В КАКОЕ ВРЕМЯ МОЖНО ВОСПОЛНЯТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ НАМАЗЫ? ✅
Вопрос: Пожалуйста, объясните подробно, когда восполнять давно пропущенные намазы? На вашем сайте я читала, что нужно каждый каза-намаз читать в соответствующее время: утренний – до дневного, дневной – до полуденного и т. д. Но я слышала, что во время аср-намаза можно читать только очередной за этот день. В какое время восполнять аср-намазы? Жду Вашего разъяснения. Спасибо.
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Пропущенные обязательные намазы могут быть восполнены (в качестве каза-намазов) в любое время дня и ночи, за исключением:
– восхода,
– заката,
– зенита,
– предзакатного времени, когда солнце бледнеет.
Господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) говорил:
ثلاث ساعات كان رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهانا أن نصلي فيهن، أو أن نقبر فيهن موتانا: «حين تطلع الشمس بازغة حتى ترتفع، وحين يقوم قائم الظهيرة حتى تميل الشمس، وحين تضيف الشمس للغروب حتى تغرب
«Есть три промежутка времени, в которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам совершать намаз и погребение (исполнение погребального намаза): – когда солнце восходит, пока оно полностью не поднимется; – когда солнце находится в зените, пока оно не сдвинется; – когда солнце заходит, пока оно полностью не зайдет». (Муслим. Сахих. – № 831)
В любое иное время, кроме указанных промежутков, совершение каза-намазов разрешено. Нет необходимости связывать каза-намаз со временем конкретного намаза. То есть, скажем, восполнение пропущенного зухр-намаза отнюдь не обязательно совершать именно в зухр-время. Вполне можно в зухр-время восполнять пропущенные фаджр-, зухр-, аср-, магриб- и иша-намазы. В хадисе приводятся следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
من نسي صلاة فليصلها إذا ذكرها، لا كفارة لها إلا ذلك
«Кто пропустил намаз, пусть исполнит его, как вспомнит. Иного искупления за это нет». (Муслим. Сахих. – № 684)
В данном хадисе восполнение пропущенного намаза не ограничивается каким-то конкретным промежутком времени. Поэтому при пропуске фаджр-намаза нужно восполнить его сразу, как человек вспомнит об этом. Если он вспомнит об этом в зухр-время, то тогда он его и должен восполнить.
Прочитанное вами на сайте о восполнении в зухр-время пропущенного зухр-намаза, а в аср-время – пропущенного аср-намаза и т. д. является лишь рекомендацией для облегчения восполнения намазов при большом, многолетнем количестве пропусков, чтобы восполнение не стало чрезмерным бременем. То есть это отнюдь не является неким обязательным правилом.
В отношении вашего вопроса об аср-намазе следует отметить, что после него вполне можно совершать каза-намазы вплоть до того момента, когда солнце побледнеет, готовясь к закату. Когда же оно побледнеет и приблизится к закату, в это время каза-намаз совершать нельзя, и лишь после заката его исполнение снова станет допустимым. Единственный намаз, который можно совершать в указанный предзакатный отрезок времени, – это текущий аср-намаз, если он еще не был исполнен. Поскольку солнце в это время еще не зашло, формально время для аср-намаза еще не закончилось, и соответственно его нужно совершить, чтобы он не перешел в разряд пропущенных. Впрочем, отметим, что такая задержка аср-намаза порицается. (Маргинани. Хидоя. – Том 2, стр. 41)
ولا صلاة جنازة » لما روينا » ولا سجدة تلاوة » لأنها في معنى الصلاة إلا عصر يومه عند الغروب لأن السبب هو الجزء القائم من الوقت لأنه لو تعلق بالكل لوجب الأداء بعده ولو تعلق بالجزء الماضي فالمؤدى في آخر الوقت قاض وإذا كان كذلك فقد أداها كما وجبت بخلاف غيرها من الصلوات لأنها وجبت كاملة فلا تتأدى بالنقص
А Аллах знает лучше
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Источник: askimam.ru
Если человек ненамеренно (забыл, проспал и т.д.) или по каким-то причинам не найдя возможности пропустил намаз, то он должен совершить каза, возместить пропущенный намаз. Каза совершается в любое (кроме случаев, когда это не допускается) время. Если пропущены несколько намазов текущего дня – надо совершить каза по порядку (начиная с самого первого, по времени и до последнего пропущенного намаза). В случае, если пропущены более 5 намазов, то порядок в их чтении не соблюдается. Если наступило время следующего фарз намаза, а у человека еще не прочитан предыдущий намаз, то ему сначала следует возместить предыдущий. В случае если есть боязнь того, что время текущего намаза уже выходит, и человек не успевает, то читается фарз данного времени, и только потом совершается каза пропущенного намаза. Если человек зашел в мечеть с намерением прочитать предыдущий намаз, время которого вышло, и в это время джама’ат с имамом начинают читать намаз текущего времени, то ему следует присоединиться к ними только потом возместить пропущенный намаз. Илдус хазрат Файзов
islam-today.ru
Обязательность восполнения намаза, пропущенного без уважительной причины, – это мнение абсолютного и подавляющего большинства учёных прошлого (некоторые сказали о наличии единогласного мнения на этот счёт), которое опирается на сильные доказательства.
Доказательство первое:
Повеление пророка (ﷺ) восполнять намаз, пропущенный по причине сна (то есть по уважительной причине), указывает на то, что намаз, пропущенный без уважительной причины необходимо возмещать тем более. Данный аргумент в качестве довода приняли имамы этой уммы.
Доказательство второе:
Пророк (ﷺ) сказал о шариатских обязательствах: «Долг перед Аллахом более подходит для восполнения, [чем долг перед людьми]». Известно, что долг перед людьми восполняется, даже если он умышленно не был уплачен вовремя.
Некоторые сказали, что нет разницы между намазом, совершённым раньше времени, и намазом, совершённым после его времени, проведя между этими двумя положениями аналогию (кияс).
На это можно ответить с двух сторон:
Разница первая: если человек совершит намаз раньше времени, то у него останется законное время для совершения намаза, и, соответственно, совершение намаза раньше времени не будет оправданным. Что же касается совершения намаза после его времени, то установленного шариатом для намаза времени в таком случае уже не остаётся. Данная разница делает кияс недействительным.
Разница вторая: пророк (ﷺ) повелел совершить намаз тому, кто проспал его, хотя установленное время его совершения уже вышло. Значит, разница есть. Эта разница также делает кияс недействительным.
Некоторые сказали, что вторая разница не принимается, поскольку временем совершения намаза для того, кто его проспал, будет момент, когда он проснулся. На это можно ответить хадисом о том, как пророк (ﷺ) и сподвижники, когда проспали намаз, не стали совершать его сразу, а сделали это только после того, как ушли с долины.
На самом деле мнение об обязательности возмещения намаза, пропущенного без уважительной причины, является сильным мнением большинства учёных, а не наоборот. Другое мнение на тот уровень, который оно сегодня имеет, поднял шейху ль-ислам Ибн Таймийя (рахимахуЛлах).
Аллах знает лучше