…Может быть, этот раздел окажется более важным, чем другие разделы.

Это не потому, что этот раздел содержит новые разделы и особый научный анализ. Мы уже привели большее количество научных доказательств, чем те, что содержатся в этом разделе. Причина в том, что в этом разделе ты обнаружишь свидетельства такого фанатизма, который ты наверняка не обнаружишь ни у одного разумного человека!   Они подозревают нас в фанатизме, потому что мы не согласны отойти от истины, основанной на тысяче и одном аргументе, но ты обнаружишь в этом разделе, как они запираются в клетки необычайного фанатизма. Несмотря на то, что это может привести их к поиску помощи в сумасшествии и одержимости!

И в этом разделе я не измышляю и не злословлю ни о ком… и не говорю ни одного измышленного слова и не придумываю ничего[1]. Я сказал брату, с которым я вел диспут, а он громко изливал на меня свои удивительные и странные речи, что скоро я распространю все сказанное им, если он будет упорствовать. Аллах знает, что я сказал это только для того, чтобы побудить его к размышлению и к спокойствию в речи! Но этот человек сказал: «Распространяй что хочешь, я не боюсь»!

Я не буду говорить, кто этот человек, и обойду молчанием его имя. Тебе достаточно будет знать, что он из числа тех, кто обучает безмазхабности, а не учится ей. Вместе с тем этот человек – достойный, благочестивый юноша, если бы только не эта грязь, погрузившая его и его мышление в пучину удивительного фанатизма.

Он пришел вместе с несколькими приятными юношами, которые привыкли искать истину везде, где они предполагают ее найти. Я начал беседовать с ним и сказал:

– Каков твой метод понимания Законов Аллаха? Извлекаешь ли ты его из Корана и сунны, или берешь от имамов иджтихада?

– Я рассматриваю утверждения имамов и их на то доказательства, затем опираюсь на то высказывание, что ближе всех к доказательствам Корана и сунны!

– У тебя есть 5 тыс. сирийских лир, ты хранил их шесть месяцев, затем ты купил на них товар и стал торговать, когда же ты отдашь закят с твоего товара, после оставшихся до окончании года шести месяцев, или же по окончании целого года?

Он сказал, поразмыслив:

– Твой вопрос означает, что, по твоему мнению, с торгового имущества надо платить закят!

– Я только спрашиваю. И хочу, чтобы ты ответил мне, основываясь на твоем особом методе. Вот перед тобой библиотека, в ней книги по тафсиру, сунне, книги имамов муджтахидов.

Он немного подумал и затем сказал:

– О, мой брат, это религия, а не какой-либо легкий вопрос, на который можно ответить, недолго думая. Для этого необходим анализ, повторение, изучение, для всего этого необходимо время, а мы пришли обсуждать совсем другую тему.

Я отошел от этого вопроса и сказал:

– Прекрасно… А обязательно ли каждому мусульманину рассматривать доказательства имамов, а затем следовать за более соответствующим из них Корану и сунне?

– Да.

– Это означает, что все люди обладают таким же потенциалом иджтихада, что и имамы мазхабов. Более того, они обладают более совершенным и полным потенциалом, поскольку тот, кто может рассудить мнения имамов или же вынести решение для них на основе мерила Корана и сунны, то он без сомнения имеет большие знания, чем все они!!!

– На самом деле все люди делятся на три категории: мукаллид, муттаби и муджтахид. Тот, кто может сравнивать одни мазхабы с другими и извлекать более близкое к Корану – муттаби. Это средний уровень между таклидом и иджтихадом.

– В чем же обязанность мукаллида?

– Следовать за тем из муджтахидов, с кем он согласен.

– Есть ли грех в том, чтобы он следовал за одним из них неотступно, не переходя к другому?

– Да, и это ему запрещено.

– Каково доказательство этого запрета?

– Доказательство в том, что он вменил в обязанность то, что ему не вменил в обязанность Аллах, Свят Он и Велик.

– Каким из семи способов чтения ты читаешь Коран?

– Чтением «хафс».

– Всегда ли ты читаешь таким способом? Или читаешь каждый день разным чтением?

– Нет, я всегда читаю только способом «хафс».

– Так почему же ты вменил себе в обязанность это? Несмотря на то, что Аллах, Свят Он и Велик, вменил тебе в обязанность только читать Коран, как это приведено от Пророка, мир ему и благословение, с высшей степенью достоверности.

– Поскольку я не смог изучить остальные способы чтения и мне легко читать только таким способом.

– Тот, кто изучил фикх по мазхабу аш-Шафии, подобно тебе, не смог изучить остальные мазхабы, и ему было легко изучить законы религии только в изложении этого имама. Если ты вменяешь ему в обязанность познать иджтихады всех имамов, чтобы черпать от них всех, то тебе также обязательно изучить все способы чтения, чтобы читать в соответствии с ними. Если же ты оправдываешь себя своей неспособностью, то ты должен также оправдать этого мукаллида. Как бы там ни было, мы говорим: откуда ты взял, что мукаллиду необходимо вменить себе в обязанность переходить от одного мазхаба к другому, несмотря на то, что Аллах не обязал его делать это, также как не обязал его постоянно следовать определенному мазхабу?…

— То, что ему запрещено, так это неотступное следование с убеждением, что Аллах велел ему это.(т.е. ему запрещено следовать за одним мазхабом если он убежден, что Аллах обязал его следовать за одним мазхабом, если же он следует за ним, потому что ему так легче или еще по какой то причине, то это дозволено)

– Это совсем другое дело. Это истина, без всякого сомнения и разногласия. Однако, является ли для него грехом постоянно придерживаться определенного имама, зная, что Аллах велел ему это?

– Нет на нем греха.

– Но брошюра, по которой ты преподаешь, говорит о противоположном твоим словам. В ней говорится о запрете на это. Более того, в некоторых местах говорится о неверии того, кто неотступно следует за определенным имамом, не отходя от него.

– Где это сказано? И он обратился к брошюре, изучая ее текст и выражения, и начал размышлять о словах автора брошюры: «тот, кто неотступно следует за определенным имамом во всех вопросах, тот – ошибающийся фанатик, следующий подобно слепому, и он из тех, кто разделили религию и стали группами». И он сказал:

– Он имел в виду неотступное следование с убеждением предписанности оного шариатом. Это недостаточно полное выражение.

– Где доказательство того, что он именно это имел в виду? Почему ты не говоришь, что автор ошибся?

Далее этот человек продолжал настаивать на том, что выражение верное, но оно имеет скрытый смысл. И что автор не совершил никакой ошибки в этом!…

Я сказал:

– Однако выражение с таким смыслом не является предметом спора. И тогда оно бесполезно, нет такого мусульманина, который не знал бы, что следование за одним из четырех имамов не является обязанностью шариата. Каждый мусульманин, неотступно следующий определенному мазхабу, делает это по своему желанию и выбору.

– Как? Я слышу от многих людей и некоторых ученых, что шариат обязывает неотступно следовать определенному мазхабу, так что недопустимо переходить к другому мазхабу!…

– Назови мне хотя бы одно имя, будь то простолюдин или ученый, кто сказал тебе подобное.

Он замолчал, однако он поразился тому, что мои слова могут быть верны, и стал повторять, что все, что он знает, это то, что многие люди запрещают переходить из одного мазхаба в другой.

Я ему сказал:

– Ты не найдешь сегодня никого, кто придерживается этой ложной иллюзии. Да, приводится о последних поколениях времен Османской империи, что они считали переход ханифита в другой мазхаб из ряда вон выходящим. Нет никакого сомнения, что то, что исходило от них – если история верна – было пределом глупости и ненавистного слепого фанатизма.

Я сказал ему затем:

– Откуда взято тобой различие между мукаллидом и муттаби? Это различие лексическое или терминологическое?

– Между ними лексическое различие.

И тогда я принес ему лексические словари для того, чтобы он показал в них лексическую разницу между этими двумя словами, и он не нашел ничего.

Затем я сказал:

– Поистине, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал арабу, который выступал против оплаты, установленной Абу Бакру мусульманами: «Если мухаджиры довольны, то вы следуйте за ними». Он использовал слово «следуйте» в смысле согласия, не допускающего никакого оспаривания и высказывания и мнения.[2]

– Пусть это будет терминологическая разница… разве нельзя пользоваться своей терминологией?

– Конечно. Но эта твоя терминология никак не изменит сути вещей. Тот, кого ты называешь муттаби, в случае, если он осведомлен об аргументах и методе выведения из них решений, является муджтахидом, а если он не осведомлен об аргументах, или не способен на извлечение из них норм, то он в этом случае является мукаллидом. Если он в одних вопросах таков, а в других – нет, то он в одних вопросах – мукаллид, а в других – муджтахид. В любом случае деление второстепенно, и правило, касающееся каждого из них, четко и известно.

– Муттаби это тот, кто способен различать верные среди высказываний и их аргументов и отдавать предпочтения некоторым из них над другими. Это степень, отличная от степени чистого таклида.

– Если ты имеешь в виду различение утверждений в зависимости от силы и слабости аргумента, то это высшая степень иджтихада. Способен ли ты лично на это?

– Я делаю это по мере моих сил.

– Я лично знаю, что ты дал фетву о том, что три развода, данных одновременно в одном месте, считаются одним разводом. Обратился ли ты до того, как дать эту фетву, к высказываниям имамов и их аргументации, а потом сравнил их и вынес фетву на основе этого… Уваймир аль-Аджалани трижды дал развод своей жене в собрании Пророка, после того как совершил «лиан»[3]. Он сказал: «Я солгал о ней, о Посланник Аллаха, мир тебе и благословение, как я оставлю ее, ведь она трижды разведена». Что ты знаешь об этом хадисе, и его положении относительно этого вопроса, и насколько он является доказательством в соответствии с мазхабом большинства или мазхабом ибн Таймии[4]?

– Я не знаю этого хадиса.

– Как же ты вынес фетву по сему вопросу, противореча в этом единогласному мнению четырех мазхабов, не останавливаясь на их аргументах и на степени их достоверности или слабости?… И вот ты оставил принцип, о приверженности которому ты говоришь, и который ты пытаешься нам навязать, это принцип иттиба, как ты его сформулировал.

– У меня не было на тот момент достаточно книг, чтобы изучить мазхабы имамов и их аргументы.

– Что же заставило тебя поторопиться с вынесением фетвы, противоречащей мнению большинства мусульман, не изучив ничего из их доказательств?

– Что мне было делать, ведь у меня спросили, и у меня было только ограниченное количество источников?

– Ты мог сделать то, что смогли сделать все ученые и имамы. Ты мог сказать: «Я не знаю». Или же привести спросившему мнения четырех мазхабов, и противоположные мнения, но не выносить фетву на основе одного мнения. Ты мог сделать это, более того, это было твоей обязанностью, тем более что проблема, с которой ты столкнулся, не была такого уровня, чтобы ты был вынужден прийти хоть к какому то выходу!… Что касается вынесения тобой фетвы, основанной на мнении, противоречащем единому мнению четырех имамов, без изучения, по твоему признанию, их аргументации, довольствуясь тем, что твоему сердцу ближе мнение, противоречащее четырем мазхабам, то это –предел фанатизма, в котором ты нас подозреваешь.

– Я изучил мнение четырех имамов в книге аш-Шавкани, а также «Субуль ас-салям» и «Фикх ас-сунна» Саида Сабика.

– Это книги противников четырех имамов в этом вопросе, и все они высказываются однобоко, и приводят аргументы, подтверждающие их мнение; согласен ли ты вынести решение в отношении двух противников, выслушав только одного из них, а также его свидетелей и близких?…

– Я не вижу в моих действиях чего-либо порочного. Я был обязан дать фетву спрашивающему, и сделал это в меру своего понимания.

– Ты говоришь, что ты муттаби, и что мы должны быть таковыми, и ты растолковал иттиба как рассмотрение утверждений всех мазхабов, изучение их аргументов и приверженность более близкому к достоверному доказательству. И ты же сам своим поведением бросаешь свои принципы оземь. Ты знаешь, что четыре мазхаба единогласны в том, что троекратный развод, данный одновременно в одном месте, расценивается как троекратный, и ты знаешь, что у них есть доказательства в пользу этого и ты не изучил их, и вместе с тем ты отошел от их единого мнения к тому мнению, которое тебе по душе. Убедился ли ты первоначально в том, что доказательства четырех имамов неприемлемы?

– Нет, но я не изучил их, поскольку у меня не было соответствующих источников.

– А почему ты не подождал?… Почему поторопился, ведь Аллах Всевышний не предписывал тебе этого? Разве то, что ты не изучил аргументы большинства ученых, подтверждало мнение ибн Таймии?… Разве не это фанатизм, в котором вы нас ложно обвиняете?

– Я видел в книгах, имевшихся у меня, достаточные доказательства, и Аллах не предписал мне больше этого.

– Если мусульманин увидел в имевшихся у него книгах доказательства чего- либо, достаточно ли ему этого, чтобы оставить мазхабы, противоречащие его мнению, даже если он и не изучил их аргументов?

– Ему этого достаточно!..

– Юноша, недавно начавший исполнять религиозные предписания, у которого нет никакой доли исламской культуры, прочел слова Всевышнего: «Аллаху принадлежит и восток и запад; и куда бы вы не обратились, то вы встретите Лик Аллаха, поистине Аллах всеобъемлющий, знающий» (аль-Бакара, 115). И он понял из этого, что мусульманин имеет право в своей молитве обращаться туда, куда ему угодно, в любую сторону, как на это указывает явный смысл аята, но он слышал, что четыре имама единогласны в необходимости обращения в молитве к Каабе, он знает, что у них есть аргументы в пользу этой точки зрения, но он их не изучил. Что же он будет делать, когда встанет на молитву? Должен ли он последовать в убеждении за своим пониманием доказательства, имеющегося у него, или же за имамами, единогласно высказывающими противоположное?

– Он должен следовать за своим убеждением!!!

– И он будет молиться, обратившись, например, на восток. И его молитва будет действительной?!

– Да, поскольку он должен следовать за своим личным убеждением!

– И вот его личное убеждение внушает ему, что нет никакого греха в том, чтобы совершить прелюбодеяние с женой соседа, наполнить свою утробу вином, забирать имущество соседа без права. Дозволил ли ему Аллах все это из-за его «личного убеждения?!

Он немного помолчал, затем сказал:

– В любом случае, ситуация, о который ты меня спросил, нереальна и не может воплотиться в жизнь.

– Это не иллюзия, более того, очень часто случается подобное и даже более удивительное! Юноша, у которого нет знаний о Исламе, о Коране и сунне, услышавший или же прочитавший случайно этот аят, узнал из него то, что знает каждый араб, обращающий внимание на явный смысл слов, он узнал, что нет греха в том, чтобы молящийся обращался в молитве в любую сторону, несмотря на то, что он видит обращение людей именно к Каабе, а не к чему-либо другому… такая ситуация вполне естественна и допустима, пока среди мусульман есть те, кто не знает ничего об Исламе. Как бы там ни было, ты вынес не иллюзорное решение по этой ситуации. И ты посчитал личное мнение основанием для принятия решения в любой ситуации. А это противоречит твоему разделению людей на три категории: мукаллид, муттаби, муджтахид.

– Он должен провести исследование… разве он не читал какого-либо хадиса или другого аята.

– У него не было источников для проведения исследования, также как у тебя при вынесении решения по вопросу развода. И у него не было возможности прочесть другие аяты, касающиеся вопроса направления в молитве. Будет ли он и дальше упорствовать, утверждая, что он следует своему личному мнению и оставит иджму имамов?

– Да, если он не в состоянии провести исследование, то он имеет оправдание, и ему достаточно полагаться на то, к чему его привело мнение и суждение.

– Поистине, я распространю слова, сошедшие с твоих уст, это удивительные и опасные слова!

– Распространяй обо мне что хочешь, поистине, я не боюсь этого.

– Как ты можешь бояться меня, если ты не боишься Аллаха, и речью своей бросаешь слова Всевышнего – «Спрашивайте знающих, если вы не знаете» – оземь.

– О мой брат, эти имамы не безгрешны, а аят, на который я опираюсь, это речь непогрешимого, велико Его Величие. Как же можно оставить непогрешимого, и ухватиться за подол ошибающихся?

– Поразительно; непогрешим истинный смысл слов Аллаха, вложенный в слова: «Аллаху принадлежит восток и запад…», но не является непогрешимым понимание того юноши, абсолютного далекого от исламской культуры, ее норм и сути Корана. То есть, сравнение, о котором я говорю, проводится между пониманием этого юноши и пониманием четырех имамов, и оба они не являются непогрешимыми. Однако, один из них погряз в невежестве и поверхностности, а другой погружен в исследования, науку и уточнение.

– Поистине, Аллах предписал только то, к чему приведет его старание!

– Тогда ответь мне на этот вопрос: у человека есть ребенок, он заболел, у него воспаление, его осмотрели все лекари города, и единогласны в том, чтобы дать ему определенное лекарство, и остерегли его отца от инъекции пенициллина, и сказали ему, что это приведет к смерти сына. Однако отец ребенка знает из прочитанного в медицинском бюллетене, что пенициллин помогает при воспалительных процессах, и он основывается на своих знания по этому вопросу и отвергает советы врачей, потому что он не знает доказательств их утверждений, и использует личное мнение, и лечит сына инъекцией пенициллина, от чего сын отправляется к Милости Аллаха. Надо ли отца привлекать к суду, и будет ли он грешен в этом?

Он немного подумал и ответил:

– Это разные вещи.

– Напротив, это одно и тоже. Он слышал о единогласии врачей, как слышал тот о единогласии ученых, но он положился только на прочтенный текст из медицинского бюллетеня, также как тот положился только на один прочитанный текст из Книги Аллаха. И тот и другой использовали свое личное мнение!

– О мой брат, Коран это свет… свет… разве свет в своих повелениях подобен каким-либо другим словам?

Я сказал:

— Свет Корана отражается в разуме любого рассуждающего или читающего его, который понимает его как свет в соответствии с Волей Всевышнего. Какая же разница между знающими и незнающими в таком случае, если все они черпают из этого света? Два примера одинаковы, нет между ними никакой разницы, и ты должен ответить мне, последует ли исследователь в этих примерах за своим личным мнением или же последует за специалистами?

– Личное мнение и есть основа.

– Он использовал личное мнение и в результате его сын умер, последует ли за этим какая-либо ответственность по шариату или другому закону?

Он во всеуслышание ответил:

– Он не несет никакой ответственности!

– Давай завершим наш диспут после этого резюме, которым ты прервал путь к нахождению между нами общего знаменателя, на котором можно было бы построить хоть какое-то исследование, и достаточно того, что ты твоим удивительным ответом противоречишь единогласию всей исламской уммы… Нет, клянусь Аллахом, мерзкому фанатизму не будет места на Земле, если вы сами не будете приверженцами этого фанатизма.

 

Неграмотный мусульманин использует свое «личное мнение» в понимании Корана… и будет совершать молитву не в сторону Каабы, противореча всем мусульманам и молитва его будет действительна!… И – простой человек использует свое личное мнение, и лечит кого угодно и как угодно, и больной умирает благодаря ему. И «лекарю» говорят: «Да простит тебя Аллах!».

Я не знаю тогда, почему нас не оставляют эти люди,? чтобы мы использовали наше личное мнение, что неграмотные в вопросах религии и ее доказательств должны придерживаться мазхаба одного из имамов муджтахидов, следуя за ним, потому что он лучше знает Книгу Аллаха и сунну Его Посланника.

Каким бы ошибочным не было для них наше мнение, пусть и за это заступится «личное мнение», и пусть для них будет хорошим примером мнение того, кто считает, что молитва повернувшегося спиной к Каабе действительна, и пример того, кто убил ребенка, и это убийство было иджтихадом и лечением!!!

 

 

[1] Это наше опровержение тем, кто утверждает, что мы изменили и поменяли … если бы нас не удержала от этого богобоязненность, то этому помешало бы свидетельство как минимум десяти человек, видевших и слышавших это.

[2] : «Отрекутся те, за кем следовали (в день Судный) от тех, кто следовал за ними, и постигнет (идолопоклонников) наказание, и прервутся между теми и другими связи всякие». (Сура аль-Бакара, 166). Всевышний использовал слово «следовал» в смысле худшего проявления таклида.

[3] Клятвенное заверение по особой формуле в своей невинности – о муже или жене при процессе развода (прим. пер.).

[4] Это одно из многочисленных доказательство из ясной и достоверной сунны о том, что троекратный развод, данный одновременно в одном месте, считается троекратным. Для изучения этого вопроса смотри нашу книгу: «Лекции по сравнительному праву».

 

Послесловие

О мой брат читатель, если ты будешь беспристрастным, далеким от фанатизма на пути, на который ты равняешься, если ты не будешь желать ничего, кроме познания истины на основе аргументации, поистине, написанное и разъясненное мною достаточно ясно раскрывает тебе все скрытое и удаляет от тебя всякие сомнения.

Если же ты будешь спорить и защищать мысль, благодаря которой узнали тебя и которая стала тем самым частью твоей личности и сущности, и ты не можешь ничего иного, кроме как проявлять фанатизм и призывать к ней, и если я прибавлю к написанной мной ясной истине множество других доказательств и ярких доводов, то это не принесет тебе пользы, поскольку проблема твоя не в невежестве, которое может быть излечено наукой, но это только твоя приверженность группе, и фанатизм, от которого избавить тебя может только искреннее осознание тобой наблюдения Аллаха, велико Его Величие.

И к кому бы ты ни относился, мне необходимо обратить твое внимание, что в каждой группе и общине людей, призывающей к чему-либо, есть те, кто проник в их ряды, но которых не волнуют их цели. У этих людей одна цель – разжечь пламя спора между этой общиной и другой, всякий раз, как этот спор исчезает или же готов погаснуть. Нет сомнения, что они показывают свой энтузиазм и воодушевленность идеей, но их единственной целью, как я тебе сказал, является углубление трещины разногласий, и раздувание, по мере возможности, споров и раздоров, и отдаление обстоятельств, способствующих благоразумию и размышлению о решении вопроса всеми возможными силами.

Это неоспоримая истина, в которой не сомневается ни один разумный человек. Так как же избавиться от этих ухищрений, и как достичь того, чтобы разногласия по некоторым пунктам не привели к появлению препирательства, вражды и раскола?

Путь заключается только в том, чтобы мы прибегали к весам объективности при исследовании и апеллировании к научным доказательствам, светлым и чистым, так чтобы к этому не примешалась иная цель, отклонение или фанатизм.

И тогда постепенно растворятся разногласия, и далее не сможет ни один из интриганов привести хоть кого-то из различных групп к гибельному месту ненависти раздора и злобы.

Я уже привел тебе в этом моем сочинение все, в чем нуждается разум для познания истины по этому вопросу… и тебе раскрылось, что автор брошюры привел недостоверные цитаты, более того, противоречащие истине, и ты увидел, как разъясняют совершенно противоположное те, кому автор брошюры приписывает приведенные цитаты, и ты увидел единогласие большинства мусульман со времен сподвижников до наших дней…. Нет сомнения, что ты прочел мои слова обо всем этом внимательно и вдумчиво; клянусь Аллахом, не сможет ни один беспристрастный человек утверждать, что я злословил в диспуте или же играл цитатами, или же отошел от объективности при приведении доказательств.

Так вернись же, мой брат, таким образом на широкую дорогу, по которой, не сходя с нее, идут толпы мусульман во все времена, и займи позицию, поддерживающую этот путь и защищающую его, воюя с любым проявлением излишества или упущения… Остерегай людей от фанатизма в приверженности мазхабам, как было нами разъяснено, убеди их в том, что доказательство – это основа во всем, но только тогда, когда ты совершенен в его познании и понимании. И не поступай необдуманно, идя по пути крайности и чрезмерности. Поистине, это корень всех бед и несчастий. Нет силы совершать благое, и нет силы отказаться от совершения порицаемого, кроме как от Аллаха Всевышнего, Высочайшего.

 

 

Из книги шейха Саида Рамадана аль-Буты (да помилует его Аллах)  “Ля мазхабият” (Безмазхабность)