Вопрос: Ассаламу алейкум! Хотел спросить, где можно найти устаза, у которого дела соответствуют знаниям? Просто я знаю устазов, которые учились много времени в «Азхаре», но иногда они не действуют [согласно] своим знаниям. Как мне быть? Плохо мне, когда вижу салафитских устазов, у которых и знания, хоть и не правильные, и дела. Они строгие в исполнении шариата. Иногда мне страшно. Думаю, что собьюсь с пути. (Ливерпуль, Великобритания)
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
При выборе учителя нужно уделить внимание двум одинаково важным моментам:
а) Этот человек должен иметь знания, полученные у традиционных и заслуживающих доверия алимов из числа Ахлюс-Сунна-валь-джамаат. По этому поводу Абдулла ибн Мубарак (милость ему Аллаха) говорил:
الإسناد من الدين، ولولا الإسناد لقال من شاء ما شاء
Наличие непрерывной цепочки знаний (доходящей до пророка, салляллаху алейхи уа саллям) – неотъемлемая часть религии. Если б важность этого не подчеркивалась, все бы что хотят, то и говорили. (Муслим. Сахих. – Том 1, стр. 15)
Мухаммад ибн Сирин (милость ему Аллаха) говорил:
إن هذا العلم دين، فانظروا عمن تأخذون دينك
Это знание – часть самой религии. Смотрите же, у кого берете свою религию. (Муслим. Сахих. – Том 1, стр. 14)
Две приведенных цитаты – мудрые выражения двух великих учеников сподвижников пророка (салляллаху алейхи уа саллям), подчеркивающие, что черпание знаний из достоверных источников является частью ислама. Так же, как намаз, закят, пост, хадж и др. являются частями ислама, частью ислама является и осмотрительность в отношении получения знаний от правильных и заслуживающих доверия алимов из числа Ахлюс-Сунна-валь-джамаат. Ведь если знание будет извлекаться из неверных источников, это может привести к неправильному пониманию ислама, неправильному его практикованию.
б) Второй момент заключается в том, что алим должен обладать качеством «таква» (сознательно относится к Аллаху), быть праведным и следовать Сунне.
Коран дал нам инструкции в отношении того, кто является теологом, кто достоин следования за ним. Аллах говорит в Коране:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
Спросите же людей знания, если не знаете сами. (Коран, 16:43)
وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ
Следуй путем того, кто обратился ко Мне. (Коран, 31:15)
إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ
И из Его рабов лишь знающие боятся Аллаха. (Коран, 35:28)
Все приведенные аяты указывают на тот факт, что знание должно быть получено от людей, обладающих «таква» (сознательным отношением к Аллаху). Частью этого качества является следование Сунне: чем в большей степени человек обладает данным качеством, тем более внимательно он относится к следованию Сунне, поскольку стремится в максимально возможной степени угодить Аллаху, а самые любимые Аллахом поступки заключаются в том, чтобы придерживаться Сунны Его пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Аллах говорит в Коране:
قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ
Скажи (пророк): «Если вы действительно любите Аллаха, следуйте за мной, и Аллах будет любить вас и простит вам грехи. Аллах – Прощающий, Милосердный». (Коран, 3:31)
Таким образом, основой для выбора учителя являются его праведность, следование Сунне и получение им знаний от верно ведомых алимов Ахлюс-Сунна-валь-джамаат.
Обратитесь к Аллаху с мольбой о направлении вас к верно ведомым алимам и держите в уме два вышеприведенных важных момента, когда будете искать учителя. Даст Аллах, вы найдете подходящего учителя с помощью Аллаха.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв.
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
актуальная тема в наше время особенно когда много разных «имамов», «устазов», «теологов» но на больше чем слабым знанием теории эти люди не обладают… поэтому ханафиты часто не понимают что происходит, с одной стороны мы на истине с другой наши как бы знающие не всегда достойно выглядят. остается надеяться что это исправится в последующие годы когда уровень образования улучшится и очень хотелось бы видеть на минбарах именно тех кто следует сунне словом и делом.
Для салафитов и других фирок как показывает реальность нет более весомой проблемы как реально знающий имам ханафит следующий своему мазхабу и словом и делом. Мазхаб это и есть сунна. И они радуются когда видят безбородого имама у которого от мазхаба только название и тюбетейка.