамом), «рафа‘ ядейн» (поднимание рук), «амин» вслух или про себя, количество рака‘атов таравих и т.д. постарались привести много ссылок.
Настоящим поводом составления этой книгой являются те наши товарищи разных регионов Индии, которых тревожат заявления пропагандистского характера одной определенной группы. Уважая их настойчивость и жажду, была составлена эта книга, чтобы благочестивые рабы Аллаха были осведомлены о сути этих заявлений и о неверности их пропаганды, и чтобы они остерегались тех, кто создаёт почву для взаимной ненависти и вражды.
За особую помощь в предоставлении книг выражаю искреннюю благодарность уважаемому Маулане Махфузур-Рахману Мифтахи, учителю «Джами‘а Мифтахуль ‘Улюм» Меонат Банджан. (Джазахуллаху хайран).
Дорогие читатели! После чтения книги выразите свои драгоценные мнения по поводу этой работы.
اللهم ارنا الحق حقاً وارزقنا اتباعه و ارناالباطل باطلاً وارزقنا اجتنابه- آمين
Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха ﷺ»
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое главное в религии – это Ислам, опора его – молитва, а вершина его – джихад на пути Аллаха». «Сунан» Тирмизи (2749), «Муснад» Ахмада (5/231).
حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَىٰ وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالًا أَوْ رُكْبَانًا فَإِذَا أَمِنتُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ
Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали (Аль-Бакара 238-239).
Последнее, что завещал своей общине перед своей смертью посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Берегите молитву, берегите молитву и то, чем овладели ваши десницы». «Муснад» Ахмада (6/290)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Узлы Ислама будут развязываться один за другим, и люди будут хвататься за каждый последующий (узел). Первым развяжется узел вынесение решений (в соответствии с тем, что ниспослал Аллах), а последним из них будет молитва». «Муснад» Ахмада (5/251)
الم ذَٰلِكَ الْكِتَابُ لَا رَيْبَ فِيهِ هُدًى لِّلْمُتَّقِينَ الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ
Алиф. Лам. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. (Аль-Бакара, 1-4).
إِنَّ الْإِنسَانَ خُلِقَ هَلُوعًا إِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ جَزُوعًا وَإِذَا مَسَّهُ الْخَيْرُ مَنُوعًا إِلَّا الْمُصَلِّينَ الَّذِينَ هُمْ عَلَىٰ صَلَاتِهِمْ دَائِمُونَ
Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и скупым, когда его касается добро. Это не относится к молящимся, которые регулярно совершают свой намаз … (Аль-Мааридж, 19-22).
مَا سَلَكَكُمْ فِي سَقَرَ قَالُوا لَمْ نَكُ مِنَ الْمُصَلِّينَ
Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз…» (Аль-Муддассир, 42-43).
فَوَيْلٌ لِّلْمُصَلِّين الَّذِينَ هُمْ عَن صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ
Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам (Аль-Маъун, 4-5).
فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلَاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا
После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Они понесут убыток (или понесут наказание за невежество) (Марьям, 59).
Аль-Асвад (да смилуется над ним Аллах) передаёт, что он спросил у Айши (да будет доволен ею Аллах): «Чем занимался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дома?» На что она ответила: «Он помогал (какой-нибудь из) своих жен в работе по дому, а когда наступало время молитвы, выходил на молитву». Бухари.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его». Он упомянул среди этих семи категорий людей «человека, чьё сердце было привязано к мечети». «Сахих» Бухари (660) и «Сахих» Муслима (1031).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Самыми тяжелыми для лицемеров являются утренняя и ночная молитвы. Если бы они знали, какое вознаграждение за них, то пришли бы на них, хотя бы и ползком». «Сахих» Бухари (657) и «Сахих» Муслима (252), (651).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот человек, который пропускает послеполуденную молитву, подобен человеку, лишившемуся своей семьи и имущества». «Сахих» Бухари (552).
Так же он сказал: «Тщетными окажутся дела того, кто не совершает послеполуденную молитву». «Сахих» Бухари (553).
وَمَا مَنَعَهُمْ أَن تُقْبَلَ مِنْهُمْ نَفَقَاتُهُمْ إِلَّا أَنَّهُمْ كَفَرُوا بِاللَّهِ وَبِرَسُولِهِ وَلَا يَأْتُونَ الصَّلَاةَ إِلَّا وَهُمْ كُسَالَىٰ وَلَا يُنفِقُونَ إِلَّا وَهُمْ كَارِهُونَ
Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, лениво совершают намаз и нехотя делают пожертвования. (Ат-Тауба, 54).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Пятикратная молитва, а так же пятничная молитва до следующей пятничной молитвы и Рамадан до следующего Рамадана – всё это является искуплением грехов, если не совершались большие грехи». «Сахих» Муслим (16), (233).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), отправляя Муаза (да будет доволен им Аллах) в Йемен, напутствовал следующими словами: «Пусть первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство того, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять молитв». «Сахих» Бухари (1395) и «Сахих» Муслима (19).