Второе условие – стремиться читать больше книг предшествующих ученых, поскольку они
более полезны в научном плане, чем книги поздних ученых[1]. И это установлено опытом и
сообщениями.

Что касается опыта, то это проверено в каждой из наук, так как более поздние ученые не
достигают такой глубины в знаниях, как более ранние ученые. И знания сподвижников глубже
знаний табиинов, а знания табиинов глубже знаний тех, кто пришел после них, и так далее до
наших дней. Кто будет изучать их жизнь и слова, тот узнает удивительные нюансы.

Что же касается сообщений, то это хадис: «Лучшее поколение – это мой век, затем – те, ко
после них, а затем – те, кто после них». И в этом содержится указание, что каждый
последующий век будет так же соотноситься с предшествующим».

Назвав некоторые хадисы, он сказал следующее:

«И поэтому книги древних ученых, их слова и образ жизни более полезны для того,
кто хочет проявлять предосторожность во всех видах знаний, особенно в шариатских
науках».

И на этом заканчиваются слова аш-Шатыби (да помилует его Аллах). Он перечислил нам
важные правила получения знаний, и пусть Аллах воздаст ему благом за это!

Посмотри, как настойчиво он повторяет, что необходимо получать знания у шейхов, достигших
совершенства в науках, у шейхов, которые тоже получали это знание у совершенных, за
которыми можно следовать, чтобы в итоге получилась непрерывная цепь, где каждый
следующий получал знания у предыдущих.

Что касается методов обучения, то они были следующими:

1. Начинающих студентов они обучали поэтапно, переходя от небольших тем к крупным,
смотря на них, как мать смотрит на новорожденного ребенка и учит его постепенно и
аккуратно вести себя правильно, есть самостоятельно и так далее.

И, как нельзя новорожденного ребенка кормить тем, чем кормят годовалого, так нельзя и
учителю обучать начинающего студента тому, что касается разногласий и доказательств.
Этому учат лишь тех, кто получил глубокие знания.

Это и есть определение алима раббани.

Имам аль-Бухари пишет в десятой главе раздела о знаниях:

«Ар-раббани – это тот, кто обучает малому до преподавания крупных тем».

Аль-Маджд ибн аль-Асир (да помилует его Аллах) сказал[2]:

«Слово «ар-раббани» образовано от слова «тарбия» («воспитание»), то есть те, кто
воспитывал начинающих студентов сначала малым темам до перехода к крупным».

Имам аль-Байдави в начале своего известного тафсира пишет:

«Слово «ар-рабб» образовано от «тарбия» («воспитание»), и это означает доведение
вещи до совершенства постепенно. И поэтому устаз воспитывает своего студента,
обучая его шаг за шагом, пока тот не достигнет совершенства по милости
Всевышнего Аллаха».

Имам аш-Шатыби (да помилует его Аллах) подчеркивал этот смысл[3], разъясняя слова:

«Не каждую истину необходимо разглашать»:

«Сюда относится то, что не нужно начинающего студента обучать тому, что изучает
оканчивающий учебу. Напротив, его нужно обучать малым темам до перехода к
большим».

[1] Ибн Хаджар пишет в «Лисан аль-мизан» (3:316) в биографии Халида ибн Анаса:
«Сердца больше стремятся к словам древних ученых».

[2] Ан-Нихая, 2:181.

[3] Аль-Мувафакат, 4:190.